УВЭД

Объявление

Напоминаю правила форума: никакого флуда, мата и флейма!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » УВЭД » Политическая экономия » Вопросы по политэкономии


Вопросы по политэкономии

Сообщений 41 страница 60 из 63

41

26. Основные направления экономической политики государства

Экономическая политика — это совокупность различных мер, предпринимаемых правительством с целью достижения конкретных целей экономического развития. Экономическая политика представляет собой сложный общественный механизм. В самом общем плане в механизме экономической политики можно выделить следующие важнейшие этапы и элементы:

* процесс её формирования;
* механизм реализации;
* оценку и обратную связь, предполагающая корректировку политики в зависимости от её результатов.

Процесс формирования экономической политики в рыночной экономике основан на относительно развитой системе политической демократии. Это система многопартийной и представительной демократии. Многопартийность является ключевым моментом в процессе формирования динамичной экономической политики. Она - естественный результат существования различных экономических интересов в обществе. В то же время многопартийность создаёт заслоны для монополизации власти и застоя, позволяет контролировать деятельность государственных органов различными общественными организациями. Всё это предполагает формирование экономической политики, отвечающей интересам большинства членов общества.

Основные звенья механизма формирования экономической политики состоят из многочисленных общественных сил, в том числе: электората, политических партий, научно-исследовательских организаций, различных объединений по социальным и профессиональным признакам, общественных движений, системы лоббизма, средств массовой информации, законодательных и исполнительных органов государственной власти. Важнейшим элементом в этом процессе выступают органы государственной власти. Это правительство, специальные органы управления в сфере экономики (министерство финансов, центральный банк, министерство экономического развития и торговли, министерства промышленности и сельского хозяйства, министерство внешней торговли), особые государственные структуры, типа президентского совета и совета экономических консультантов, парламент, постоянные комиссии и комитеты парламента. Все они обеспечивают как прямую, так и обратную связь между интересами различных слоёв общества и экономической политикой правительства.

В процессе формирования экономической политики определяются её важнейшие цели и направления. Среди целей экономической политики выделяются общие и особенные цели. Общие цели экономической политики в рыночной экономике мало меняются с течением времени или со сменой правительств. Этими целями являются: формирование благоприятных условий для социально-экономического развития общества, рост уровня жизни всех слоёв населения страны; повышение эффективности национальной экономики; повышение конкурентоспособности национальной экономики в мировом хозяйстве.

В современных условиях выделяются следующие основные направления экономической политики правительства в рыночной экономике:

* бюджетно-финансовая (фискальная);
* денежно-кредитная (монетарная);
* внешнеэкономическая;
* структурная.

Каждое из основных направлений включает в себя разные виды или формы экономической политики, например, внешнеэкономическая политика включает в себя внешнеторговую политику, политику по отношению к иностранному капиталу, валютную политику. Характеристика тех или иных направлений экономической политики определяется многими факторами, зависит от того, (1) каков "пакет" методов, или инструментов, для её реализации, (2) в каком направлении используются эти инструменты в зависимости от экономической конъюнктуры, (3) какова сфера действия тех или иных инструментов, (4) от длительности периода, на который рассчитана экономическая политика, (5) от её внутриэкономической или внешнеэкономической направленности.

В зависимости от этих критериев могут использоваться, в частности, следующие характеристики экономической политики правительства:

* стимулирующая (экспансионистская), сдерживающая (рестриктивная) или стабилизационная;
* макроэкономическая или микроэкономическая;
* краткосрочная, среднесрочная, долгосрочная;
* внутренняя, внешняя.

0

42

28. Циклические колебания экономики. Виды циклов

Цикл представляет собой интервал времени в развитии рыночной экономики, в течение которого происходит увеличение объема производства товаров и услуг, а затем сокращение, спад, депрессия, оживление и, наконец, снова его рост. Некоторые современные экономисты выделяют только две фазы: рецессию и подъем. На пике наблюдается максимальная занятость, и производство работает на полную мощность. Кризис — спад производства. После кризиса наступает фаза депрессии — застоя в экономике. Характеризуется тем, что производство и занятость достигают с самого низкого уровня.

Оживление — это постепенное повышение уровня ссудного процента. Рабочая сила постепенно втягивается в производство, уровень безработицы сокращается, товары рассасываются Фаза оживления переходит в фазу подъема — быстрого роста производства, торговли, прибыли, курса акции и ценных бумаг, цен и занятости. Существует более 1380 типов цикличности. Современная экономика в основном оперирует четырьмя из них: краткосрочным; среднесрочным; длинноволновым; столетним.

Здесь идёт таблица, но форматирование сбивается. В итоговом файле всё будет ок.

Тип
Длина цикла
Главные особенности

Китчина
2—4 года
Величина запасов → колебания ВНП, инфляции, занятости, коммерческие циклы

Жуглара
7—12 лет
Инвестиционный цикл → колебания ВНП, инфляции и занятости

Кузнеца
16—25 лет
Доход → иммиграция → жилищное строительство → совокупный спрос → доход

Кондратьева
40—60 лет
Технический прогресс, структурные изменения

Форрестера
200 лет
Энергия и материалы

Тоффлера
1000—2000 лет
Развитие цивилизаций

Циклы Жуглара. Раньше всего экономическая наука выделила цикл 7—12 лет, который впоследствии получил имя Жуглара. Впрочем, этот цикл имеет и другие названия: "бизнес-цикл", "промышленный цикл", "средний цикл", "большой цикл". Цикл 7—12 лет был назван именем К.Жуглара (1819—1905) за его большой вклад в изучение природы промышленных колебании во Франции, Великобритании и США на основе фундаментально го анализа колебаний ставок процента и цен. Как оказалось, эти колебания совпали с циклами инвестиций, которые, в свою очередь, инициировали изменения ВНП, инфляции и занятости. К при меру, Й.Шумпетер (1883—1950) в 1939 г. выделил 11 циклов Жуг лара за период с 1787 по 1932 г.

Циклы Китчина (циклы запасов). Китчин (1926) сосредоточил свое внимание на исследовании коротких волн длиной от 2 до 4 лет на основе изучения финансовых счетов и продажных цен при дви жении товарных запасов.

Циклы Кузнеца. В 1930-е годы в США появились исследования так называемого строительного цикла. Дж. Риггольмен, В. Ньюмен и некоторые другие аналитики построили первые статистические индексы совокупного годового объема жилищного строительства и обнаружили в них следующие друг за другом длительные интервалы быстрого роста и глубоких спадов или застоя. Тогда и появился термин "строительный цикл", определяющий эти 20-летние колебания. В 1946 г. С. Кузнец (1901 — 1985) в работе "Национальный доход" пришел к выводу, что показатели национального дохода, потребительских расходов, валовых инвестиций в оборудование производственного назначения, а также в здания и сооружения обнаруживают взаимосвязанные 20-летние колебания. При этом он от метил, что в строительстве эти колебания обладают самой большой относительной амплитудой.

Циклы Кондратьева. См. вопрос 58.

0

43

29. Потребление, сбережение, инвестиции

Взаимодействие между потреблением (дающим удовлетворение сегодня) и инвестициями (дающими удовлетворение в будущем) играет ключевую роль в определении макроэкономического состояния страны. В коротком периоде, когда расходы на инвестиции и потребление растут быстро, обычно также увеличиваются выпуск и занятость. С другой стороны, когда уверенность бизнесменов ослабевает или когда курсы ценных бумаг на фондовом рынке падают, инвестиции уменьшаются, совокупный спрос падает, и экономика погружается в рецессию или даже в депрессию.

Потребление домохозяйств — это расходы на конечные товары и услуги, купленные в целях получения удовлетворения или насыщения потребностей посредством их использования. Потребление — самый большой компонент ВВП, составлявший 66% совокупных расходов в течение последнего десятилетия. Среди наиболее важных: дома, автомобили, продовольствие и медицинская помощь.

Сбережения — это та часть располагаемого дохода, которая не потребляется. Иными словами, сбережения равны доходу за вычетом потребления. Одним из наиболее важных соотношений в макроэкономике является функция потребления, которая иллюстрирует связь между уровнем расходов на потребление и уровнем личного располагаемого дохода. Это понятие, изобретенное Кейнсом, базируется на гипотезе, согласно которой существует стабильное эмпирическое соотношение между потреблением и доходом.

В любой точке на 45°-ной линии, потребление в точности равно доходу, и домохозяйство имеет нулевые сбережения. Когда график функции потребления располагается выше 45°-ной линии, домашнее хозяйство расходует сбережения. Если же график функции потребления лежит ниже 45°-ной линии, сбережения дома. хозяйств являются положительной величиной. Величина сбережений или их расходования всегда измеряется расстоянием по вертикали между графиком функции потребления и 45°-ной линией.

