УВЭД

Объявление

Напоминаю правила форума: никакого флуда, мата и флейма!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » УВЭД » Учеба » Экзамен по философии (аспирантура)


Экзамен по философии (аспирантура)

Сообщений 1 страница 20 из 76

1

Вопросы к экзамену:
1. Мировоззрение как феномен духовной культуры общества. Исторические типы мировоззрения.
2. Специфика философского знания. Предмет и метод философии.
3. Возникновение философии. Философия и мифология.
4. Философия и религия. Специфика философского и религиозного мировоззрения.
5. Философия и наука. Сциентизм и антисциентизм как философско - мировоззренческие ориентации.
6. Человек как предмет философского знания. Основные идеи и задачи философской антропологии.
7. Основной вопрос философии и проблема отношения человека к миру.
8. Своеобразие древневосточного философствования: общие черты древнеиндийского мировидения. Основные философские школы.
9. Буддизм: философия и религия.
10. Этико-социальная направленность древнекитайской философии. Конфуцианство.
11. Этапы развития и принципы периодизации античной философии. Социокультурная ситуация и характерные особенности философского мышления досократовского периода.
12. Софисты и их роль в формировании античного мировоззрения.
13. Метафизика и теория познания Платона.
14. Социально-политическая концепция Платона.
15. «Первая философия» Аристотеля. Критика платоновской теории идей.
16. Учение о сущности и происхождении государства в философии Аристотеля.
17. Этика Аристотеля.
18. Человек и картина мира в средневековой философии. Отношение христианской религии к философии.
19. Схоластика: исторические периоды, основные проблемы и характерные особенности. Философия Фомы Аквинского.
20. Специфика миропонимания и характерные особенности философии эпохи Возрождения.
21. Социально-политические взгляды в эпоху Возрождения. Государство, политика, мораль в произведениях Н. Макиавелли.
22. Натурфилософские и гносеологические идеи в западноевропейской философии Нового времени. Философия и проблема метода в естествознании. Критика схоластики.
23. Учение о субстанции в философии Нового времени.
24. Учение о человеке, его разуме и свободе. Этические и социальные идеи философии Нового времени.
---------------------------------------------------
25. Основные проблемы и объяснительные принципы философии эпохи Просвещения.
26. Сущность «коперниканского» переворота, совершенного Кантом. Критика теоретического разума.
27. Основоположения этики, категорический императив, проблема человека и его свободы в философии Канта.
28. Принципы построения и противоречия философской системы Гегеля. Предмет и метод философии. Критика рассудочной метафизики.
29. Идеалистическая диалектика Гегеля.
30. Основные принципы антропологического материализма Фейербаха. Антропология как универсальная наука.
31. Фейербах о социальных функциях религии, причинах ее возникновения и существования.
32. Основные идеи и объяснительные принципы философии К.Маркса.
33. Материалистическое понимание истории. Диалектика общественного сознания и общественного бытия.
34. Философия жизни. (В. Дильтей, А. Бергсон)
35. Экзистенциализм. Социально- гносеологические основания, базовые проблемы и категории.
36.Человек и культура с позиции психоаналитического метода.
37. Основные задачи и проблемы герменевтики: В. Дильтей, Г. Гадамер.
38. Истоки и философские основания «первого позитивизма». Основные идеи, проблемы и представители.
39. Социальные основания, теоретические и естественнонаучные предпосылки возникновения неопозитивизма.
40. Постмодернизм: основные положения и представители.
41. Характерные особенности и место в мировой философии русской философии 19-20 веков. Специфика русской религиозной философии.
42. Метафизика всеединства B.C. Соловьева.
43. Экзистенциальные идеи в русской философии. Христианский персонализм Н.А. Бердяева.
44. Проблема развития в истории философии.
45. Принцип диалектического отрицания в философии Гегеля
46. Единство и борьба противоположностей как принцип диалектики. Антагонизм и гармония
47.  Диалектический закон развития в философии Гегеля как закон взаимного перехода количественных изменений в качественные.
48.  Принцип историзма в познании. Единство исторического и логического в теоретическом мышлении.
---------------------------------------------------
49. Глобальный эволюционизм и его выражение в науке и философии 20 века.
50. Категория «бытие» в философии.
51. Категория «материя» в системе философского мировоззрения. Многообразие форм организации материального мира и его единство.
52. Сознание, его происхождение и сущность.
53. Сознание и бессознательное. Сознание и язык.
54. Человек как объект философского осмысления. Природное и социальное в человеке.
55. Познание как предмет философского анализа. Структура познавательной деятельности. Агностицизм, скептицизм, гносеологический оптимизм.
56. Проблема истины в познании.
57. Методы и формы научного познания.
58. Ценности и их роль в познании.
59. Рационализм и эмпиризм как гносеологические позиции.
60. Наука, ее особенности и социальные функции.

61. Основные тенденции гуманитаризации современной науки.
62. Общество как предмет философского исследования. Источники и детерминанты общественного развития.
63. Периодизация человеческой истории как социально- философская проблема. Формационный и цивилизационный подходы.
64. Проблема типологии исторического процесса (М. Вебер, К. Маркс, А.Тойнби.)
65. Культура и цивилизация: многообразие форм, особенности взаимодействия.
66. Индустриальное, постиндустриальное и информационное общество: сущность и тенденции развития.
67. Структура морали и формы нравственного отношения к миру.
68. Религиозное освоение мира. Религия в современном обществе.
69. Искусство как предмет философского исследования.
70. Философия и глобальные проблемы современности.

