УВЭД

Объявление

Напоминаю правила форума: никакого флуда, мата и флейма!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » УВЭД » История и философия науки » Вопросы по ИФН


Вопросы по ИФН

Сообщений 21 страница 40 из 88

21

6. Социально-исторические предпосылки и специфические черты средневековой науки

Социально-исторические предпосылки:
• центрами научных знаний становились монастыри, при которых, начиная с VI в. создавались школы
• содержание преподаваемых знаний было значительно урезано, приспособлено к выполнению богословских и религиозно-церковных функций
• в первой половине XI в. из монастырских школ возникают университеты, как светские учебные заведения.
Средневековая европейская наука изначально формируется как служанка богословия. В этих условиях наука была вынуждена согласовывать свои истины (“истины разума”) с богословскими догматами. В окружающей действительности выделяется земное – телесное, греховное, и неземное – свято-духовное пространство. Теоретически эксплицируя теологическую картину бытия, выраженную в Библии, философия обращалась и к знаниям, добываемым науками, пытаясь при этом согласовать их с теологией. Этапами развития средневековой философии являются: Патристика (учение Отцов церкви, 3-7 вв.), схоластика (9-12 вв.)

Характерные черты познавательной деятельности:
1. средневековое миросозерцание заимствовало античную идею всеобщего и доказательного знания, обладать которым может только Творец.
2. критика неточного, частного, относительного, неисчерпывающего знания.
3. познавательная деятельность сводится к исследованию понятий, наиболее репрезентативны – тексты Священного писания.
4. отказ от опытного познания. Дедукция как универсальный метод (первична теория). Но с другой стороны возникли алхимия и астрономия, имеющие опытный характер.

Особенности интеллектуальной атмосферы:
1. обслуживание определенных социальных потребностей;
2. схоластика (средневековая “школьная философия”, представители которой стремились дать теоретическое обоснование религиозному мировоззрению). Большое место в средневековой схоластике занимал спор об универсалиях – общих идеях. Являются ли универсалии объективными, реальными или это просто имена вещей? Представители – Альберт Великий, Фома Аквинский, Ансельм Кентерберийский, Абеляр;
3. телеологизм (все явления существуют по промыслу Бога и для предуготованных им ролей);
4. томизм (учение в схоластической философии и теологии католицизма, основанное Фомой Аквинским). Доктрина томизма выступает и учением о догматах веры, и учением о способах постижения этого учения посредством разума;
5. догматизм (некритичность по отношению к догмам, слепая вера в авторитеты);
6. тенденция к классификации и систематизации знаний.
Выделяется известный спор 2х направлений: номиналистов (научных трудов нет, основоположник – Росцелин, Франция 1050-1112) – между небом и землей существуют только единичные чувственно-воспринимаемые вещи, а идеальные понятия – это лишь имя для обозначение сходных вещей, работать нужно с вещами, а не с понятиями; реалистов (Фома Аквинский) – общие понятия (универсалии) существуют реально и предшествуют объективным вещам.

Отредактировано Heinz Till (2009-04-30 20:28:08)

0

22

7. Формирование опытной науки в новоевропейской культуре

Наука как целостный феномен возникает в Новое время вследствие отделения от философии и проходит в своем развитии три основных этапа: классический, неклассический, постнеклассический (современный). На каждом из этих этапов разрабатываются соответствующие идеалы, нормы и методы научного исследования, формулируется определенный стиль мышления, своеобразный понятийный аппарат и т.п. Критерием (основанием) данной периодизации является соотношение объекта и субъекта познания.
Для возникновения науки в XVI – XVII вв., кроме общественно-экономических (утверждение капитализма), социальных (перелом в духовной культуре, подрыв господства религии и схоластически-умозрительного способа мышления) условий, необходим был определенный уровень развития самого знания, запас фактов, подлежащих осмыслению и обобщению.

Образ современной науки, отмечал А. Эйнштейн, был определен в эпоху Нового времени. Леонардо да Винчи, Г. Галилей, Ф. Бэкон, Р. Декарт полагали главными ценностями новой науки ее светский характер, критический дух, объективную истинность, практическую полезность.

Изменялось и само понимание науки. По мнению ученых Нового времени, она должна перестать быть созерцательно-наблюдательной. Прорывом в ее понимании было открытие экспериментальной основы науки. Античная культура знала лишь теоретическую и логическую основы науки, но этого было недостаточно в эпоху, когда наука заявила о себе как об относительно самостоятельном явлении культуры. Наука могла развиваться, определяя свои собственные основы, к которым следует отнести экспериментальные исследования, а в более широком смысле — методологические основы. Человек стал активным началом в исследовании природы, отсюда стремление познать принципы функционирования механизмов и самого человека.

