8. Рынок. Его развитие и современное состояние.
Рынок можно определить как систему социально-экономических отношений в сфере обмена, посредством которых происходит удовлетворение потребностей покупателей и общественное признание произведенных затрат в сфере производства.
Он выражает связь между людьми в процессе движения товаров и услуг. Структура рынка - это развитая система товарообмена, в которую входит много рынков: 1) рабочей силы; 2) средств производства; 3) потребительский; 4) рынок технологий; 5) рынок услуг; 6) финансовый; 7) денежный; 8) духовных благ.
Функции рынка: Ценообразующая; Посредническая; Информационная; Регулирующая; Санирующая (очистка рынка от неконкурентоспособных производителей). Начало учению о рыночной системе хозяйствования положил Адам Смит. Он считал, что объективной причиной возникновения рынка является естественная ограниченность производственных возможностей человека. Смит уподоблял рынок невидимой руке. Дальнейшее развитие в трудах Маркса «Капитал», Ленина, Хайека, который определял рынок, как одну из форм спонтанного социального порядка. Маркс и Ленин утверждали, что в основе рыночных отношений лежит общественное разделение труда.
Основу для формирования рыночных отношений формирует сфера обмена.
В эпоху меркантилизма обозначился крупный этап становления рыночных отношений. Представители данной школы рынок отождествляли с внешней торговлей.
Возникновение и становление экономической системы, основанной на рыночных отношениях, представляет собой длительный исторический процесс, начало которого предопределили два важнейших условия: 1) общественное разделение труда; 2) экономическое обособление товаропроизводителей.
История знает три крупных этапа общественного разделения труда. Первый из них – это отделение земледелия от скотоводства, второй – выделение ремесла как самостоятельной отрасли и третий – выделение торговли и возникновение машинного производства, которое сделало процесс разделения труда бесконечным, непосредственно связанным с достижениями научно-технического прогресса, ростом общественной производительности труда и специализацией производства.
Другое условие формирования рыночных отношений - это экономическая обособленность товаропроизводителей. Обмен обязательно предполагает стремление к эквивалентности. Реализация этого стремления возможна при условии заинтересованности обоих контрагентов в результатах обмена, А возникновение заинтересованности происходит при наличии частной собственности на условия и результаты труда участников обмена.
В рыночной экономике рынок стоит непосредственно между производителями и потребителями, помогает им общаться на языке цен и решать 3 главных экономических вопроса: что производить; как производить; для кого производить. В командной системе хозяйства между производителями и потребителями создаются громоздкие необыкновенно дорогостоящие структуры с огромной численностью работников, которые пытаются решать эти 3 вопроса. В смешанной экономике между производителем и потребителем стоит рынок с элементами регулирования рыночных отношений. Товарное производство функционирует в результате действия объективных экономических законов: закон стоимости (обмен товара осуществлялся в соответствии с качеством и количеством труда, затраченного на их производство); спроса и предложения (определяет соотношения между продавцами и покупателями); закон денежного обращения (регулирует количество денег, которое необходимо обществу в дальнейший исторический период). Эти законы способствуют созданию рыночного механизма (механизма формирования цен и распределения ресурсов, механизма взаимодействия продавцов и покупателей товара).
Рынки можно разделить по признакам: степень монополизированности (формы конкуренции), меры государственного регулирования, масштабность товарообменных процессов, региональная принадлежность, легальность, виды реализуемых товаров и услуг.
По форме конкуренции: высококонкурентный, монополистической конкуренции олигополистический, дуополистический.
По виду товара: предметов потребления и услуг; жилой площади, зданий, недвижимости; средств производства (включая землю), имущества; инвестиций; денег и ценных бумаг; рабочей силы (труда, рабочих мест); инноваций, духовного, интеллектуального продукта.
По территориальному признаку (местные, национальные, региональные, мировой).