71. Кризис цивилизации и перспективы развития человечества.
72. Философское знание и проблемы управления.

Литература:
1. Алексеев П.В., Панин А.В.Философия: учеб. - 3-е изд., перераб. и доп. М.,2006.
2. История философии: Запад-Россия-Восток. Под.ред. Мотрошиловой Н.В., учебник, кн. 1, кн. 2. кн. 3, кн. 4. М., 1995-1999.
3. История философии: уч. для высших уч. зав. (под ред. В.П.Кохановского, В.П.Яковлева). М., 2005.
4. Философия: Учебник для вузов (под общей ред. В.В.Миронова), 2005.
5. В.Д.Губин. Философия: учебник. М., 2005.

0

2

Сорри, что так поздно выложил - у меня тут проблемы с электричеством: постоянно выбивает, - а вместе с ним и интернет.
Буду своё выкладывать по мере возможности.

0

3

1. Мировоззрение как феномен духовной культуры общества. Исторические типы мировоззрения.

Мировоззрение – это система мироотношения и мироощущения человека, которая характеризует его и понимание им мира.

Типы мировоззрений:
* мифологическое (нет ничего не возможного, объясняет всё);
* религиозное (накладывает на человека определённые требования – заповеди);
* научное (система знаний, которые человек получает в результате специализированной подготовки, которые в конечном счёте даёт ему профессионализм);
* философское (способность и умение человека видеть мир во всём его единстве и многообразии).

Уровни мировоззрения:
* обыденно-практическое;
* образно-эмоциональное, плод ума, души и плод холодного ума.

0

4

2. Специфика философского знания. Предмет и метод философии.

Специфические черты философии:
* Двойственность (имеет общее с научным знанием: предмет, методы и проч.), но не является научным знанием в чистом виде;
* Явялется теоретическим мировоззрением, предельным обобщением ранее накопленных знаний;
* Предмет Ф. шире предмета исследования любой отдельной науки, но не поглощает его;
* Имеет сложную структуру (вкл. гносеологию, онтологию и проч.);
* Содержит базовые идеи, лежащие в основе других наук;
* Субъективна;
* Является совокупностью объективного знания и ценностей эпохи, носит её отпечаток;
* Изучает не только предмет познания, но и его механизм;
* Доктринна, но в то же время постоянно развивается;
* Опирается на категории - предельно общие понятия.

Предмет Ф.:
* Разделы:
- Онтология (учение о бытии);
- Гносеология (учение о познании);
- Человек;
- Общество;
* Частные вопросы:
- Сущность бытия;
- Происхождения бытия;
- Материя и её формы;
- Сознание (происхождения и природа);
- Бессознательное;
- Душа, духовный мир человека;
- Природа;
- Различные сферы жизни общества;
- Экология, проблемы выживания;
- Познание;
- Фил. категории;
- Диалектика и её законы;

Методы философии - пути, средства, с помощью которых осуществляется философское исследование:
* Основные методы:
- Диалектика - вещи, явления рассматриваются более гибко, критически, последовательно с учётом их внутренних противоречий, единства и борьбы противоположностей;
- Метафизика - противоположно диалектике, объекты рассматриваются обособленно, сами по себе, статично и однозначно (ведётся поиск абсолютной истины);
- Догматизм - восприятие окр. мира через призму догм;
- Эклектика - произвольное соединение разрозненных, не имеющих единого начала фактов, понятий, концепций, в результате чего достигаются поверхностные, но правдоподобные выводы;
- Софистика - выведение из ложных, но правдоподобных посылок новой посылки, логически верной, но ложной по смыслу либо выгодной для принимающего данный метод;
- Герменевтика - метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов;

* Методы-направления Ф.:
- Материалистический - действительность воспринимается как реально существующая  материя, первичная субстанция, а сознание - проявление материи;
- Идеалистический - в качестве первоначала и определяющей силы выступает идея, а материя - её производная, воплощение;
- Эмпиризм - в основе познавательного процесса, знания лежит опыт, получаемый в результате чувственного познания;
- Рационализм - истинное, абсолютно достоверное знание может быть достигнуто только с помощью разума без влияния опыта и ощущений.

0

5

3. Возникновение философии. Философия и мифология.

На заре развития человечества, когда были еще в силе родовые принципы в хозяйственной и культурной жизни, господствующей формой мировоззрения была мифология (миф в переводе с греческого «рассказ»). Мифология есть результат настоятельной духовной потребности объяснить мир. Мифология – образно-художественный способ объяснить мир, явления природы и жизни людей. В мифах человек не выделяет себя из природы.

Философия - любовь к мудрости, особая система знаний предназначенная для решения целого ряда взаимосвязанных проблем, возникающих и в естественно научном исследовании, историческом познании, и в повседневной производственной и политической деятельности. Зародилась около 2500 лет назад в странах древнего мира (Индия, Китай, Египет).

Классическая форма - Древняя Греция. Понятие введено Пифагором (580-500 до Р.Х. о. Самос). В качестве особой науки выделена Платоном.

Hеобходимые (но не достаточные) предпосылки возникновения философии: разделение умственного и физического труда, создание прибавочного продукта, pецептуpно-технологические знания («смотри на меня, делай как я, делай лучше меня»), наличие развитых текстовых сообщений (указы, эпосы, мифы).