Конструктивный характер новоевропейской науки выразил Г. Галилей, вводя метод идеализации. Галилей преобразует физику Аристотеля о движении и вводит идею тождества кругового и прямолинейного движения. Оно становится теоретическим образом (идеализацией) совершенства движения.
Новая наука всецело полагалась на авторитет знания; она, считал Декарт, должна все подвергать сомнению с целью выявления исходных интеллектуально очевидных положений. Инструментом исследования становилась математика. Онтологическое обоснование значимости математики дал Галилей: “Книга природы написана языком математики”. Эта методологическая установка была воспринята всеми последующими учеными, что означало переход от качественного описания явлений природы, характерного для натурфилософии, к математическому описанию, вскрывающему взаимоотношения и закономерности.

Само построение новоевропейской науки было совершено И. Ньютоном. Великий ученый оставил огромное научное наследство в разных областях науки — оптике, астрономии, математике. Главным в его творчестве было создание основ механики, открытие закона всемирного тяготения и разработка теории движения небесных тел. В итоге формируется образ классической науки. Характерной ее особенностью становится опора на авторитет знания.
Основные представители: Николай Кузанский, Леонардо да Винчи, Исаак Ньютон, Мишель Монтень, Томас Мор, Томмазо Кампанелла, Мартин Лютер, Галилео Галилей и др.

0

23

8. Сущностные черты классической науки

Классическая наука (XVI-сер.XIX вв.), исследуя свои объекты, стремилась при их описании и теоретическом объяснении устранить по возможности все, что относится к субъекту, средствам, приемам и операциям его деятельности. Такое устранение рассматривалось как необходимое условие получения объективно-истинных знаний о мире. Здесь господствует объектный стиль мышления, стремление познать предмет сам по себе, безотносительно к условиям его изучения субъектом.
Классическая стадия имеет своей парадигмой механику, ее картина мира строится на принципе жесткого детерминизма.

Основные открытия:

1. Гелиоцентрическое учение, Николай Коперник;
2. Формулировка законов классической механики и закона всемирного тяготения, абсолютного пространства и времени, Исаак Ньютон;
3. Химия, переодическая система элементов Менделеева;
4. Создание карпускулярно-волновой теории, Фарадей, Максвелл;
5. Клеточная теория, Шлейден, Шванн;
6. Закон сохранения и превращения энергии, Джоуль;
7. Теории эволюции живой природы, Ж. Б. Ламарк, Ч. Дарвин.
Последние четыре открытия не укладывались в классическую механистическую концепцию и послужили основными причинами ее пересмотра.

Основные принципы:

1. Прицип господства натурализма (признания объективного существования природы, которая управляется естесственными законами);
2. Редукционизм (высшие формы могут быть полностью объяснены на основе закономерностей, свойственных низшим формам);
3. Принцип единства законов земного и небесного миров;
4. Мир качественно однороден, есть только количественные различия;
5. Наличие жестких причинно-сдедственных связей;
6. Зная координаты тела во Вселенной, а также силы, действующие на него, можно абсолютно точно предсказать положение в следующий и предыдущий момент времени, т.е. принцип ретросказуемости и предсказуемости. Если точный ответ невозможен – результат нашего незнания;
7. Объект исследования – материальные предметы;
8. Уверенность существования конечного предела делимости материи;
9. Господствует механизм, классическая механика – основная парадигма;
10. Процесс познания рассматривается как зеркальное отражение природы;
11. Мир принципиально познаваем, можно найти абсолютную истину;
12. Описание объекта без примесей субъективности;
13. Методология: квантитаризм (учет количественных параметров), эксперимент, математическая модель объекта, дедуктивный метод.

Отредактировано Heinz Till (2009-05-01 00:19:00)

0

24

9. Неклассическая наука: специфика формирования и развития

Исходный пункт неклассической науки (конец XIX – первая половина XX в.) связан с разработкой релятивистской и квантовой теории. Он отбрасывает представления о реальности как чего-то не зависящего от средств ее познания, субъективного фактора. Наука описывает связи между знаниями объекта и характером средств и операций деятельности субъекта. Объяснение и формулирование этих связей рассматривается в качестве объективного и истинного описания и объяснения мира.

Важные открытия:

1. Эйнштейн, Общая теория относительности;
2. Фрейд, психоанализ, 19 в.;
3. Планк, Бройль, квантовая теория;
4. Резенфорд, планетарная модель атома;
5. Ренген, ренгеновские лучи.

Все эти открытия разрушили картину мира. Более того, они новые теории зачастую противоречили друг другу (квантовая теория, электромагнитная теория, модель атома С неклассической наукой связана парадигма относительности, дискретности, вероятности. Многие прежние представления о материи были отвергнуты. Но в 20 годы 20 века была создана квантовая механика и сформулирована теория относительности, в рамках которой этот кризис в физике был преодален.