Вторым важным компонентом частных расходов являются инвестиции. Инвестиции играют две роли в макроэкономике. Во-первых, поскольку они - большой и изменчивый компонент расходов, резкие увеличения или уменьшения инвестиций могут оказывать огромное воздействие на совокупный спрос; а изменения последнего, в свою очередь, влияют на выпуск и занятость. Кроме того, инвестиции приводят к накоплению капитала. Прирост запаса сооружений и оборудования увеличивает потенциальный выпуск страны и обеспечивает экономический рост в длительном периоде. Т. о., инвестиции играют двоякую роль, воздействуя в коротком периоде на выпуск через совокупный спрос, и в длительном периоде на рост выпуска через влияние образования капитала на потенциальный выпуск и совокупное предложение.

Их можно подразделить на 3 категории:

1. закупки жилых зданий и сооружений;
2. инвестиции в заводы и оборудование предприятий;
3. прирост товарно-материальных запасов.

Чтобы изучить, как различные факторы влияют на инвестиции, нам нужно понять связь между ставкой процента и капиталовложениями. Эта связь в особенности важна потому, что в первую очередь через зависимость процентных ставок от кредитно-денежной политики государство воздействует на инвестиции. Для иллюстрации соотношения между процентными ставками и инвестициями, экономисты применяют график, который называется кривой спроса на инвестиции. На данном рисунке стрелки показывают влияние на кривую инвестиционного спроса следующих событий: (а) рост уровня ВВП; (б) повышение налогов на доход от капитала и (в) быстрое распространение пессимизма среди бизнесменов ввиду угроз рецессии, национализации или войны в Персидском заливе.

0

44

30. Рынок капитала и процент. Инвестиции и риск

Рынок капитала и капитальных активов – это составная часть рынка факторов производства. К капитальным активам относятся: все разновидности зданий и сооружений, техники и машин производственного назначения, оборудования и инструментов; сырье и материалы; энергия и идеи; программное обеспечение для ЭВМ. Таким образом, в современной экономике границы понятия капитала распространяются на физически осязаемые и неосязаемые объекты.

Обобщающим выражением дохода на капитал, капитальные активы выступает годовая процентная ставка, т.е. такая величина дохода, которая исчисляется за определенный период времени, чаще всего за год, в процентном отношении к величине применяемого капитала. Размер получаемого дохода выступает ценой капитала, по существу, ценой капитала и капитальных активов в различных формах.

Основным источником финансового, или ссудного, капитала служат: 1) денежные средства, высвободившиеся в процессе кругооборота ресурсов, продуктов и доходов; 2) временно свободные денежные средства, находящиеся в распоряжении фирм и населения.

Ссудный процент – это цена, уплачиваемая собственнику капитала за использование его средств в течение определенного периода времени (выражается через ставку процента). Ставка ссудного процента зависит от спроса и предложения заемных средств.

Торговля заемными средствами происходит на финансовом рынке. Равновесная ставка ссудного процента – это такая ставка, при которой объем предлагаемых заемных средств равен их количеству, соответствующему платежеспособному спросу.

Для создания и увеличения капитала необходимы вложения денежных средств в инвестиции. Инвестирование – это процесс создания или пополнения запаса капитала. Принимая решение об инвестировании денег в проект, необходимо учитывать инфляцию, риск, неопределенность, возможность альтернативного использования.

Номинальная ставка процента – процентная ставка, выраженная в деньгах по текущему курсу. Реальная ставка процента – процентная ставка с учетом инфляции. Именно реальная процентная ставка, а не номинальная учитывается при принятии решений об инвестициях. Низкая процентная ставка (мягкая кредитно-денежная политика) приводит к увеличению инвестиций и расширению производства. Высокая же процентная ставка (жесткая кредитно-денежная политика) приводит к уменьшению инвестиций и сокращению производства.

Осуществлять инвестиции целесообразно в следующих случаях:

* инвестировать средства в производство, ценные бумаги имеет смысл, если от этого можно получить большую чистую прибыль, чем от хранения денежных средств в банке;
* инвестировать средства имеет смысл только, если рентабельность инвестиций превышает уровень инфляции;
* инвестировать средства имеет смысл только в наиболее рентабельные с учетом дисконтирования проекты.

Риск — опасность возникновения непредвиденных потерь ожидаемой прибыли, дохода или имущества, денежных средств, других ресурсов в связи со случайным изменением условий экономической деятельности, неблагоприятными обстоятельствами. Измеряется частотой, вероятностью возникновения того или иного уровня потерь. Наиболее опасны риски с осязаемой вероятностью уровня потерь, превосходящих величину ожидаемой прибыли. Принято выделять следующие виды риска: банковский риск — риск, которому подвергаются коммерческие банки; валютный риск — риск, связанный с непредвиденным изменением курса иностранных валют; кредитный риск — риск, связанный с опасностью невозврата, неполного возврата или несвоевременного возврата кредитов; политический риск — риск, обусловленный влиянием политических перемен и военных конфликтов на экономические процессы; процентный риск — риск, связанный с непредвиденным изменением процентных ставок.

Сложность анализа инвестиций заключается в необходимости сопоставления двух потоков — затрат и будущих доходов. Чтобы сравнить капиталовложения, которые предстоит сделать сейчас с той выгодой, которую принесет осуществление проекта в будущем, нужно рассчитать сегодняшнюю стоимость будущих доходов, дисконтированную стоимость (Present value, PV).

Дисконтирование – это приведение к единому моменту времени будущих затрат и доходов.

Спрос на инвестиции определяется выигрышем от капиталовложений – дисконтированными будущими прибылями. Настоящая ценность будущего дохода, полученного через t лет, равна

PV = R / (1 + r)^t,

где PV – текущая стоимость;
R – ожидаемый в будущем доход;
r – ставка дисконтирования (ставка ссудного процента);
t – период времени.

0

45

32. Проблемы общественного контроля над капиталом

В отличие от многих тем в международной экономике, контролю над движением капитала уделено крайне незначительное внимание. Как следствие этого, контроль над движением капитала сохранялся среди промышленно развитых стран длительное время. Лишь к 1980-м гг. контроль над движением капитала постепенно стал исчезать из государственного регулирования развитых стран мира. К началу 1990-х гг. требования снять ограничения на международные операции с финансовыми инструментами стали предъявляться уже к развивающимся странам и государствам с переходной экономикой. Однако кризисы конца 1990-х гг. воскресили потребность в использовании контроля над движением капитала и изучении его влияния на экономику.

Основные подходы к контролю над движением капитала (capital control) были разработаны в ходе Первой мировой войны, когда правительства нуждались в поддержании соответствующей налоговой базы для финансирования расходов военного времени. Срезу после войны контроль над движением капитала начал исчезать, но уже в период Великой депрессии в 1930-х гг. он прочно занял место в системе государственного регулирования. Главной целью его использования в то время было предотвращение угрозы бегства капитала с национального рынка.

Типы контроля над движением капитала

Под контролем над движением капитала может пониматься любая экономическая политика властей, направленная на ограничение мобильности международного капитала и способная изменить состояние счета операций с капиталом и финансовых операций. Если говорить о типах контроля над движением капитала, то он может принимать форму налогообложения, ценового или количественного ограничения, либо прямого запрета международных операций с какими-либо видами финансовых активов.

Контроль над международными потоками капитала подразделяется на «административный» или прямой контроль и «рыночный» или косвенный контроль. Административный контроль ограничивает операции с капиталом и/или связанные с ним платежи и трансферты денежных средств посредством прямого запрещения, количественного лимитирования или процедуры официального одобрения. Косвенный контроль препятствует перемещению капитала и связанным с ним операциям посредством системы издержек. Рыночный контроль осуществляется в нескольких формах, главными из которых являются множественность валютных курсов, явное и скрытое налогообложение, а также ценовые методы регулирования.

Цели и задачи контроля над движением капитала

К основным факторам ограничения мобильности капитала можно причислить:

* проблемы платежного баланса;
* макроэкономическое регулирование;
* неразвитость рынков капитала и финансовых институтов;
* слабость системы внутреннего регулирования и финансовые репрессии;
* размер экономики и стадия ее развития;
* рост реального валютного курса.

Как правило, экономисты полагают, что ограничения на торговлю и инвестиции навязывают участникам рынка дополнительные издержки. Однако в этом правиле есть исключение. Ценовые и количественные ограничения могут быть полезны экономике и улучшать благосостояние общества, если они корректируют дефекты (провалы) рынка, которые не устраняются другим образом. Идея того, что дополнительное регулирование рынка повышает экономическое благосостояние, носит название «теория второго лучшего» (theory of second best).