Требуется определенное развитие уровня абстрактного мышления. Наличие денег. Функции языка: сигнальная, коммуникативная, описательная, аpгументивная (критика).

Три необходимых предпосылки.
* Структура мышления;
* Отсутствие тоталитаризма.
* Должен быть плюрализм, демократический режим.

Особенности мифа: принципиально новый уровень мышления (субъективно-объективный, синкретический, нерасчлененный вид), ориентирован на стабилизацию самого себя (догматическое мышление).

Философия делает акцент на новациях, то есть акценты смещаются. Проблема устройства мира. Существует большое число мифов, посвященных этой теме. Инициирование ученика на то, чтобы он шел дальше своего учителя. Hадо рассуждать критически.
Сначала философия включала в себя всю совокупность знаний, позже превратилась в систему общих знаний о мире.

0

6

5. Философия и наука. Сциентизм и антисциентизм как философско-мировоззренческие ориентации.

Отношения науки и философии являются предметом дискуссии. С одной стороны, философия — это гуманитарная наука, занятая толкованием текстов. С другой стороны, философия претендует на то, чтобы быть чем-то большим, чем наука. Философия претендует на то, чтобы быть началом и итогом науки, методологией науки и её обобщением, теорией более высокого порядка, метанаукой. Наука существует как процесс выдвижения и опровержения гипотез, роль философии при этом заключается в исследовании критериев научности и рациональности. Вместе с тем, философия осмысливает научные открытия, включая их в контекст сформированного знания и тем самым определяя их значение. С этим связано древнее представление о философии как о царице наук или о науке наук.

Однако в истории человеческой мысли существуют целые пласты ненаучной философии. Плотная связь философии и науки присуща в основном европейскому способу осмысления процессов познания. Возврат европейской мысли к ненаучному (и даже антинаучному) философствованию проявляется обычно во времена кризиса.

В современной культуре формируются две социокультурные ориентации, которые, каждая со своей стороны, специфически, по-разному осмысливают этот абсолютизированный образ науки, - сциентизм и антисциентизм.

Сциентизм проявляется как мировоззренческая установка на то, что научное знание есть наивысшая культурная ценность, с которой должны соизмерять свое содержание все иные формы духовного освоения бытия. Исторически идеалом для сциентизма (что выражено и в этимологии данного слова) выступают прежде всего наиболее развитые естественные и математические науки. В их лоно, как в прокрустово ложе, укладываются не только иные способы и методы получения знания, характерные, например, для гуманитарных наук, но и вообше любые достижения человеческого духа, претендующие на постижение истины.

Виды:
* Феноменология;
* Позитивизм;
* Прагматизм;
* Постпозитивизм;
* Критический рационализм.

Этой позиции противостоит антисциентизм - социокультурная ориентация, основанная на широкой критике науки и как социального института, и как формы постижения мира, рассматривающая ее как "демона, выпущенного из бутылки", угрожающего теперь существованию самой человеческой цивилизации. В качестве альтернативы науке, научному познанию, в некоторых случаях даже вообще рациональному взгляду на мир выдвигаются различного рода вненаучные или внерациональные (иррациональные), способы постижения бытия.

Виды:
* Неокантианство;
* Экзистенциализм;
* Персонализм.

0

7

7. Основной вопрос философии и проблема отношения человека к миру.

Основным в Ф. традиционно считается вопрос об отношении мышления к бытию, а бытия - к мышлению.

Особенности:
* Важность вопроса заключается в том, что от его разрешения зависит построение целостного знания об окружающем мире и месте человека в нём;
* Материя и сознание - две неразрывные и в то же время противоположные характеристики бытия. Поэтому сущ-т две стороны основного вопроса: онтологическая и гносеологическая;
* В зависимости от стороны вопроса выделяются основные направления: материализм и идеализм либо эмпиризм и рационализм.

Онтологическая (бытийная) сторона: что первично - материя или сознание?
* Объективный идеализм;
* Субъективный идеализм;
* Материализм;
* Вульгарный материализм;
* Дуализм;
* Деизм.

Гносеологическая (познавательная) сторона: познаваем или непознаваем мир? Что первично в природе познания?
* Гностицизм;
* Агностицизм;
* Эмпиризм (инсуализм);
* Рационализм.

0

8

9. Буддизм: философия и религия.

Буддизм - религиозно-философское учение, распространившееся в Индии (после 5 в. до н.э.), Китае, ЮВА (после 3 в. н. э.), а также в иных регионах.

Особенности:
* Основатель - Гаутамма Будда; родился в княжеской семье; прошёл сложный жизненный путь (наследник престола, аскет, мудрец), после чего достиг просветления и передал свои духовные достижения людям;
* Главная идея - "средний путь" жизни между двумя крайними: "путём удовольствия" и "путём аскетизма";
* "Средний путь" - путь знания, мудрости, разумного ограничения, созерцания, просветления, самосовершенствования, конечной целью которого является нирвана - вечная благодать.

Четыре благородные истины Будды:
* Земная жизнь полна страданий;
* Страдания имеют свои причины - жажду наживы, славы, удовольствия, жизни и т.д.;
* От страданий можно избавиться;
* Существует путь, освобождающий от страданий, - отказ от земных желаний, просветление, нирвана.