Основные принципы:
1. Установка на невозможность описать мир сам по себе;
2. Установлено различие в организации и развитии 3-х уровней мира: макро, микро, мега;
3. Нет качественной однородности в мега, микро и макромирах;
4. Вероятностный детерменизм;
5. Признавалась роль случайностей. Случайность – равноценный фактор необходимости;
6. Объект исследования не вещи, а процессы;
7. Принципиально невозможно найти первокирпичик мира, т.е. материя принципиально неисчерпаема;
8. Основная парадигма – квантовая механика, теория относительности;
9. Работа с микрочастицами показала, что нельзя не учитывать внимания на них, средств познавательской деятельности (приборов);
10. Истина конкретна, относительна и существует во множестве теорий;
11. Описание объекта зависит от того, как поставлен вопрос к природе субъектом познания;
12. Методология: отсутствие универсального научного метода, плюрализм научных методов, интуиция, творческий конструктивизм.

Особенности неклассической науки:
1. Возрастание роли философии в развитии естествознания и других наук;
2. Сближение объекта и субъекта познания, зависимость знания от применяемых субъектом методов и средств его получения;
3. Укрепление и расширение единства природы, повышение роли целостного и субстанциального подходов. Целостность природы имеет качественное своеобразие на каждом из структурных уровней развития материи. Субстанциальный подход – стремление найти первосубстанцию;
4. Формирование нового детерминизма, основанного на всеобщей причинности, а не только на механической причинности;
5. Противоречие рассматривается как существенная характеристика объектов материального мира (например, противоречие квантовой и волновой структуры элементарных частиц);
6. Определяющее значение статистических закономерностей по отношению к динамическим, точно определенным;
7. Вытеснение метафизики в науке диалектикой (изменение способа мышления);
8. Изменение представлений о механизме возникновения научной теории.

Отредактировано Heinz Till (2009-05-01 15:50:27)

0

25

10. Постнеклассическая наука. Основные тенденции формирования науки будущего

Существенный признак постнеклассической науки (вторая половина XX – начало XXI в.) – постоянная включенность субъективной деятельности в “тело знания”. Она учитывает соотнесенность характера получаемых знаний об объекте не только с особенностью средств и операцийдеятельности познающего субъекта, но и с ее ценностно-целевыми структурами.
Постнеклассической стадии соответствует парадигма становления и самоорганизации. Основные черты нового (постнеклассического) образа науки выражаются синергетикой, Важнейшими характеристиками бытия выступают системность и развитие.

Характеристики современной постнеклассической науки:
1. Широкое распространение идей и методов синергетики, изучающей общие принципы процессов самоорганизации, протекающих в различных системах (физических, биологических, технических, социальных);
2. Укрепление парадигмы целостности, всестороннего взгляда на мир. Человек воспринимается как часть, познающее целое;
3. Сближение естественных наук с гуманитарными и между собой;
4. Идея коэволюции, сопряженного изменения частей внутри единого целого;
5. Внедрение времени во все науки (“историзация”, “диалектизация” науки);
6. Усиление роли междисциплинарных, комплексных подходов в исследовании объекта;
7. Преодоление разрыва объекта и субъекта;
8. Антропный принцип – присутствие человека (наблюдателя) меняет картину наблюдения;
9. Еще более широкое применение философии во всех науках;
10. Методологический плюрализм (постижение действительности всеми способами).

Примеры постнеклассических наук: – биология, экология, синергетика, глобалистика, науки о человеке. Предметом этих наук служили сверхсложные системы, включающие человека в качестве сущностного элемента их функционирования и развития.
Карл Маркс достаточно точно предсказал смену научной ориентации на включение в нее человека: “Впоследствии естествознание включит в себя науку о человеке в такой же мере, в какой наука о человеке включит в себя естествознание: это будет одна наука”.

0

26

Народ, вопросы 4-8 существенно переделаны. Рекомендуется обновить их до последней версии

0

27

11. Наука как особая форма познания реальности

Проблема отличия науки от других форм познавательной деятельности – это поиск критериев разграничения собственно научного знания и ненаучных построений. Другими словами, это выделение критериев научности.