Смысл организации контроля над движением капитала с точки зрения теории второго лучшего заключается в следующем. Контроль позволяет сохранить внутренние сбережения для инвестирования их в национальной экономике.

0

46

17. Рынок земли  и рента

РЗ является неотъемлемой частью экономики любого развитого государства. Земля - важнейший ресурс, занимающий исключительное место в жизни и деятельности любого общества.
РЗ обладает целым рядом специфических особенностей.
1) земля является бесплатным даром природы, что говорит об иррациональном характере ее стоимости. Тем не менее, земля является объектом купли-продажи; с ней связаны земельные арендные отношения.
2) в зависимости от природно-климатических условий, местонахождения участков земли, последние подразделяются на лучшие, средние и худшие. В основе деления лежит естественное плодородие почвы, от которого зависит продуктивность земли. Она может быть улучшена в результате дополнительных вложений в нее труда и капитала. Это улучшенное плодородие почвы называется экономическим. Повышение экономического плодородия почвы имеет определенные границы, связанные с известным законом убывающего плодородия почвы, когда при сложившейся технологии обработки земли каждая последующая единица затрат обеспечивает все меньшую и меньшую отдачу.
3) вследствие фиксированности площади земельных угодий природой, предложение земли характеризуется в общественном масштабе совершенной неэластичностью, хотя для конкретного пользователя землей дело обстоит иначе: предложение земли обладает определенной эластичностью, поскольку пользователь имеет возможность увеличить имеющуюся у него земельную площадь за счет конкурентов. Ограниченность предложения земельных ресурсов усиливается закрепленностью земли в частную собственность. В условиях рынка собственники весьма неохотно идут на продажу своих земельных участков, отдавая предпочтение сдаче земли в аренду они получают право получения стабильного дохода, именно поэтому каждый определенный момент продается лишь незначительная часть земельного фонда, в этом заключается принципиальная особенность РЗ. Однако РЗ не является гарантом стабильности. Государство обязано в первую очередь создать условия защиты прав собственности на землю, соблюдения субъектами своих договорных обязательств, целенаправленного и разумного использования земельного фонда страны.
Государственная система управления должна базироваться на земельном кадастре - это официально составленный, систематизированный свод сведений, касающийся земельного фонда страны. Под РЗ следует понимать не только куплю-продажу земли, но и предоставление ее в аренду, а так же весь рынок с/х продукции, на котором реализуются в той или иной форме отношения собственности на землю. В определении цены на земли, последнее слово за спросом и предложением.

Цена земли - это покупная цена не земли, а той земельной ренты, которую она приносит. В этом эконом-м ее содержании ренту можно рассматривать как процент на капитал. На поверхности явления рента выступает как плата за землю, что создает впечатление, что земля порождает эту ренту. Однако трудовая теория стоимости это отрицает, так как стоимость может создаваться только живым трудом. Источником ренты является неоплаченный прибавочный труд наемных рабочих в с/х. Эта часть прибавочной стоимости, которую получают предприниматели – арендаторы земельных участков, уплачивается ими земельным собственникам. В соответствии с теорией физиократов рента – это чистый продукт природы, единственный доход, который реально получает общество. Особой формой ренты является земельная рента, связанная с аграрными отношениями. Земельная рента выступает как часть прибавочного продукта, создаваемого производителями, хозяйствующими на земле. Земельная рента – это определенная сумма, которую земельный собственник получает от арендатора – предпринимателя, взявшего земельный участок во временное пользование за арендную плату. Земельная рента образуется не только в связи с арендой земли для с/х производства, но и для постройки зданий и сооружений, разработки ее недр. Земельная рента выступает в двух основных формах - абсолютной и дифференциальной, что обусловлено существованием 2-х видов монополий на землю: монополии частной собственности на землю и монополии на землю как объект хозяйствования. Абсолютная рента является результатом монополии частной собственности на землю со стороны определенного класса общества.
Дифференциальная рента является наиболее распространенной формой земельной ренты. Это разница между общественной и индивидуальной стоимостью с/х продукции. Образование дифференциальной земельной ренты вызвано различием в плодородии и местоположении земли и эффективности добавочных затрат труда и средств на землю. Дифференциальная рента — это понятие, фигурирующее не только на рынках земельных угодий и производства сельскохозяйственной продукции; она возникает как экономическая категория в случае использования любого рода ресурсов, не являющихся полностью однородными в каждом их классе. Монопольная рента – эта особая форма земельной ренты, которая появляется при монопольных ценах на исключительно редкие и невоспроизводимые в других местах земледельческие продукты и полезные ископаемые. В общеэкономическом смысле экономическая рента есть разница между реальной ценой ресурса и той минимальной ценой, которую необходимо уплатить, чтобы побудить владельца этого ресурса его продавать.

0

47

18. Конкуренция, её виды и влияние на ценообразование

Конкуренция, являясь конкретной формой функционирования рыночных отношений, составляет важный элемент рыночного механизма.
Конкуренция— это соперничество между  участниками рыночной экономики за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Она выступает в качестве силы, обеспечивающей взаимодействие спроса и предложения, уравновешивающей рыночные цены. К. очень сильно зависит от кол-ва производителей-продавцов и покупателей. Она развертывается среди продавцов, которые хотят продать свой товар дороже. В этой борьбе побеждают те из них, кто сбывает товар дешевле, чтобы стимулировать покупательский спрос, но продает больше. Активно развивается конкуренция среди покупателей, которые стремятся приобрести товар по меньшей цене. В соперничестве между ними побеждают те, кто предложил более высокую цену по сравнению с рыночной ценой. Наконец, главной линией развертывания конкуренции является соперничество продавцов и покупателей, которые стоят на противоположных позициях в отношении уровня цены на товары. В результате этого соперничества устанавливается общая цена на однородные товары и конкретный вид кривой спроса и предложения. Чем сильнее К. среди продавцов, тем в большей мере предложение товаров превышает спрос покупателей. Когда К. среди продавцов ослабевает, спрос начинает превышать предложение товаров. К. среди продавцов, среди покупателей и между теми и другими выступает как сила, вызывающая движение цены к уровню равновесия.
В экономической науке выделяют несколько типов конкуренции. Прежде всего совершенную и несовершенную К.. Совершенная К. означает такое состояние экономической системы, когда влияние каждого участника экономического процесса на общую ситуацию настолько мало, что им можно пренебречь. В условиях совершенной конкуренции каждый отдельный агент рыночной экономики при принятии решений исходит из задаваемых ему рыночных цен и не может влиять на ценообразование. Совершенная конкуренция предполагает полную мобилизацию производственных ресурсов. Каждый владелец такого ресурса выбирает выгодную для себя сферу приложения и не ограничен в этом выборе ничем, кроме конкуренции со стороны аналогичных ресурсов. Понятие совершенной К. включает в себя также полную информированность всех без исключения участников производства рыночной экономики о тех хозяйственных возможностях, которые имеются в ней.
Обычно выделяются следующие признаки совершенной конкуренции: множественность продавцов и покупателей, однородность выпускаемого продукта, отсутствие возможности покупателей и продавцов влиять на цены, мобильность производственных ресурсов, абсолютное знание предпринимателями состояния рынка.
Несовершенная К. имеет место, когда лишь несколько крупных фирм производят основную массу определенного товара. Она проявляется в виде монополии и монопсонии. Монополия возникает тогда, когда отдельный производитель занимает доминирующее положение и контролирует рынок данного товара. Определяющим моментом при этом являются не размеры предприятия, а доля его производства в выпуске товаров на рынке. Появление монополии связывается прежде всего с ростом концентрации и централизации производства и капитала. Есть и другие условия образования монополий—такие, как естественная монополия, связанная с невоспроизводимыми элементами производства (залежи полезных ископаемых),использованием научно-технических достижений.
Со стороны спроса аналогом монополии – монопсония - на рынке один покупатель. При монополии и монопсонии у продавцов и покупателей появляется возможность влиять на процесс ценообразования. При этом монополия оказывает влияние на цену путем изменения объема производства, а монопсония — посредством изменения размеров закупок. Монополия расширяет производство не бесконечно. Она это делает до тех пор, пока каждая дополнительная единица продукции будет приносить доход больший, чем затраты на его производство. Доход и затраты на каждую дополнительную единицу продукции называют предельными. Расширение производства монополий ограничено кривой спроса и растущими предельными затратами. Монополия и монопсония — это крайние случаи несовершенной конкуренции.
Чаще встречается олигополия - основная масса товаров сосредоточена у нескольких крупных продавцов, и олигопсония: когда есть несколько крупных покупателей. Олигополии используют новый способ борьбы за покупательский спрос — неценовую конкуренцию. В этом случае борьба идет на основе технического превосходства, высокого качества и надежности изделий, более эффективных методов сбыта, использования маркетинга, расширения видов предоставляемых услуг и гарантий покупателям, улучшения условий оплаты и других приемов. Неценовая конкуренция меняет рыночный механизм регулирования взаимосвязи цен и стоимости. Если на рынке господствует цена, установленная олигополией, то цена не может совершать прежнего движения вокруг стоимости товара. Величина стоимости изменяется в соответствии с уровнем зафиксированной цены продуктов, в зависимости от остроты конкуренции увеличиваются или снижаются расходы олигополий на повышение качества товара, поддержание сети обслуживания потребителей, рекламу и др. Затраты на изготовление и сбыт продукции монополий и олигополий меняются быстрее и оказываются более гибкими, чем рыночная цена.