Этапы "восьмеричного пути освобождения":
* Правильное видения - понимание основ буддизма и своего пути в жизни;
* Правильная жизнь - жизнь человека зависит от его мыслей, при изменении мыслей меняется жизнь;
* Правильная речь - слова человека, его речь воздействуют на душу, характер;
* Правильное действие - жить в согласии с собой и другими людьми, непричинение другим зла;
* Правильный образ жизни - соблюдение буддистских заповедей в каждом поступке;
* Правильное умение - усердие и трудолюбие;
* Правильное внимание - контроль над мыслями, т.к. мысли порождают дальнейшую жизнь;
* Правильное сосредоточение - регулярные медитации, осуществление связи с космосом.

Пять заповедей буддизма:
* Не убий;
* Не укради;
* Будь целомудренным;
* Не лги;
* Не употребляй опьяняющих и одурманивающих средств.

0

9

16. Учение о сущности и происхождении государства в философии Аристотеля.

Особенности:
* Подобно Платону, Аристотель разделяет "дурные" формы государства (тирания, крайняя олигархия, охлократия) и "хорошие" (монархия, аристократия и полития);
* Наилучшей формой, по Аристотелю, является полития - совокупность умеренной олигархии и умеренной демократии, государство среднего класса.

Шесть типов государства:
* Монархия;
* Тирания;
* Аристократия;
* Крайняя олигархия;
* Охлократия (власть толпы, крайняя демократия);
* Полития (смесь умеренной олигархии и умеренной демократии).

0

10

19. Схоластика: исторические периоды, основные проблемы и характерные особенности. Философия Фомы Аквинского.

Схоластика – господствующий тип средневековой теологической философии, отличительными чертами которого являлись оторванность от реальной действительности, замкнутость, консерватизм, крайний догматизм, полное и беспрекословное подчинение религиозным идеям, схематичность, назидательность, учительство.

Характерные черты:
* Название происходит от schola (школа), поскольку этот тип философии несколько столетий преподавался в школах и университетах;
* Представляла собой не столько науку, сколько застывшую школьно-университетскую дисциплину, имевшую целью философски обосновать религиозное учение и догматы Церкви;
* Восприятие Библии как жёсткого нормативного текста, абсолютной истины.

Знание:
* Сверхъестественное, даваемое в откровении;
* Естественное, отыскиваемое человеческим разумом.

Направления:
* Реализм – направление теологической философии, сторонники которого считали существующими не сами вещи, а их общее понятие – универсалии (близко к «чистым идеям» Платона). Представители: Ансельм Кентерберийский, Гильом из Шампо;
* Номинализм – реально существуют лишь сами конкретные вещи, в то время как общие понятия (универсалии) воспринимаются как имена вещей (близко к «индивидуумам» Аристотеля). Универсалии существуют не до, а после вещей, а вещи познаются чувственным опытом.

0

11

23. Учение о субстанции в философии Нового времени.

Понятие субстанции выступало в качестве базовой предпосылки для построения онтологии, с помощью которой философы пытались ответить на вопрос о том, что лежит в основе мира. Субстанция понимается как некоторая реальная основа конкретного мира, проявляющаяся в самых различных формах существования предметов и явлений.

В целом, исходя из общего понимания субстанции, философы-рационалисты предлагали разные варианты решения в зависимости от того, одну или несколько субстанций принимали в качестве основы бытия. Б. Спиноза считал, что в основе мира лежит одна субстанция. Поэтому его учение называется монистическим. Бог у Спинозы сливается с природой, что в истории философии называется пантеизмом. Конкретные вещи порождаются единственной субстанцией, становясь ее проявлениями, или модусами. Дуалистический вариант создает в своей метафизике Р. Декарт. Сотворенный мир разделяется им на два вида субстанций, лежащих в его основе: духовную и материальную. Духовная субстанция неделима, вечна, фактически это - мышление, от которого производим все иные атрибуты (главные неотделяемые свойства), называемые модусами мышления, - чувства, воображение и др. Идеи такой нематериальной субстанции врожденные, они присущи мышлению и не могут быть приобретены в опыте. К ним относятся прежде всего идея Бога, идеи чисел, ряд общих понятий и пр. Материальная субстанция, напротив, бесконечно делима, и от нее производны модусы протяжения - геометрические и физические свойства мира. Соответственно все знания о мире, развивающемся по естественным законам, могут быть приобретены в результате опытного знания.

Г.-В. Лейбниц (1646 - 1716) развивает учение о множественности субстанций, лежащих в основе мира. Понятие субстанции у него приобретает плюралистический (множественный) характер, и он трактует ее как особую духовную единицу бытия (монаду). Поэтому его метафизика иногда называется монадологией. Монады просты, лишены частей - это некие непространственные, духовные точки, которые присущи конкретным индивидуальным вещам. Некоторые монады обладают памятью и более отчетливы, их можно назвать душами. Душа - это начало, объединяющее человека с животным миром, некая первичная активная сила. Поскольку душа целостного организма неу-ничтожима, стареет и умирает лишь телесная оболочка, конкретная форма жизненного организма, то она реализует свои устремления согласно определенным целям, целесообразно (подобные концепции в философии называются телеологизмом).

0

12

35. Экзистенциализм. Социально- гносеологические основания, базовые проблемы и категории.

Классическим выражением антисциентизма в философии выступает экзистенциализм.
Экзистенциализм, философия существования — направление в философии XX века, рассматривающее человека как уникальное духовное существо, способное к выбору собственной судьбы. Экзистенция трактуется как противоположность эссенции (сущности). Если судьба вещей и животных предопределена, то есть они обладают сущностью прежде существования, то человек обретает свою сущность в процессе своего существования. Основным атрибутом экзистенции является свобода, которая подразумевает тревогу за результат своего выбора.