Основными особенностями научного познания являются следующие:
1. Основная задача научного познания – обнаружение объективных законов действительности – природных, социальных, законов самого познания и др. Отсюда ориентация на существенные свойства предмета, их выражение в виде идеализированных объектов, углубление в сущность изучаемого явления;
2. Наука осуществляет изучение не только объектов, преобразуемых в сегодняшней практике, но и тех, которые могут стать предметом практического освоения в будущем. Наука занимается, помимо прочего предвидением будущего;
3. Науке свойственна объективность, так как главная цель научного познания – объективная истина. Устраняются все не присущие предмету субъективистские моменты для реализации чистоты его рассмотрения;
4. Существенным признаком познания является его системность. Знания преобразуются в научные, когда описание и обобщение фактов доводится до их включения в теорию;
5. Постоянная методологическая рефлексия – осознание методов и приемов, посредством которых исследуются данные объекты;
6. Научному познанию присуща строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов;
7. Научное познание есть сложный процесс производства и воспроизводства новых знаний, образующих систему гипотез, теорий, законов, закрепленных в языке.
8. Проверяемость знания посредством опыта (верификация);
9. Применение специфических материальных (приборы) и нематериальных (методы)  экспериментальных средств;
10. Специфические характеристики субъекта научной деятельности, в первую очередь – его подготовленность.

0

28

16. Соотношение рационального и иррационального в научном познании

Понятие рациональности включает в себя разумность, целесообразность, систематичность, согласованность и упорядоченность, передаваемость и логичность суждений, действий, поведения. Существует рассудочная рациональность (жестко следующая нормам, правилам) и разумная рациональность (критически анализирующая все правила).
Одна из особенностей современного научного и философского познания состоит в существенном возрастании саморефлексии науки. Наука стремится осмыслить диалектику рационального и иррационального в научном знании и деятельности. В результате обнаруживаются почти не фиксируемые ранее компоненты знания, особенно дологического и интуитивного плана. Иррациональное лишается своей отрицательной оценки, понимается как интуитивные, схватываемые фантазией, чувством, неосознаваемые грани самого разума. Иррациональное присутствует как необходимый творческий компонент познавательной деятельности.

Понятия рациональность и научная рациональность имеют несовпадающие значения. Многие виды знания: обыденное, философское, религиозное, правовое являются рациональными, но не являются научными. Сама наука как вид рациональности так же неоднородна, поскольку для разных исторических эпох характерны свои исторические типы рациональности.

Классический тип научной рациональности (XVII - первая половина XIX в.в.), центрируя внимание на объекте, стремится при теоретическом объяснении и описании устранить все, что относится к субъекту (исследователю), средствам и операциям его деятельности. Такое устранение рассматривается как необходимое условие получения объективно-истинного знания о мире. Цели и ценности науки, определяющие стратегии исследования и способы фрагментации мира, на этом этапе, как и на всех остальных, детерминированы доминирующими в культуре мировоззренческими установками и ценностными ориентациями.

Неклассический тип рациональности (конец XIX - середина XX в.в.) учитывает связи между знаниями об объекте и характером средств и операций деятельности, рассматривая объект как вплетенный в человеческую деятельность.

Постнеклассический тип научной рациональности расширяет поле рефлексии над деятельностью. Он учитывает соотнесенность получаемых знаний об объекте не только с особенностью средств и операций деятельности, но и с ценностно-целевыми структурами. Объектами современных междисциплинарных исследований все чаще становятся уникальные системы, характеризующиеся открытостью и саморазвитием.

Научная рациональность от общей рациональности отличается более точными, строгими способами доказательства.
Основными свойствами научной рациональности являются: объектная предметность (эмпирическая или теоретическая), однозначность, доказанность, проверяемость, способность к улучшению.
В науке, как и в социальном институте, рациональность рассматривается как научная организация труда, ориентированная на наибольшую эффективность.

Виды научной рациональности:

1. Естественнонаучная рациональность: эмпирическая предметность, наблюдательно-экспериментальная однозначность (предполагается возможность бесконечной воспроизводимости результатов наблюдений), частичная логическая доказуемость, опытная проверяемость;
2. Инженерно-техническая рациональность: эмпирическая проверяемость, практическая эффективность, предметность;
3. Социально-гуманитарная рациональность: социально-ценностная предметность, целостность, культурологическая обоснованность, адаптивная полезность, рефлексивность (ориентация на некий образец, стандарт).

0

29

27. Специфика и основные формы теоретического познания

Теория строится с явной направленностью на объяснение объективной реальности, но описывает непосредственно она не окружающую действительность, а идеальные объекты, которые в отличие от реальных объектов характеризуются не бесконечным, а вполне определенным числом свойств.

Теоретический уровень научного знания включает:

    *      фундаментальные теории, в которых ученый имеет дело с наиболее абстрактными идеальными объектами;
    *      теории, описывающие конкретную область реальности на базе фундаментальных теорий.