0

48

19. Проблемы концентрации и централизации производства и капитала.

Централизация капитала – процесс увеличения капитала одного или группы капиталистов в результате поглощения или присоединения других, уже существующих капиталов. Ц. к. отличается от концентрации капитала источником возрастания (концентрация капитала происходит за счёт капитализации части прибавочной стоимости). Концентрация и Ц. к. представляет собой два способа накопления капитала. Ц. к. происходит в ожесточённой конкурентной борьбе как в форме экспроприации мелких капиталов крупными, так и путём образования акционерных обществ. Сосредоточение значительных денежных капиталов в капиталистической кредитной системе и их участие в выпуске и размещении акций позволяют создавать крупные предприятия с широким масштабом операций, которые не под силу отдельным капиталистам. Банки, предоставляя кредит главным образом крупным капиталистам, помогают им стать более конкурентоспособными. Концентрация и Ц. к. ведут к сосредоточению гигантских богатств в руках немногих групп финансовой олигархии, к обострению классовых противоречий, обусловливают быстрый процесс концентрации производства, которая на известной ступени своего развития приводит к господству монополий. Ц. к. резко усиливается в эпоху империализма и особенно в период общего кризиса капитализма. Наиболее ярко она проявляется в банковском деле. До начала 20 в. Ц. к. происходила главным образом по горизонтали, т. е. объединялись предприятия одной и той же отрасли; после 1-й мировой войны 1914—18 возникла тенденция к Ц. к. по вертикали, т. е. компании подчиняли себе последовательно этапы производственного процесса, приобретали источники сырья, проникали в производство комплектующих и готовых изделий. После 2-й мировой войны 1939—45 в большинстве капиталистических стран в результате усилившегося процесса слияний и поглощений сформировалось небольшое число банковских монополий, которые осуществляют контроль практически над всеми финансовыми институтами — страховыми монополиями, инвестиционными трестами, сберегательными учреждениями; они монополизировали денежный рынок, захватили все свободные денежные сбережения населения (в 1975 100 таких банков контролировали 85—90% всех финансовых операций капиталистического мира). С середины 50-х гг. высокими темпами начала развиваться новая форма Ц. к. — диверсификация. Процессы вертикальной интеграции и диверсификации происходили не только за счёт внутренних накоплений фирм, но и благодаря слияниям и поглощениям независимых компаний. Изменился и сам характер этих процессов. Если в 50-х гг. преобладали поглощения мелких фирм крупными, главным образом в одной отрасли, то в 60-х гг. увеличилось число поглощений средних и крупных фирм и они носили многоотраслевой характер, т. е. приобретались фирмы, деятельность которых не была в производственном отношении связана с операциями компаний-покупателей. Возникли крупные монополистические промышленные объединения, которые охватывают др. сферы материального производства, например строительство, сферу услуг, превращаясь в сложный многоотраслевой организм. Ц. к. в капиталистических странах сопровождается биржевыми спекуляциями.


Концентрация капитала
– процесс укрупнения индивидуальных капиталов за счёт капитализации части прибавочной стоимости. Приводит к возрастанию доли наиболее крупных капиталов в совокупном общественном капитале. К. к. отличается от централизации капитала, представляющей собой увеличение капитала в руках одного капиталиста или группы капиталистов за счёт поглощения или присоединения др. капиталов. Эти два способа увеличения капитала находятся в тесной взаимосвязи и отличаются только по источнику роста капитала; при К. к. — это прибавочная стоимость, при централизации — уже существующие капиталы. К. к. зависит от ряда причин. Во-первых, при данном уровне техники и существующей норме прибавочной стоимости масса последней определяется числом одновременно эксплуатируемых рабочих, которое в свою очередь зависит от величины капитала. Капиталист может увеличивать массу присваиваемой прибавочной стоимости не иначе, как увеличивая размер своего капитала. Во-вторых, с развитием капитализма и ростом уровня техники возрастает минимальный размер индивидуального капитала, который требуется для ведения предприятия. В-третьих, конкуренция и тенденция нормы прибыли к понижению заставляют предпринимателя увеличивать свой капитал. Концентрация — основа притяжения капиталов, их централизации. В свою очередь централизация капитала в большей мере ускоряет процесс его накопления. При прочих равных условиях крупный капитал, образовавшийся путём поглощения или слияния мелких капиталов, имеет более высокую норму прибыли и норму накопления, чем та, которую до объединения имел каждый из этих капиталов.

0

49

20. Крупные и мелкие предприятия в экономике. Монополии. Современные проблемы.

́ Монополия — фирма (ситуация на рынке, на котором действует такая фирма), действующая в условиях отсутствия значимых конкурентов (выпускающая товар(ы) или услуги, не имеющие близких заменителей). Первые в истории монополии создавались сверху санкциями государства, когда одной фирме давалось привилегированное право торговли тем или иным товаром.
Монополия контролирует занимаемый ею сектор рынка полностью или в значительной степени. Антимонопольное законодательство многих стран считает монопольным положением занятие одной фирмой 30-70 % рынка и предусматривает для таких фирм различные санкции — регулирование цен, принудительный раздел фирмы, крупные штрафы и т. п.
Монополия сегодня – результат развития производственных сил, концентрации производства, и действию закона конкуренции. М не только пр-во, но и сбыт. Масштабы контроля над уровнем цены различаются в зависимости от формы несовершенной конкуренции. Но главное — монополист сознательно ищет и устанавливает такой уровень цены, при котором прибыль была бы максимальной.
В реальной действительности не существует чистой (совершенной) монополии при несовершенной конкуренции. Как отмечает П. Самуэльсон, «реальный мир, каким мы знаем его по Америке, Европе или Азии, выступает как своеобразное сочетание элементов конкуренции с несовершенствами, вносимыми монополиями». Монополистическое поведение: угнетение конкуренции, сверхэксплуатация потребителя и производителя, ухудшение качества, завышение цен и издержек, снижение прогрессивности.
Типы монополизма: Монополии, основанные на концентрации капитала; Технологические олигополии; Естественные монополии (они связаны с производством общественных товаров): частные, государственные; Монополии, основанные на редкости ресурсов или на редкости и невоспроизводимости продуктов; Монополии, основанные на мнимом или настоящем различии в товаре, производимыми разными фирмами. Первыми монополии рассматривали Курно, Рикардо, Маршалл, Маркс. Они рассматривали ее как уникальный случай. Под монополией они понимали 100% контроль рынка. Они понимали монополии как экономическую категорию, обозначающую полный контроль предложения. В 1933 вышло 2 работы: Джоан Робинсон "Экономика несовершенной конкуренции" и Чемберлина "Теория монополистической конкуренции". Джоан поставила вопрос о том, что совершенной конкуренции существовать не может никогда – она нарушается. Она отмечала следующие негативные черты монополизма: Эксплуатация потребителей; снижение оплаты труда наемных работников по сравнению с аналогичными предприятиями. Эдвард Чемберлин рассматривал только 1 вид монополизма – связанный с дифференциацией продукции. В основном оценка такого рода монополий была положительной, поскольку он считал, что при отсутствии специального сговора можно установить на рынке приемлемую цену, т.к. количество производителей остается большим.
Олигополия характеризуется стабильным ценообразованием. Олигополии объясняются теорией спроса и теорией игр. 3.Монополистическая конкуренция (рынок дифференцированной продукции). Здесь много производителей, низкие барьеры входа в отрасль, получение сверхприбыли рассматривается как временная тенденция.

0

50

21. Валовой национальный продукт. Современные проблемы его реализации.