Идейные истоки экзистенциализма — философия жизни, феноменология Гуссерля, религиозно-мистическое учение Кьеркегора. Различают экзистенциализм религиозный (Марсель, Ясперс, Бердяев, Бубер) и атеистический (Хайдеггер, Сартр, Камю). В философии существования нашёл отражение кризис оптимистического либерализма, опирающегося на технический прогресс, но бессильный объяснить неустойчивость, неустроенность человеческой жизни, присущие человеку чувство страха, отчаяния, безысходности.

Экзистенциализм — это иррациональная реакция на рационализм Просвещения и немецкой классической философии. По утверждениям философов-экзистенциалистов, основной порок рационального мышления состоит в том, что оно исходит из принципа противоположности субъекта и объекта, то есть разделяет мир на две сферы: объективную и субъективную. Всю действительность, в том числе и человека, рациональное мышление рассматривает только как предмет, как «сущность», познанием которой можно манипулировать в терминах субъекта-объекта. Подлинная философия с точки зрения экзистенциализма должна исходить из единства объекта и субъекта. Это единство воплощено в «экзистенции», то есть некой иррациональной реальности.

Согласно экзистенциалистскому учению, чтобы осознать себя как «экзистенцию», человек должен оказаться в «пограничной ситуации», например перед лицом смерти. В результате мир становится для человека «интимно близким». Истинным способом познания, способом проникновения в мир «экзистенции» объявляется интуиция («экзистенциальный опыт» у Марселя, «понимание» у Хайдеггера, «экзистенциальное озарение» у Ясперса), которая являет собой иррационалистически истолкованный феноменологический метод Гуссерля.

Значительное место в экзистенциализме занимает постановка и решение проблемы свободы, которая определяется как «выбор» личностью одной из бесчисленных возможностей. Предметы и животные не обладают свободой, поскольку сразу обладают «сущим», эссенцией. Человек же постигает своё сущее в течение всей жизни и несёт ответственность за каждое совершённое им действие, не может объяснять свои ошибки «обстоятельствами». Таким образом, человек мыслится экзистенциалистами как самостроящий себя «проект». В конечном итоге идеальная свобода человека это свобода личности от общества.

Причины расцвета экзистенциализма в 20-70е гг. 20 в.:
* Нравственные, эк. и полит. кризисы;
* Бурный рост науки и техники и использование технических достижений во вред человеку;
* Опасность гибели человечества;
* Усиление жестокости, бесчеловечное отношение к человеку;
* Распространение фашистских и иных тоталитарных режимов, подавляющих человеческую личность;
* Бессилие человека перед природой и техногенным обществом.

Проблемы, рассматриваемые Э.:
* Уникальность человеческой жизни, глубина чувств, переживаний, тревог, надежд, жизни в целом человека;
* Разительное противоречие между внутренним миром человека и окружающей жизнью;
* Проблема отчуждения человека;
* Проблема одиночества, заброшенности человека;
* Проблема бессмысленности жизни;
* Проблема внутреннего выбора и поиска своего «Я» и места в жизни.

0

13

45. Принцип диалектического отрицания в философии Гегеля

Диалектика - основополагающий закон развития и существования Мирового духа и сотворенного им окружающего мира.

Смысл диалектики:
* Всё - Мировой дух, "конечный дух" - человек, предметы и явления окружающего мира, процессы - содержит в себе противоположные начала (например, день и ночь, тепло и холод, молодость и старость и т.д.);
* Данные начала мира (стороны единого бытия и Мирового духа) находятся в противоречии по отношению друг к другу, но одновременно едины по своей сути и взаимодействуют;
* Единство и борьба противоположностей - основа развития и существования всего в мире (т.е. основа всеобщего существования и развития).

Механизм развития (от абстрактного к конкретному):
* Существует определённый тезис (в качестве самого первого тезиса, с которого начинается всеобщее развитие, выделяется тезис "бытие");
* Данному тезису всегда находится антитезис - его противоположность ("небытие");
* В результате взаимодействия двух противоположных тезисов получается синтез - новое утверждение, которое, в свою очередь, становится тезисом, но на более высоком уровне развития (бытие и небытие дают синтез "становление", который является новым тезисом);
* Данный процесс происходит снова и снова, и каждый раз в результате синтеза противоположных тезисов образуется тезис всё более и более высокого уровня.

0

14

50. Категория «бытие» в философии.

Бытие - это реально существующая, стабильная, самостоятельная, объективная, вечная, бесконечная субстанция, которая включает в себя всё сущее.

Небытие - полное отсутствие чего-либо, абсолютное ничто. Это состояние, единое с бытием и противоположное ему.

Смысл понятия "бытие":
* окружающий мир, предметы, явления реально существуют;
* Окружающий мир развивается , имеет внутреннюю причину, источник движения в самом себе;
* Материя и дух - единые, но в то же время противоположные сущности, реально существуют.

Субстанция - самостоятельная сущность, которая для своего существования не нуждается ни в чём, кроме самой себя.