Теоретический уровень научного познания имеет ряд подуровней (по степени общности):

   1.      аксиомы, теоретические законы;
   2.      частные теоретические законы, описывающие структуру, свойства и поведение идеализированных объектов;
   3.      частные, единичные высказывания, утверждающие нечто о конкретных во времени и пространстве состояниях, свойствах и отношениях некоторых идеализированных объектов

Абстрагирование и идеализация – начало теоретического познания.

Абстракции возникают на аналитической стадии исследования, когда начинают рассматривать отдельные стороны, свойства и элементы единого процесса. Абстракция (выделение, отвлечение и отделение) помогает отвлечься от некоторых несущественных и второстепенных в определенном отношении свойств и особенностей изучаемых явлений и выделить свойства существенные и определяющие.

Виды абстракции:

   1.      Абстракция отождествления – у явлений одного класса выделяется общее свойство, от всех других свойств отвлекаются.
   2.      Изолирующая абстракция – отвлечение некоторых свойств предметов и рассмотрение их как индивидуальных самостоятельных объектов. Свойство рассматривается как объект.
   3.      Абстракция потенциальной осуществимости – отвлекаются от реальной возможности построения тех ил иных математических объектов и допускают осуществимость построения следующего объекта при наличии достаточного времени, пространства, материалов.
   4.      Идеализация – представляет собой предельный переход от реально существующих свойств явлений к свойствам идеальным (идеальный газ).

Гипотеза – определенное предположение (догадка), формулируемая исследователем на основе эмпирической модели с использованием интеллектуального потенциала самого исследователя. Создаются для пробного решения возникающих в науке проблем и имеют вероятный характер.

Требования, предъявляемые к гипотезам:

   1.      Релевантность (уместность, отношение к делу) гипотезы – характеризует отношение гипотезы к фактам, на которых она основывается;
   2.      Проверяемость гипотезы – возможность сопоставления ее следствий с результатами наблюдений и экспериментов;
   3.      Совместимость гипотез с уже существующим научным знанием;
   4.      Объяснительная и предсказательная сила гипотез. Из двух гипотез большей объяснительной силой будет обладать та гипотеза, из которой выводится большее количество следствий, подтверждаемых фактами;
   5.      Доминирующим является критерий простоты гипотез;

Научные законы – регулярные, повторяющиеся связи или отношения между явлениями или процессами реального мира.

2 вида научных законов:

   1.      Универсальные и частные законы.
      Универсальными принято называть законы, которые отображают всеобщий, необходимый, строго повторяющийся и устойчивый характер регулярной связи между явлениями и процессами объективного мира. «Все тела при нагревании расширяются».
      Частные, или экзистенциальные, законы представляют собой либо законы, выведенные из универсальных законов, либо законы, отображающие регулярности случайных массовых событий. Например, все металлы расширяются. Также отличаются от универсальных тем, что перед импликацией стоит экзистенциальный квантор или квантор существования.
   2.      Детерминистические или стохастические законы. Различаются по точности предсказания.
      Предсказания основанные на детерминистических законах имеют достоверный, точный характер. В отличие от них, стохастические или статистические законы отображают определенную регулярность, которая возникает в результате взаимодействия случайных массовых или повторяющихся событий. Пример – игральная кость, 1/6.
   3.      Эмпирические и теоретические законы.
      Причина-следствие, их функциональные взаимоотношения. Реализуется при открытие теоретических законов о ненаблюдаемых телах. Тесно взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга.

0

30

31. Эмпирический и теоретический уровни научного исследования

Рассматривая основную структуру научного знания, В. И. Вернадский считал, что «основной неоспоримый вечный остов науки» включает в себя следующие главные элементы:

   1.      математические науки во всем их объеме;
   2.      логические науки почти всецело;
   3.      научные факты в их системе, классификации и сделанные из них эмпирические обобщения — научный аппарат, взятый в целом. Все эти стороны научного знания - единой науки - находятся в бурном развитии, и область, ими охватываемая, все увеличивается.

С точки зрения взаимодействия объекта и субъекта научное познание включает в себя четыре необходимых компонента в их единстве:

   1.      Субъект науки. Это ключевой ее элемент: отдельный исследователь, научное сообщество, научный коллектив и т. п., а в конечном счете — общество в целом.
   2.      Объект - то что изучает данная наука или научная дисциплина, то, на что направлена мысль исследователя, что может быть описано.
   3.      Предмет – некоторая ограниченная целостность, выделенная из мира объектов.
   4.      Система методов и приемов, характерных для данной науки или научной дисциплины и обусловленных своеобразием их предметов.
   5.      Специфический язык — как естественный, так и искусственный (знаки, символы, математические уравнения, химические формулы и т. п.).