Общественное воспроизводство – это процесс общественного производства в непрерывном его движении и развитии. Оно включает в себя 3 момента: воспроизводствотво материальных благ (движение ВНП); воспроизводство рабочей силы; воспроизводство производственных отношений. Воспроизводство бывает 2-х типов: простое и расширенное. Материальной основой расширенного воспроизводства является  накопление. Источником накопления является прибавочный продукт. Накопление - это использование обществом части  прибавочного  продукта на увеличение  и  совершенствование  факторов производства.
Валовой национальный продукт — совокупная стоимость всего объёма конечного производства товаров и услуг в текущих ценах (номинальный ВНП) или ценах базисного года (реальный ВНП), произведённых на территории данной страны и за её пределами, с использованием факторов производства, принадлежащих данной стране. Иными словами, ВНП – это вся произведённая данной страной продукция за определённый период времени, стоимость всех выпущенных товаров и оказанных услуг. С 1993 г., согласно новой Системе национальных счетов, ВНП переименован в валовой национальный доход (ВНД). Однако национальные статистики некоторых стран продолжают придерживаться прежней терминологии.
ВНП, наряду с валовым внутренним продуктом, является базовым, наиболее целостным и обобщающим макроэкономическим показателем, поскольку объёмы производства позволяют оценить экономическую мощь данной страны. Чем выше ВНП, тем, следовательно, больше продукции выпускают отрасли народного хозяйства.
ВНП может быть рассчитан методом суммирования добавленных стоимостей, методами потока расходов и потока доходов. ВНП определяется так же, как сумма чистого национального дохода (вновь созданной стоимости) и амортизационных отчислений на обновление изношенных основных средств.
По стоимости ВНП делится на две части: фонд  возмещения,  т.е.  стоимость  израсходованных обществом средств производства в течение года; НД, или вновь созданная стоимость необходимого и стоимость прибавочного продукта. Главная проблема воспроизводства - это  проблема  реализации  ВНП, т.е. каждая часть стоимости  ВНП  должна  найти  на рынке возмещающую ее часть  по  стоимости  и  натур. вещественной стоимости.
Методы расчёта ВНП. 1. По доходам, как сумма всех доходов, созданных в обществе при его производстве, т. е. доходов, кот. получены поставщиками экономич. ресурсов (ЗП, ренты, %%, ПР и т.д.). 2. По расходам, как сумма всех расходов общества на конечное потребление (личные потребительские расходы населения, государственные закупки товаров и услуг, расходы предпринимателей на новые основные фонды и т. д.). Оба этих метода являются двумя сторонами одной "медали" - производства. В самом деле, процесс производства ВНП сопровождают два главных потока: 1) поступление ресурсов в сферу пр-ва (труда, земли, капитала), в обмен на которые, их поставщики (население или домохозяйства) получают свои доходы; 2) выход из этой сферы товаров и услуг, за которые их потребители (население) расплачиваются своими расходами. А поскольку источник расходов - доходы, то расчет объема ВНП возможен по обоим этим потокам. 3. По производству. Во избежание повторного счета товары и услуги включают в ВНП не по общей стоимости, а по так называемой добавл. стоимости. Она представляет собой стоимость той части продукта, которая произведена фирмой. Номинальный ВНП - это валовой продукт, стоимость которого выражена в текущих, фактических ценах, в условиях инфляции он завышает результаты экономики и требует корректировки. Реальный ВНП - это валовой продукт, стоимость кот. скорректирована на величину годового роста цен при помощи так называемого дефлятора.

0

51

22. Закономерности общественного воспроизводства.

Для нормального осуществления воспроизводства необходимо общее экономическое равновесие. При равновесии совокупный спрос равен совокупному предложению. В условиях экономического равновесия происходит рациональное распределение ресурсов и их эффективное использование. Представители неоклассического направления: рыночная экономика всегда может сохранять равновесие, однако на практике периодически возникают кризисы. Последователи Кейнса доказывают, что в условиях рыночной экономики воспроизводство невозможно, т.к. нет корректирующего механизма. Первую модель общественного воспроизводства разработал Кенэ (физиократ) в своей Экономической таблице. Он исходил из того, что общественный продукт создает как производительный класс (фермеры, наем. работники), так и непроизводительный. В распределении произведенного продукта участвуют собственники, производительный и непроизводительный классы.
2-ая модель общественного воспроизводства – модель Вальраса. С помощью математических уравнений он установил кол-во операций с ресурсами и с готовой продукцией.
Модель Леонтьева «затраты-выпуск». Он показал, что при рассмотрении произведенного каждой отраслью продукта и потребленного каждой отраслью продукта можно сделать вывод, что весь произведенный продукт делится на промежуточный и конечный.
2-х факторная модель общественного воспроизводства К. Маркса. Весь произведенный продукт рассматривается как продукт двух подразделений: 1-го, создающего средства производства и 2-го, создающего предметы потребления. Маркс разработал условия, при которых весь произведенный продукт может быть реализован. Это состояние экономического равновесия. Условия простого воспроизводства (весь прибавочный продукт идет на удовлетворение личных потребностей предпринимателя):
1) II c = I(v+m);
2) I(c+v+m) = Ic +IIc;
3)II(c+v+m) = I(v+m) + II(v+m)
где с - постоянный капитал
v - переменный капитал (зарплата наемных работников)
m - прибавочная стоимость
с+v+m – количество произведенной продукции.

При расширенном воспроизводстве часть прибавочного продукта используется для расширения пр-ва (покупаются дополнительные средства производства и добавочная рабочая сила). Условия расширенного воспр-ва:
1) I(v+m) > IIc;
2) I(c+v+m)> Ic + IIc;
3) II (c+v+m)< I(v+m)+ II(v+m)
При расширенном воспроизводстве прибавочная стоимость m распадается на mпотр (потребляемую) и mнак(накопляемую), mнак = с+v
1) I(v+m) = IIc+ Ic + IIc;
2) I(c+v+m) = Ic + Ic +IIc +IIc;
3) II(c+v+m) = I(v+v + mпотр) + II(v+v + mпотр)
Маркс показал, что в условиях рыночной экономики процесс простого и расширенного воспроизводства возможен, но только тогда, когда в совокупном продукте отражены те пропорции, которые диктуются условиями реализации. При выполнении этих условий процесс воспроизводства может осуществляться непрерывно, и экономика будет находиться в равновесии.
Экономический рост - увеличение V производимой продукции во времени. Он зависит от многих факторов (вложенного капитала, использованных ресурсов и затраченного труда). Экономический рост может быть двух видов: экстенсивный (если он достигается за счет увеличения каждого фактора производства) и интенсивный (если он достигается за счет повышения производительности каждого фактора). На экономический рост также влияет НТП (использование новых технологий, искусственных ресурсов, новых методов организации производства).
Эк. кризис – такое состояние экономики, при котором уменьшается V производимой продукции, растет число безработных. Спрос на товары снижается, и они не реализуются. В результат кризиса нарушаются некоторые связи и предприятия терпят банкротство. Кризис отбрасывает экономику на несколько лет назад по V пр-ва. Т.о., воспроизводство при рыночной экономике носит циклический характер. Это порождается внутренними закономерностями рыночной экономики.

В формулах на месте квадратиков стоит знак "штрих"))

Отредактировано Heinz Till (2009-05-11 12:25:18)

0

52

23.Национальный доход. Его производство, распределение и  перераспределение.

Национальный Доход – часть стоимости созданного в стране совокупного общественного продукта, остающаяся после возмещения потребленных средств производства; обобщающий показатель экономического развития страны, в условиях товарного производства в стоимостном выражении выступает как вновь созданная стоимость за определенный период времени (обычно за год). НД страны равен ВНП за вычетом амортизационных отчислений и косв. налогов.
С др. стороны, НД можно определить как ∑ всех доходов за год в виде ЗП, промышленной и торговой прибыли, % на вложенный капитал и земельной ренты.