Основные формы бытия:
* Материальное - существование материальных тел, вещей, явлений окружающего мира;
* Идеальное - существование идеального как самостоятельной реальности в виде индивидуализированного духовного бытия и объективизированного (внеиндивидуального) духовного бытия;
* Человеческое - существование человека как единства материального и духовного, бытие человека самого по себе и его бытие в материальном мире;
* Социальное - включает бытие человека в обществе и бытие (жизнь, существование, развитие) самого общества;
* Ноуменальное (ноумен - вещь в себе) - бытие, которое реально существует независимо от сознания того, кто наблюдает его со стороны;
* Феноменальное (феномен - явление, данное в опыте) - кажущееся бытие, то есть бытие, каким его видит познающий субъект.

0

15

немного более развернутый вариант:

50. Категория "бытие" в философии.

1) Философский смысл бытия
- Бытие – фундаментальное понятие, которое многие мыслители считают основанием философии.
- При рассмотрении бытия мысль достигает обобщенности, абстрагируется от единичного, частного.
- Противоречивое единство непреходящего бытия природы как целого и  преходящего бытия вещей, состояний природы, человеческих существ. Ответ на один онтологический вопрос влечет за собой больше таких вопросов. (Первый аспект проблемы бытия).
- Мир – неразрывное единство, целостность. Природа, общество, их элементы, идеи и мысли едины, сходны прежде всего в том, что они есть. (Второй аспект проблемы бытия).
- Мир как таковой является реальностью для сознания и действия каждого человека, каждого поколения. (Третий аспект проблемы бытия).

2) Основные формы бытия:
- Материальное (бытие тел и процессов)
- Идеальное (духовное)
- Социальное (в обществе и в процессе истории)
- Бытие человека (в мире вещей и специфическое бытие)

Материальное бытие в форме вещей, процессов и состояний природы (первая природа) и в форме произведенных человеком вещей (второй природы)

Бытие человека как мыслящего и чувствующего тела (1 измерение), как индивидуальная особь, Homo sapiens (второе измерение) и как социально-историческое существо (третье измерение).

Духовное бытие можно разделить на индивидуализированное – неотделимое от конкретной жизнедеятельности индивидов и внеиндивидуальное (объективированное) – которое может существовать вне индивидов.
Индивидуализированное бытие включает сознание и подсознательное, которые материализованы в процессах работы мозга и центральной нервной системы.
Объективированное духовное включает идеи, идеалы, нормы, ценности.
Оба вида духовного воплощаются в словах, звуках языке.

+1

16

51. Категория "материя" в системе философского мировоззрения. Многообразие форм организации материального мира и его единство.

1)
Материя – объективная реальность, существующая вне и независимо от человеческого сознания и отражаемая им. (Ленин В. И.)
Материя – философская категория, которая в материалистической традиции обозначает субстанцию, обладающую статусом первоначала (объективной реальностью) по отношению к сознанию (субъективной реальности).

 Материя не может существовать вне движения.
 Движение может сохранять или не сохранять качественное состояние предмета.
 Движение материи может быть физическим (неживая материя), биологическим (живая) и социальным (общество)

2) Уровни организации неживой материи:

• Метагалактика
• Системы галактик
• Галактики
• Планетные системы
• Планеты
• Макротела
• Молекулы
• Атомы
• Элементарные частицы

Живая материя:
• Биосфера
• Человеческое общество
• Биоценозы (взаимосвязанные популяции)
• Популяции
• Многоклеточные организмы
• Клетки
• Доклеточный уровень (ДНК, РНК, белки)

3) Пространство и время.

 Пространство отражает структурную организацию материального мира.
 Время отражает длительность процессов.
 Пространство и время – формы бытия материи
 Многомерность пространства-времени (4 измерения)

Концепции пространства и времени:
Субстанциальная. Пространство и время существуют независимо от материи. (Демокрит, Ньютон).
Реляционная. Пространство и время – особые отношения между объектами и вне их не существуют. (Лейбниц).

 Пространство-время отражаются в 3х сферах – биологической, неживой природе и социальной (как и материя)
 Социальное пространство-время не сводится к отношениям материальных вещей, а включает их отношение к человеку, отношения между людьми, человеческое сознание.
 Социально-историческое время течет неравномерно, уплотняясь и ускоряясь по мере общественного прогресса.

0

17

4. Философия и религия. Специфика философского и религиозного мировоззрения.

Религия - мировоззрение и мироощущение человека, а также его поведение, определяемое верой в существование Бога и чувством связанности, зависимости от него, почтение и почитание силы, дающей опору и предписывающей человеку определенные нормы поведения по отношению к другим людям и ко всему существующему.

Это такая форма общественного сознания, в которой человек рассматривает себя в единстве с абсолютным и совершенным существом (богом).

Специфика религиозного мировоззрения заключается в том, что оно основано на вере. Одну из важнейших ролей в религии играет нравственность. Религия стремится возвысить человека до вечного и абсолютного. Любая религия имеет догмат веры, в то время как философия основана на знаниях. В религии большую роль играет эмоциональная составляющая, в то время как в философии она минимальна.

При религиозном мировоззрении для человека характерна чувственная, образно-эмоциональная (а не рациональная) форма восприятия окружающей действительности. Религия исследует те же вопросы, что и миф (происхождение Вселенной, Земли и человека; объяснение природных явлений; жизнь, судьба и смерть человека; деятельность человека и его достижения; вопросы чести, долга, этики и нравственности).