Как развивающаяся система знания, наука включает в себя два основных уровня — эмпирический и теоретический. Им соответствуют два взаимосвязанных, но в то же время специфических вида познавательной деятельности — эмпирическое (опытное) и теоретическое (рациональное) исследования — две основополагающие формы научного познания, а также структурные компоненты и уровни научного знания. Оба эти вида исследования органически взаимосвязаны и предполагают друг друга в целостной структуре научного познания.

Эмпирическое исследование направлено непосредственно на объект и опирается на данные наблюдения и эксперимента. На этом уровне преобладает чувственное познание как живое созерцание. Здесь присутствуют рациональный момент и его формы (понятия, суждения и т.п.), но они имеют подчиненное положение. Поэтому на эмпирическом уровне исследуемый объект отражается преимущественно со стороны своих внешних связей и проявлений, доступных живому созерцанию. Помимо наблюдения и эксперимента в эмпирическом исследовании применяются такие средства, как описание, сравнение, измерение, анализ, индукция. Важнейшим элементом эмпирического исследования и формой научного знания является факт.

Теоретическое исследование связано с совершенствованием и развитием понятийного аппарата науки и направлено на всестороннее познание реальности в ее существенных связях и закономерностях. Данный уровень научного познания характеризуется преобладанием рациональных форм знания — понятий, теорий, законов и других форм мышления. Чувственное познание как живое созерцание здесь не устраняется, а становится подчиненным (но очень важным) аспектом познавательного процесса. Теоретическое познание отражает явления и процессы со стороны их универсальных внутренних связей и закономерностей, постигаемых с помощью рациональной обработки данных эмпирического исследования.

0

31

20. Природа и структура научной картины мира

См. вопрос 30.

0

32

21. Понятие «парадигма» в философии науки

Процесс развития науки закрепляет новые научные результаты, которые видоизменяют прежнюю научную картину мира. При смене научных картин мира в конкретных науках («птоломеевской» на «коперниковскую» в астрономии, «ньютоновской» на «эйнштейновскую» в физике, «евклидовой» на «риманову» или «картину мира Лобачевского» в геометрии, «гильбертовой» на «геделеву» в математике, «метафизической» на «диалектическую» с одной стороны и «метафизической» на «позитивную» с другой в философии) происходит смена способов описания и объяснения объективной реальности, видоизменяется подход к старым проблемам и появляется новый вариант их решения, формируется иная интерпретация проблемы. Но, главное при смене научных картин мира происходит изменение проблемного поля науки, появляется такое проблемное поле, которое не могло возникнуть в границах прежней научной картины мира.

Научная картина мира позволяет систематизировать знания в рамках соответствующей дисциплины или смежных дисциплин, ориентирует исследователя на выбор той или иной теории, методологических принципов, «целенаправляет постановку задач эмпирического и теоретического поиска и выбор средств их решения». Следует также отметить, что научная картина мира по мере своего формирования подрывает основы религиозной картины мира, в которой человеку предлагается универсальные и неизменные идеи о том, как жить и каковы принципы, лежащие в основе миропорядка.

Разработка целостной концепции научной революции и ее методологической роли в истории науки была осуществлена Томасом Куном (1922-1996). Кун примерами революций считал поворотные пункты в ходе развития науки, связанные с именами Коперника, Ньютона, Лавуазье и Эйнштейна. Суть куновской концепции научной революции в том, что в ходе развития науки возникают ситуации, когда существующие в ней теории приходят в противоречие с вновь открытыми фактами. Под давлением этих фактов одни теории видоизменяются, а другие приходят к кризису и через него к прекращению своего существования. На их месте возникают теории с иным содержанием, методами и логическими средствами.

Основная мысль концепции Т. Куна состоит в том что в развитии научного знания особую роль играет деятельность научного сообщества которое конституируется вокруг определенной парадигмы (греч. paradeigma образец) - общепризнанной совокупности ценностных критериев мировоззренческих установок теоретических стандартов методологических норм которая даст научному сообществу модель постановки проблем и их решений.
Это понятие широко используется в языкознании, где под грамматической парадигмой понимается образец, согласно которому копируются процедуры. Отсюда, по-видимому, это понятие и заимствовано Куном. «Под парадигмами я подразумеваю, — пишет Кун, признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают модель постановки проблем и их решений научному сообществу».

Однако длительные этапы нормальной науки заканчиваются когда парадигма «взрывается» изнутри под давлением аномалий - головоломок, которые не решаются в рамках данной парадигмы. Незаметно наступает момент когда ученым не удается решить одну головоломку затем - другую, число аномалий растет, ученые начинают терять доверие к прежде незыблемой парадигме. После серии атак на ее основные тезисы назревает кризис или период революции, научное сообщество расслаивается на тех которые стараются спасти старую парадигму, и их оппонентов, выдвигающих новые идеи. Кризис разрешается победой новой парадигмы, вокруг нее консолидируется новое научное сообщество, что знаменует начало нового нормального периода и весь процесс повторяется.