Результат материально пр-ва в течение данного года является совокупный общественный продукт. Если из его стоимости вычесть все матер. затраты, за год, то останется вновь созданная за год стоимость, или НД. общества. В натурально-вещественном выражении годовой НД состоит произведённых за год предметов потребления и средств производства, используемых для расширения производства. НД— обобщающий показатель экономического развития страны, в кот. синтезируется уровень развития производительных сил общества, в наиболее общем виде отражаются его экономическая структура и результат процесса расширенного воспроизводства за определенный период времени.
Экономическая природа НД, его источники, принципы распределения и характер использования определяются общественным способом производства. Правильное понимание сущности НД возможно лишь на основе научной теории общественного воспроизводства. Эту теорию создали основоположники марксизма. До Маркса экономическая мысль не смогла дать научного разрешения вопроса о НД, т.к. он рассматривался в отрыве от общественного воспроизводства.
Первым произвёл расчёты НД. английский экономист 17 в. Петти. Позже в теорию НД внесли свой вклад физиократы, и, прежде всего Кенэ, создавший свою знаменитую Экономическую таблицу, в которой показал движение общественного продукта. Физиократы, ошибочно считая производительной отраслью только сельское хозяйство, закрыли себе путь для разрешения проблемы воспроизводства в целом. Классики буржуазной политэкономии Смит и Рикардо в понимании процесса воспроизводства сделали шаг назад ошибаясь, что стоимость всего общественного продукта сводится к доходам, игнорируя перенесенную на продукт стоимость средств производства. Они не видели различия между производительным и личным потреблением. Эта концепция в экономической науке известна под названием догмы Смита.  Проблема НД впервые в истории экономической мысли научно была разработана Марксом и дальнейшее творческое развитие получила в трудах Ленина.
В основе буржуазных теорий НД лежит представление о том, что капитал сам порождает прибыль, земля—ренту, а рабочим полностью оплачивается их труд. Каждый вид деятельности  одинаково приносит доход, каждый получатель дохода одновременно является его создателем. Соответственно путём суммирования всех доходов в масштабе страны подсчитывается весь НД. Поэтому экономисты включают в число отраслей хозяйствава, создающих НД., не только отрасли материального производства, но и всю непроизводственную сферу.
Отрасли, обслуж-ие население—просвещение, здравоохранение, гос. управление и оборона относятся к непроизв-ой сфере, прямого участия в создании НД не принимают. Их функц-ие обеспечивается ресурсами путём перераспределения НД через государственный бюджет. Работники непроизв-ой сферы косвенно содействуют процессу создания НД. Сам рост НД ещё не является показателем роста народного благосостояния. Благос-ие отдельных классов, групп населения, размеры их доходов, следовательно, их доля в НД страны, зависят не только от V и темпов ежегодного прироста НД, но принципа его распределения и целей использования.
Исчисление НД. осуществляется 2 методами: производственным и распределительным (личным). Ст-ть созданной за год валовой продукции состоит из 2 частей — ранее созданной и вновь созданной ст-ти. Поэтому при исчислении V валовой продукции отдельных предприятий сложением неизбежен повторный счёт. По распределительному, методу суммируется все первичные доходы населения, занятого в матер. пр-ве и принимавшего непосредственное участие в создании НД, а также первичные доходы предприятий.

0

53

24. Прогнозирование, программирование и планирование экономики.

Формы государственного регулирования экономики (ГРЭ) в виде его средств и методов образуют инструментарии воздействия государства на соц-эконом. процессы и явления. Выбор форм ГРЭ., их сочетание и использование -объективно обусловленный процесс. Он связан с целями, стратегией, путями развития экономики. Набор этих форм может быть одинаковым в разных странах, но их сочетание, приоритетность, направленность использования зависят от соц.-эконом. специфики переживаемого периода. Практика показывает, что наиболее применяемые формы ГРЭ носят административный и экономический характер. Формы административного воздействия на экономику сводятся к принятию законодательных и нормативных актов, положений, управлению государственными предприятиями и государственной собственностью, к выделению государственных кредитов и субсидий, к лицензированию и квотированию пр-ва, применению санкций, в т.ч. связанных с охраной окружающей среды. Прямое государственное регулирование экономики не исключает и форм экономического воздействия. Этому служат определение параметров формирования и использования бюджета, налог. системы, амортизационной политики, установление акцизов, норм банковского % и резерва, уровня min ЗП, регулирование цен на некоторые товары и др. Широкий спектр форм экономического характера использует косвенный метод гос. регулирования экономики. Сюда относятся прогнозирование, целевое программирование и индикативное планирование соц-эконом. развития, использование налоговых, бюджетно-финансовых, кредитно-денежных средств, применение антиинфляционных мер, использование операций на РЦБ, проведение валютной политики (стабилизация национальной валюты, привлечение иностранного капитала). Важную роль играют формирование и реализация социальной политики (социальные программы, обеспечение занятости населения, регулирование доходов), деятельность государства в сфере науки, культуры, образования, здравоохранения, регулирование внешнеэкономической деятельности (содействие экспорту, защита национального производителя, изменение таможенных тарифов, валютное и налоговое регулирование, содействие формированию благоприятного инвестиционного климата для иностранного капитала и т.д.).
Высшей формой ГРЭ является государственное экономическое программирование. Его задача — комплексное использование в глобальных целях всех элементов ГРЭ. По мере усложнения задач по регулированию хозяйства правительства стали формулировать краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные цели, определять порядок их достижения и органы, ответственные за исполнение, выделять необходимые средства и определять порядок финансирования. Объектами таких целевых программ обычно являются отрасли (в частности, сельское хозяйство); регионы; социальная сфера (например, социально-экономическая адаптация переселенцев, их обеспечение работой и жильем); различные направления научных исследований. Программы бывают национальные среднесрочные, чрезвычайные и целевые. Обычные среднесрочные общеэкономические программы составляются, как правило, на пять лет с ежегодной корректировкой и продлением на один год (скользящее программирование). Чрезвычайные программы разрабатываются в критических ситуациях, например в условиях кризиса, массовой безработицы, опасной инфляции; они, как правило, краткосрочные. В инструментарии их осуществления заметное место занимают средства административного регулирования. Уровень развития государственного программирования в разных странах различный. Практически во всех странах с рыночной экономикой осуществляются целевые программы. Известны общенациональные чрезвычайные программы по восстановлению экономики Южной Кореи после войны. На базе опыта составления целевых и чрезвычайных программ в конце 60-х гг. в ряде стран перешли к общенациональному среднесрочному программированию, охватывающей важнейшие показатели народного хозяйства; пионерами в этой области стали Франция, Япония, Нидерланды, Скандинавские страны, Южная Корея. Общеэкономическое среднесрочное программирование в настоящее время получило сильное развитие также в Германии, Австрии, Испании, Финляндии, Индии, Турции, Кувейте, ряде стран Латинской Америки. В цитадели рыночного хозяйства  США — общенационального программирования нет, но широко применяются целевые и чрезвычайные программы. Различия в степени развития программирования в отдельных странах зависят от характера и масштабов задач, кот. экон-ая и соц-ая ситуация ставят перед государством.
Субъекты экономического программирования — государственные учреждения, ответственные за составление программ, их непосредственное осуществление и контроль над ним. Программы разрабатываются специальным государственным органом или министерствами экономики и финансов, специальным межминистерским органом. При этом министерство экономического развития, готовит проект самой программы, формулирует иерархию целей, сроки и последовательность осуществления отдельных мероприятий, называет инстанции, несущие ответственность за исполнение. Мин. Фин. разрабатывает план финансирования программы. К разработке программ широко привлекаются представители центрального банка, союзов предпринимателей, торгово-промышленных палат, профсоюзов; создаются различные комиссии и советы экспертов. Программа и финансовый план ежегодно (в связи со скользящим принципом продления) утверждаются парламентом, также раз в год заслушиваются отчеты об их исполнении. Государственное экономическое программирование оказалось достаточно эффективным при решении ряда хозяйственных и социальных задач, однако у этой эффективности есть объективные границы. В условиях рыночной экономики программирование может быть только индикативным, т. е. носить целевой рекомендательно-стимулирующий характер. Тем не менее, даже если государственные программы часто и не реализовывались полностью, они все-таки обеспечивали социально-экономическое развитие в желательном направлении. Не менее важно и то обстоятельство, что программирование позволяет синтетически использовать все средства ГРЭ, избежать противоречивости и несогласованности регулирующих мероприятий отдельных государственных учреждений. Государственное финансовое стимулирование, заказы и закупки в рамках экономических программ оказывают заметное и неравномерное влияние на конкурентоспособность отдельных компаний, положение отраслей, регионов, социальных групп и вызывают сопротивление тех, чьи интересы оказались ущемленными. Поэтому на государственные программирующие органы постоянно оказывается разностороннее влияние, отражающее противоречивые интересы отдельных групп, общественных сил, политических партий. Экономическое программирование в отдельных государствах Западной Европы развивается в направлении все большей взаимной координации экономической политики стран — членов ЕС.

0

54

31. Акционерный капитал. Рынок ценных бумаг

Акционерные общества являются наиболее распространенными организационно-экономическими рыночными формами. Они представляют собой объединение на паевой (долевой) основе акционерных средств своих участников (акционеров). В отличие от товариществ, акционерные общества образуют свой капитал в денежной форме в виде акций. Собранный таким образом капитал называется акционерным (корпоративным) и является собственностью акционерного общества в целом, а не отдельных его членов.