Функции религии:
* Мировоззренческая;
* Объединительная (консолидирует общество вокруг идей либо ради идей);
* Культурологическая (способствует распространению определённой культуры, влияет на культуру);
* Нравственно-воспитательная (культивирует в обществе идеалы любви к ближнему, сострадания, честности, терпимости, порядочности и долга).

Философия — особый, научно-теоретический тип мировоззрения. Она представляет собой высший уровень и вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, системностью, логикой и теоретической оформленностью.

Отличия философского мировоззрения от религиозного и мифологического
* Философское мировоззрение основано на знании (а не на вере либо вымысле);
* Оно рефлексивно (имеет место обращённость мысли на саму себя);
* Оно логично (имеет внутреннее единство и систему);
* Оно опирается на чёткие понятия и категории.

Основные стадии эволюции философии как мировоззрения
* Космоцентризм — философское мировоззрение, в основе которого лежит объяснение окружающего мира, явлений природы через могущество, всесильность, бесконечность внешних сил — Космоса, и согласно которому всё сущее зависит от Космоса и космических циклов (Древняя Индия, Древний Китай, Древняя Греция);
* Теоцентризм — тип философского мировоззрения, в основе которого лежит объяснение всего сущего через господство необъяснимой, сверхъестественной силы — бога (средневековая Европа);
* Антропоцентризм — тип философского мировоззрения, в центре которого стоит проблема человека (Европа эпохи возрождения, нового и новейшего времени, современные философские школы).

0

18

8. Своеобразие древневосточного философствования: общие черты древнеиндийского мировидения. Основные философские школы

В Индии путь формирования систематизированного философского знания пролегал через оппозицию брахманизму, вобравшему в себя племенные верования и обычаи, основанному на ведическом ритуале, который зафиксирован в четырех Ведах (веда — знание) — сборниках гимнов в честь богов. Каждая Веда позднее обросла брахманами, то есть описаниями, комментариями, а еще позднее — араньяками («лесные книги», предназначенные для отшельников) и, наконец, упанишадами (от словосочетания «сидеть около ног учителя»). Весь корпус ведических текстов считался шрути, то есть священным откровением. Истинными знатоками и толкователями ведической мудрости выступали представители высшей касты — брахманы. Однако ломка племенных отношений, кризис родовой морали поколебали незыблемость авторитета жрецов, безусловность предписываемого ими ритуала. Первыми «еретиками», осмелившимися поставить под сомнение всевластие брахманов и обрядовую рутину, стали аскеты, проповедники. Их называли шраманами, то есть «совершающими усилия». Это были усилия не только аскетического, но и интеллектуального порядка, направленные на осмысление предписаний ведийской религии.

VI — V века до н. э. были отмечены распространением множества критических в отношении брахманизма течений. Главными из них были адживика (натуралистическо-фаталистическое учение), джайнизм и буддизм. На базе шраманских школ выросли и развились позже основные философские системы Индии. Первыми свидетельствами самостоятельного систематического изложения индийской философии явились сутры (изречения, афоризмы, датировка которых колеблется от VII — VI веков до н. э. до первых веков н. э.). Далее индийская философия развивалась практически в русле шести классических систем — даршан (санкхья, йога, ньяя, вайшешика, миманса, веданта), ориентировавшихся на авторитет Вед, и неортодоксальных течений: чарваки или локаяты, джайнизма и школ буддизма.

Онтология индийской философии (учение о бытии и небытии)
Опирается на закон Риты — космической эволюции, цикличности, порядка и взаимосвязанности. Бытие и небытие ассоциируется соответственно с выдохом и вдохом Брахмы-Космоса (Бога-творца). В свою очередь, Брахма-Космос живёт 100 космических (8640000000 земных) лет, после чего он умирает и наступает абсолютное небытие, которое также длится 100 космических лет до нового рождения Брахмы.

Вся бесконечная история — это чередование жизни Космоса и Абсолютного Небытия, которые сменяют друг друга. При каждом рождении Брахмы заново появляется жизнь, но в более совершенной форме.

Мир взаимосвязан. Любое событие (поступок человека, явление природы) влияет на жизнь Космоса. Цель эволюции, развития — достижение всё более совершенного духа через постоянную смену материальных форм.

Гносеология древнеиндийской философии
Главной особенностью древнеиндийской гносеологии (учения о познании) является не изучение внешних (видимых) признаков предметов и явлений (что характерно для европейского типа познания), а изучение процессов, происходящих в сознании при соприкосновении с миром предметов и явлений.

В этой связи индийская философия выделяет три вида сознания: "пракрити"- материальное сознание, "пуруша" - чистое сознание (первичная энергия, из которой возникли Вселенная и люди) и "майя"- сознание сновидения, мираж.

Каждое изданных видов сознания согласно индийской философии реально и заслуживает изучения - в отличие от европейской философии, которая признает только материальное сознание и длительное время (до И. Канта) не рассматривала вопросы подлинного и неподлинного бытия, сущности и иллюзорности.

Проблема души в индийской философии
Два начала, из которых состоит душа:
* Атман — частица Бога-Брахмы в человеческой душе. Атман первоначален, неизменен, вечен.
* Манас — душа человека, возникающая в процессе жизни. Манас постоянно эволюционирует, достигает высоких ступеней либо ухудшается, в зависимости от поступков человека, его личного опыта, хода судьбы.