Парадигмы направляют научное исследование как благодаря непосредственному моделированию, так и с помощью абстрагированных из них правил. Нормальная наука может развиваться без правил лишь до тех пор, пока соответствующее научное сообщество принимает без сомнения уже достигнутые решения некоторых частных проблем. Правила, следовательно, должны постепенно приобретать принципиальное значение, а характерное равнодушие к ним должно исчезать всякий раз, когда утрачивается уверенность в парадигмах или моделях. Любопытно, что именно это и происходит.

0

33

19. Основные типы проблемных ситуаций в науке

Начало исследовательского поиска – выявление проблемной ситуации и постановка проблемы. Проблемная ситуация – объективное состояние рассогласования и противоречивости научного знания, возникающее в результате его неполноты или ограниченности.

Типы проблемных ситуаций:

   1.      Расхождение теорий с некоторыми экспериментальными данными;
   2.      Конфронтация теорий внутри одной предметной области. Можно выделить три вида конкуренции теорий:
         1.            эквивалентных как в эмпирическом (одинаково хорошо согласуются с эмпирическими данными), так и в семантическом (несут одно и то же содержание) плане, но различающихся лингвистически — средствами (языком) описания. Например, квантовая механика представлена волновой механикой Л. де Бройля и Э. Шредингера и матричной механикой В. Гейзенберга, М. Борна;
         2.            эквивалентных в эмпирическом плане, но неэквивалентных в семантическом отношении, когда на основании одних и тех же экспериментальных данных строятся различные гипотезы, вычленяется разное теоретическое содержание. Так, теории А. Ампера и его последователей, стоявших на точке зрения дальнодействия, конкурировали с теорией Т. Максвелла, отстаивавшего близкодействие;
         3.            конкуренция теорий, неэквивалентных в эмпирическом плане и обладающих различной семантикой. Например, химики приняли кислородную теорию А. Лавуазье, хотя ее способность объяснять экспериментальные факты (по сравнению с господствовавшей флогистонной теорией) казалась слишком сложной и малопонятной
   3.      Столкновение парадигм, исследовательских программ, стилей научного мышления, что в свою очередь порождает так называемые концептуальные проблемы трех видов:
         1.            несовпадение онтологических схем (картин мира), лежащих в основе конкурирующих теорий (например, в системе Птолемея и в системе Коперника);
         2.            противоречие между теорией и методологическими установками научного сообщества. Например, в XVII веке образцом научной теории считалась математика с ее дедуктивным методом, а в XVIII — начале XIX века господствовало убеждение, что подлинно научными могут быть только теории, полученные с помощью индуктивных и экспериментальных методов;
         3.            противоречие между теорией и тем или иным мировоззрением, считающееся для теории более серьезным испытанием, чем эмпирические аномалии. Так, механику Ньютона не отвергали за неточное предсказание движения планет, но многие, в частности Г. Лейбниц и X. Гюйгенс, не соглашались с ее философскими основаниями, противоречащими господствующему мировоззрению. Указанные типы и виды предстают как фундаментальные проблемные ситуации, которые могут играть существенную роль в развитии науки.

Проблемная ситуация фиксируется в системе высказываний, и таким образом формулируется проблема – вопрос, ответ на который отсутствует в накопленном человеческом знании.

Есть мнимые проблемы: относительно мнимые (например, проблемы классической физики, потерявшие смысл с открытием теории относительности) и абсолютно мнимые (противоречат закономерностям физического мира, например, вечный двигатель); они неизбежны при развитии науки и обогащают ее даже отрицательным результатом. Псевдопроблемы – «онтологические» (приписывание существования несуществующему, например, эфир), логико-гносеологические (связаны с объективными трудностями познания, например, геоцентризм), логико-грамматические и семантические (связаны с языком).

0

34

18. Базовые конвенции в научном познании

В эпистемологии конвенция, или соглашение, — это познавательная операция, предполагающая введение норм, правил, знаков, символов, языковых и других систем на основе договоренности и соглашения субъектов познания. Она является прямым следствием диалогического, коммуникативного характера познания и деятельности. Они предстают как явления, чутко улавливающие и фиксирующие изменения ценностных ориентаций научных сообществ, смену парадигм, исследовательских программ, в конечном счете отражающих изменения в социально-исторических отношениях и культуре в целом. Принятие конвенций и оперирование ими — одно из базовых когнитивных следствий коммуникативной природы познания; универсальная процедура познания.