Акция представляет собой ценную бумагу, свидетельствующую о доле ее владельца в акционерном капитале и дающую право на получение в соответствии с этой долей части дохода от капитала (дивиденда). Акции выпускаются как именные, так и на предъявителя. По способам получения дивидендов акции подразделяются на привилегированные и обыкновенные. Привилегированные акции имеют фиксированный дивиденд, дают право на его первоочередное получение, но не дают своим владельцам права голоса на собраниях акционеров. Обыкновенные акции приносят своим владельцам дивиденды из прибыли, которая осталась после уплаты дивидендов по привилегированным акциям, дают им право голоса.

Расширение акционерной деятельности, рост числа корпораций приводит к формированию развитого рынка ценных бумаг. Возникают фондовые биржи, которые создаются в крупнейших финансовых центрах мира. Фондовая биржа — это свободный рынок акций, облигаций, опционов и других ценных бумаг. Первые биржи возникли в Антверпене (1531 г.) и Лондоне (1566 г.), но это были товарные биржи. В 1703 г. была открыта биржа в Петербурге, а в 1792 г. — в Нью-Йорке.

Фондовая биржа является вторичным рынком ценных бумаг, ибо главной ее функцией является не их первичное размещение, которое выполняют банки, а продажа акций, то есть смена собственника.
Торговля ценными бумагами производится в биржевое время — утренние и вечерние торги, которые длятся, как правило, 2—3 часа (например, с 10 до 12 и с 13 до 16 часов). В качестве продавцов и покупателей на бирже могут выступать лишь маклеры и брокеры.

Маклер — биржевой посредник, имеющий рабочее место на бирже, специализирующийся в определенной области и располагающий обширной информацией о заключаемых сделках, курсах акций и др. Он выполняет заказы своих клиентов и получает за это определенный процент с оборота.

Брокер — биржевой посредник, предоставляющий услуги по продаже и покупке ценных бумаг для клиентов, по их поручению и используя капитал клиентов. Брокеры оказывают также дополнительные услуги: анализ конъюнктуры рынка, рекламные услуги и др.

Дилер — биржевой спекулянт, который оперирует на бирже, используя свой собственный капитал, а затем перепродает купленные ценные бумаги, получая доход в виде курсовой разницы.

Основная масса покупателей ценных бумаг участвует в биржевых торгах через посредничество маклеров и брокеров.

Торговля ценными бумагами производится и на внебиржевом рынке. Существуют так называемые маклерские конторы и брокерские фирмы, занимающие на рынке ценных бумаг достаточно большое место.

Доход от изменения рыночной цены (курса) акций называется курсовой прибылью. Биржевой курс акций и других ценных бумаг зависит от соотношения между спросом и предложением. Специальные котировочные комиссии анализируют и публикуют данные о количестве проданных ценных бумаг и их курсов в ежедневных биржевых бюллетенях.

Индекс котировки ценных бумаг — это показатель курсов важнейших акций на биржах. Такими являются индекс Доу-Джонса в США, индекс Никкей в Японии и др. Они рассчитываются по курсам акций крупнейших предприятий страны.

Биржевые операции с ценными бумагами разделяются на два основных вида: срочные и кассовые.

Кассовые биржевые операции представляют собой перевод сбережений в ценные бумаги. При этом деньги за них уплачиваются немедленно или в ближайшие 2 дня.

Срочные операции на фондовом рынке совершаются с отсрочкой платежа и имеют спекулятивный характер. Наиболее распространены следующие срочные операции:

* Фьючерсная сделка, предполагающая передачу ценных бумаг с уплатой денежной суммы через определенный срок;
* Опцион — это сделка с условием, в которой ее участники оставляют за собой право выбора. При неблагоприятных условиях для одного из участников этой сделки он может, отказаться от нее в пределах срока, оговоренного в контракте;
* Репортная сделка — специфическая форма денежного займа. К ней часто прибегают биржевые маклеры. Клиент покупает ценные бумаги с обязательством по истечении срока договора продать бывшему владельцу акции или облигации на ту же сумму;
* Хеджирование — форма страхования цены и прибыли при фьючерсных сделках. Одновременно с продажей биржевых контрактов («короткое хеджирование») продавец производит закупку соответствующего количества биржевых контрактов («длинное хеджирование»), используя это как защиту доходов от риска при колебании цен.

0

55

27. Соотношение экономики и политики

Исторические социальные системы:

1. системы, в которых полностью или почти полностью отсутствуют традиционные рыночные элементы;
2. системы с зарождающимися рыночными отношениями, идущие по пути становления рыночных институтов;
3. системы с высокоразвитой рыночной экономикой.

Для каждой из групп социальных систем характерны свои специфические взаимоотношения между государством и экономикой, свои формы и методы взаимодействия, свои принципы взаимосвязи, пределы влияния друг на друга. Теоретически и практически это свойственно для любой из имевших место в истории развития человечества, для ныне существующих или только что зарождающихся социальных систем.

Конкретные типы взаимоотношений складываются или в рамках каждой отдельно взятой социальной системы или же в пределах вышеназванных групп социальных систем. Характерными особенностями взаимоотношений, возникающих между государством и экономикой, в пределах первой группы социальных систем являются:

1. Несомненное доминирование государственной собственности перед всеми формами собственности;
2. Жёсткая «привязанность» П и Э друг к другу, отсутствие гибкости и, как следствие, долговременной стратегической устойчивости и эффективности. Жесткая связь имеет позитивное значение лишь в чрезвычайных ситуациях, когда требуется в кратчайшее время макси. концентрация всех имеющихся в стране ресурсов, политических, экономических и духовных сил;
3. Чрезмерная централизация экономических рычагов в руках государства, сосредоточение всего механизма управления экономикой в центральных правительственных структурах, неизбежное разбухание аппарата управления экономикой, рост бюрократизма;
4. Строго плановый характер экономики в масштабе страны и на локальном уровне, а также детально-жесткая регламентация их на всех уровнях. Следует отметить при этом, что план нередко приобретает нормативно-правовой характер, а последствиям его соблюдения или, наоборот, нарушения, придается юридическое значение;
5. Отношения между государством и другими субъектами экономических связей строятся на основе прямого указания — подчинения. Над так называемыми либеральными методами управления экономикой преобладают авторитарные методы. Взаимоотношения между государственными органами и экономическими структурами регулируются не с помощью норм гражданского или коммерческого, а административного и иных ему подобных по характеру отраслей права.

Помимо названных особенностей, свойственных взаимоотношениям государства и экономики в условиях «нерыночных» социальных систем, есть и другие не менее важные особенности. Они свидетельствуют о полном административно-командном подчинении экономических структур государственным структурам, об отсутствии у них значимой для их нормального существования и развития относительной самостоятельности и автономности.
Несколько иная картина просматривается во взаимоотношениях государства и экономики, существующих в пределах переходных от нерыночных к рыночным социальных систем. Типичные примеры — современная Россия.

Наиболее существенными чертами и особенностями этих систем являются:

1. Постепенное изменение характера взаимоотношений государственных органов и экономических структур в сторону партнерских;
2. Утрата монополии государства и государственной собственности над экономикой и иными формами собственности;
3. Изменение методов государственного воздействия на экономические отношения;
4. Постепенное вытеснение административных методов руководства и рычагов воздействия на экономику финансовыми и им подобными средствами;
5. Резкий отход правительственных структур от плановости в развитии экономики;
6. Последовательная переориентация экономических и государственных структур с общенациональных приоритетов на свои собственные финансовые и иные интересы, на прибыль как основной движущий фактор в их становящихся партнерских отношениях;
7. Усиление роли налогов и налоговой полиции как государственного средства финансового воздействия государственных структур на общество и на экономические структуры;
8. Быстрое возрастание финансового, гражданского, коммерческого, налогового, банковского и иных, непосредственно связанных с развитием экономики, отраслей права в общей системе права.

В переходный период экономическая сфера деятельности государства постепенно сужается, в целом его роль в регулировании данного процесса не должна снижаться. Государство не может и не должно отказываться от регулятивных средств воздействия на экономику, от управления процессом перехода от нерыночных к рыночным отношениям. Основные направления экономической деятельности государства в данный период с неизбежностью должны сводиться к следующему:

* выработке общей, в масштабе всей страны, внутренней и внешней экономической политики;
* правовому обеспечению возникающих рыночных отношений;
* определению круга и правового статуса субъектов экономических отношений; выработке социальной политики и действенных средств защиты экономических и иных интересов населения;
* запрещению и пресечению нарушающих закон средств ведения хозяйства и коммерции;
* созданию наиболее благоприятных условий для развития отечественного производства, защиты его от недобросовестной конкуренции и протекции его от вытеснения более развитым зарубежным капиталом;
* регламентация порядка разрешения возникающих в сфере экономики споров и установление юридической ответственности за нарушение законодательства.