0

19

10. Этико-социальная направленность древнекитайской философии. Конфуцианство

Пытаясь определить китайскую философскую традицию в целом, многие склонны характеризовать её как антропоморфно ориентированную. В центре её находится человек и его взаимодействие с окружающим миром. Человек — существо, обладающее пятью задатками: человеколюбие, справедливость, благопристойность, мудрость и искренность. Нетрудно заметить, что сущностная характеристика человека составлена практически из этических принципов, регулирующих взаимоотношения отдельного человека с другими членами сообщества.

Для китайских философов человек предствлял интерес исключительно как существо социальное. Их особенно интересовали вопросы добра и зла, предопределении и свободе, судьбе и удаче.

Конфуцианство — древнейшая философская школа, которая рассматривает человека прежде всего как участника социальной жизни. Основоположником конфуцианства является Конфуций, живший в 551-479 гг. до н. э., главным источником учения — произведение Лунь Юй («Беседы и суждения»).

Особенности
Основные вопросы, решаемые конфуцианством, заключаются в том, как необходимо управлять людьми и как вести себя в обществе.
Представители данной школы выступают за мягкое управление обществом. В качестве примера приводится власть отца над сыновьями, а в качестве главного условия — отношение подчинённых к начальникам как сыновей к отцу, а начальника к подчиненённым — как отца к сыновьям.
Конфуцианское золотое правило поведения людей в обществе гласит: не делай другим того, чего не желаешь себе.

Основные принципы учения
* Жить в обществе и для общества;
* Уступать друг другу;
* Слушаться старших по возрасту и по званию;
* Подчиняться императору;
* Сдерживать себя, соблюдать меру во всём, избегать крайностей;
* Быть человечным.

Качества, которыми должен обладать руководитель
* Подчиняться императору и следовать конфуцианским принципам;
* Управлять на основе добродетели;
* Обладать необходимыми знаниями;
* Верно служить стране, быть патриотом;
* Обладать большими амбициями, ставить высокие цели;
* Быть благородным;
* Делать только добро государству и окружающим;
* Предпочитать убеждение и личный пример принуждению;
* Заботиться о личном благосостоянии подчинённых и страны в целом.

Качества, которыми должен обладать подчинённый
* Быть лояльным по отношению к руководителю;
* Проявлять старание в работе;
* Постоянно учиться и самосовершенствоваться.

0

20

11. Этапы развития и принципы периодизации античной философии. Социокультурная ситуация и характерные особенности философского мышления досократовского периода

Этапы развития античной философии

1. Досократический период (7-5 вв. до н. э.): основными проблемами являлись объяснение явлений природы, сущности Космоса, окружающего мира, поиски первоначала всего сущего, а методом философствования — декларирование собственных взглядов, превращение их в догму;
2. Классический (сократический) период (середина 5 — конец 4 века до н. э.): время расцвета древнегреческой философии (совпавшее со временем расцвета древнегреческого полиса);
3. Эллинистический период (коец 4 — 2 вв. до н. э.): период кризиса полиса и образования крупных государств в Азии и Африке под властью греков и во главе с соратниками Александра Македонского и их потомками;
4. Римский период (1 в. до н. э. - 5 в. н. э.)

Досократические школы

Наиболее известные школы:

    * Милетская школа (Фалес [вода], Анаксимандр [апейрон], Анаксимен [воздух]):
          o Философы выступали с материалистических позиций;
          o Занимались не только философией, но и другими науками (точными и естественными);
          o Пытались объяснить законы природы;
          o Искали первоначало — субстанцию, из которой возник мир;
    * Школа пифагорейцев:
          o Первопричиной всего сущего считали число;
          o Выступали за познание мира через число;
          o Считали единицу мельчайшей частицей всего;
          o Пытались выделить протокатегории, которые показывали диалектическое единство мира (чётное-нечётное, светлое-тёмное и проч.);
    * Школа Гераклита Эфесского:
          o Первоначала всего сущего — огонь;
          o Вывел закон единства и борьбы противоположностей — ключевой закон диалектики;
          o Считал, что весь мир находится в постоянном движении и изменении;
          o Был сторонником круговорота веществ в природе и цикличности истории;
          o Признавал относительность окружающего мира;
          o Всеобъемлющим божеством считал Логос — Мировой разум;
          o Выступал за материальность человеческой и мировой души;
          o Был сторонником чувственного познания окружающей действительности;
          o Движущей силой всех процессов считал борьбу;
    * Элейская школа (Парменид, Зенон Элейский, Мелисс Самойский):
          o Изучали проблемы познания;
          o Жёстко разделяли чувственное познание и высшее духовное идеалистическое;
          o Были сторонниками монизма — выводили всю множественность явлений из первоначала;
          o Считали всё сущее материальным выражением идей;
    * Атомисты (Демокрит, Левкипп):
          o Весь материальный мир состоит из атомов;
          o Атом — мельчайшая частица всего сущего;
          o Атом неделим;
          o Атомы имеют разную величину и форму;
          o Между атомами существует пространство, заполненное пустотой;
          o Атомы находятся в вечном движении;
          o Существует круговорот атомов;
          o Атомы невозможно «увидеть» путём чувственного познания.

Общие особенности:
* Ярко выраженный космоцентризм;
* Повышенное внимание к проблеме объяснения явлений окружающей природы;
* Поиск первоначала, породившего всё сущее;
* Гилозоизм (одушевление неживой природы);
* Доктринерский (недискуссионный) характер философских учений.

0


Вы здесь » УВЭД » Учеба » Экзамен по философии (аспирантура)