Характерные особенности взаимоотношений государства и экономики в условиях существования исторически сложившейся третьей группы рыночных социальных систем заключается в следующем:

1. Установление преимущественно партнерских отношений между государственными и рыночными структурами;
2. Минимальное вмешательство государства в экономику, уровень которого для каждой страны является, как правило, различным;
3. Органичное сочетание административно-правовых с финансовыми и иными «либеральными» средствами воздействия государства на экономические отношения;
4. Сосредоточение в руках государства лишь минимальных, объективно необходимых для его нормального существования и функционирования материальных средств;
5. Полное сосредоточении в руках государства финансовой и налоговой систем;
6. Доминирование частной собственности над государственной и всеми другими формами собственности.

0

56

К вопросу 24

Планирование развития и программирование экономики

Ключевым принципом планирования развития является поэтапность и эволюционность "институциональных изменений". Логика: любая экономическая система обладает определенным потенциалом роста. И как только появляются первые очевидные негативные явления в ее функционировании, так осуществляется частичное реформирование системы, обычно сочетаемое с очередной сменой политической власти.

Планированию подлежат как экономический рост, так и "институциональные изменения". При этом "планирования" в традиционном для нашего общества значении может вообще не быть. Усилия правительства по планированию развития, как правило, базируются на некотором синтезе текущего экономического программирования (отражающем прежде всего краткосрочный аспект экономической политики), индикативного планирования (отражающего среднесрочный аспект политики) и экономического прогнозирования (характеризующего ее долгосрочный аспект).

Истоки идеологии современного программирования заключены в работах Я. Тинбергена и Р. Фриша.

Программы государственного регулирования экономики обычно строятся как замкнутые системы, предусматривающие обратную связь. Заранее предполагается, что в процессе осуществления программы возможны внезапные изменения внутренних и внешних условий развития национальной экономики, препятствующие достижению поставленных целей, смещение предпочтений высших должностных лиц, прорывы в сфере НТП, конъюнктурные повороты в мировой экономике и т.п.

Поэтому в программу обычно включаются резервные варианты регулирования, позволяющие своевременно скорректировать экономическую политику.

Программирование нельзя считать каким-то отдельным видом регулирования, сравнимым, скажем, с антиинфляционным или антициклическим. В зависимости от того, является ли программа одноцелевой или многоцелевой, она может быть и уже, и шире определенного типа регулирования. Если государство осуществляет одноцелевую программу, рассчитанную на решение единственной задачи (выравнивание платежного баланса), ее обеспечивают средства внешнеэкономического регулирования. Когда же одновременно достигаются несколько целей, на одну многоцелевую программу работает одновременно целый ряд регулирующих систем. "Рейганомика", например, была направлена на снижение и стабилизацию уровня инфляции, достижение устойчивого темпа экономического роста и придание ему нового качества, т.е. представляла собой многоцелевую национальную программу. Региональные структурные и иные программы ЕЭС - наднациональные. Программа правительства России по переходу к рыночной экономике, включающая достижение макроэкономической стабилизации, либерализации , приватизации, - многоцелевая национальная, хотя она и предполагает тесное взаимодействие, в частности, со странами СНГ.

США в 80-х-начале 90-х г.г. в основе планирования развития лежала концепция "экономики предложения" в сочетании с монетаристскими методами управления. Главная идея: увеличение совокупного предложения, которое автоматически находит соответствующий спрос (закон Сэя), путем сокращения производственных издержек за счет, в частности, снижения ставок налогообложения и ослабления государственного регулирования в сфере частного бизнеса.

В скандинавских странах планирование развития базируется на концепции экономики согласований, когда все важнейшие решения в области социально-экономического развития на макроуровне принимаются путем переговоров и согласования интересов различных субъектов экономической системы. В целом для Швеции, Норвегии, а также Голландии характерно конъюнктурное, краткосрочное планирование развития. Так, содержание сформировавшейся к началу 70-х годов голландской модели планирования развития составляет комбинация ежегодно разрабатываемых текущих экономических программ, дополняемая периодически корректируемыми среднесрочными прогнозами.

До последнего времени визитной карточкой французского планирования развития считалось индикативное планирование согласованной экономики. В японской модели планирования развития велика роль "промышленной политики" и макро- и мезоэкономического планирования, а в южнокорейской - централизованного планирования.

Ведущим инструментом планирования развития, его символом является бюджет. В рамках механизма годового бюджета развивается наиболее распространенное в мире краткосрочное планирование. Будучи впервые разработанными в 30-е годы в одной из корпораций американского штата Теннеси, принципы такого "программного бюджета" были в последующем перенесены на федеральный уровень управления экономикой. Бюджетное программирование предполагает количественную оценку общего уровня государственных доходов и расходов, а также смет расходов по отдельным программам. В конце каждого года Министерство финансов представляет на рассмотрение парламента правительственное предложение о сводных программах государственных расходов и методах их финансирования. Парламент вносит поправки в предложения правительства, и программный бюджет приобретает силу закона. Так было, например, с законом, принятым в США в 1985 году, по которому предполагались поэтапное сокращение и ликвидация бюджетного дефицита к 1991 году.

Планирование развития рыночной экономики на государственном уровне включает:

   1. разработку перспективных прогнозов и текущих планов, которые являются не директивными, а информационно-ориентирующими.

   2. разработку общегосударственных программ и планирование связанных с ними госзаказов. Программное планирование - наиболее представительная область управления экономикой, в которой плановому началу принадлежит ведущая роль в рыночной экономике.

   3. финансово-бюджетное планирование.

   4. сведение воедино самостоятельно разрабатываемых планов предприятий и регионов. Соотнеся сумму планов предприятий и свой, контрольный план, государство может увидеть "дыры", где интересы предприятий и государства не совпали, и тогда используется экономически обоснованный госзаказ для устранения этих "дыр".

Процесс разработки программы, в свою очередь, включает в себя по меньшей мере 4 следующих этапа:

   1. формирование "дерева целей" и их ранжирование по социальной значимости. При этом включаются присущие той или иной стране механизмы принятия политических решений, через использование которых правительство уточняет приоритетность тех или иных компонентов целевой функции, задает желаемые уровни их достижения.

   2. выделение имеющихся вариантов и альтернатив достижения поставленных целей с анализом вероятности их реализации в данных условиях.

   3. анализ ресурсного обеспечения всех выделенных проектов, составление и уточнение их бюджетов.

   4. формулирование критерия, обеспечивающего оптимизацию выбора одного из вариантов программы.

Прохождение первых двух этапов немыслимо без использования прогнозных оценок. Вероятные оценки того, какими будут показатели экономического роста, инфляции, безработицы в результате осуществления тех или иных мероприятий позволяют политикам реалистично ставить цели, оценивать настоятельность их осуществления. Результаты прогноза позволяют "проигрывать" различные варианты экономической политики при разработке плана реформ.

Суть новой методологии планирования и программирования - предпочтение, а не оптимизация, исключение провалов в экономической политике, быстрый выбор хорошего, пусть даже не самого лучшего варианта решения проблемы. Умение избегать провалов гораздо важнее для общества, чем поиск идеального варианта.

Другой принцип: историчность мышления, но без абсолютной привязки к прошлому. Это означает учет альтернативности и нестрогой детерминированности будущего. Будущее - это продукт динамичной комбинации и взаимодействия между необходимостью, случайностью, шансом и выбором. Будущее - в значительной степени не только продукт эволюционирующей реальности, но и свободного выбора людей. Задача планирования - расширить способность человеческих сообществ к свободному выбору будущего через коллективные диалоговые процессы.

0

57

завтра экзамен... халява, говорите? :) посмотрим...

0

58

Разрешите поздравить всех (прежде всего себя любимого)) со сдачей первой и единственной кандидатской сессии. God save the queen!

0

59

Добрый день, уважаемые коллеги-аспиранты ;)
Я являюсь соискателем в ГУУ, ранее его окончила. К сожалению, не занимаюсь в группах с вами, поэтому решила связаться с вами на форуме для выяснения некоторых жизненноважных вопросов, сами понимаете ;) смотрю вы уже сдали политэк, молодцы!!! а мне только предстоит...... через 3 дня :-/
скажите, плиз, как вообще проходит экзамен? как сдают? что спрашивают? как билеты тянут? да и вообще, нужно сновательно учить?

Заранее спасибо за ответ ;)

0

60

Привет. Экзамен по билетам. По отзывам - один из самых легких экзаменов. Спрашивают лояльно, троек вроде не было. Насколько я помню, сдавать лучше женщинам, особенно полненькой рыжей: она добрая)) Мужчины строже, но все равно не заваливают. Могут задать доп. вопросы. Списать было вполне реально.

0


Вы здесь » УВЭД » Политическая экономия » Вопросы по политэкономии