Общие предпосылки и особенности конвенциональности познания и деятельности обсуждал К. Поппер, напоминая об истории различения, в частности в древнегреческой философии, законов природы и норм как установленных конвенций в обществе. Наиболее сложно осваивалась мысль о том, что в отличие от природных законов нормативные социальные регуляторы не являются вечными, неизменными, поскольку вводятся самими людьми и ими же могут быть изменены или даже отменены. Многие и сегодня истолковывают социальное окружение так, как если бы оно было «естественным».

Рассматривая эпистемологические смыслы конвенций, можно выделить следующие типы и функции конвенционального когнитивного общения, влияющие на ход научно-познавательной деятельности и ее результат — знание:

1. Оформление знания в виде определенной объективированной системы, т. е. в виде текстов (формальная коммуникация);
2. Применение принятого в данном научном сообществе унифицированного научного языка, стандартов и конвенций, формализаций для объективирования знания;
3. Передача системы предпосылочного знания (мировоззренческих, методологических и иных нормативов и принципов).
4. Передаче способа видения, парадигмы, научной традиции, неявного знания, неэксплицированного в научных текстах и передаваемого только в совместной научно-поисковой деятельности.

Конвенции способствуют реализации диалогической формы развития знания и применению таких «коммуникативных форм» познания, как аргументация, обоснование, объяснение, опровержение и т. п.

Как и в естественных науках, в обществознании широко представлены такие формы конвенций, как языковые, вообще знаковые системы, операциональные, измерительные приемы и единицы, логические правила, когнитивные стандарты в целом. Специфика и проблемы социально-гуманитарного познания, трудно поддающегося квантификации, введению математических методов, а также экспериментальной проверке (т. е. процедурам, которые позволяют успешно снимать «издержки» конвенциональных моментов), особенно ярко проявляются в тех случаях, когда исследователи обращаются к компьютерному моделированию.
Так, работы ученых в области инженерной лингвистики и машинного перевода дают богатый материал для понимания природы гуманитарного знания, особенностей его методов, в том числе конвенций, в частности в лингвистических науках.

Конвенции в познавательной деятельности, отражая ее коммуникативный характер, могут получить статус научных понятий, гипотез, методов, по существу, только при коллективном их принятии. Как отмечал Ст. Тулмин, индивидуальная инициатива может привести к открытию новых истин, развитие новых понятий — это дело коллективное. Новое предложение станет достойным экспериментирования и скорейшей разработки после того, как будет коллективно признано заслуживающим внимания.

Отечественный философ науки В.Н. Порус обратил внимание на то, что при всех различиях есть нечто общее, связывающее все варианты конвенционализма. «Это — признание того факта, что конвенции заключаются отнюдь не всеобщим согласием всех участников научных познавательных процессов, не каждым членом научного сообщества и не всем сообществом в целом, а теми учеными, которые образуют элитную группу, формируют мнения и принципы деятельности научных сообществ. Именно эти авторитеты формулируют те ценности, следование которым полагается целесообразным и потому рациональным. Таким образом, расходясь в определениях этих ценностей, конвенционалисты всех типов и видов согласны в том, что принятые конвенции по сути выступают как определения рациональности, а следование этим конвенциям — как доказательство лояльности ученых по отношению к законам разума».

0

35

22. Роль конвенций в научном познании

См. вопрос 18.

0

36

24. Проблема как форма и структурная единица научного познания

Проблема — форма теоретического знания, содержанием которой является то, что еще не познано человеком, но что нужно познать. Иначе говоря, это знание о незнании, вопрос, возникший в ходе познания и требующий ответа. Проблема не есть застывшая форма знания, а процесс, включающий два основных момента (этапа движения познания) — ее постановку и решение. Правильное выведение проблемного знания из предшествующих фактов и обобщений, умение верно поставить проблему — необходимая предпосылка ее успешного решения. «Формулировка проблемы часто более существенна, чем ее разрешение, которое может быть делом лишь математического или экспериментального искусства. Постановка новых вопросов, развитие новых возможностей, рассмотрение старых проблем под новым углом зрения требуют творческого воображения и отражают действительный успех в науке»

В. Гейзенберг отмечал, что при постановке и решении научных проблем необходимо следующее: а) определенная система понятий, с помощью которых исследователь будет фиксировать те или иные феномены; б) система методов, избираемая с учетом целей исследования и характера решаемых проблем; в) опора на научные традиции, поскольку, по мнению ученого, «в деле выбора проблемы традиция, ход исторического развития играют существенную роль», хотя, конечно, определенное значение имеют интересы и наклонности самого ученого.

Как считает К. Поппер, наука начинает не с наблюдений, а именно с проблем, и ее развитие есть переход от одних проблем к другим — от менее глубоких к более глубоким. Проблемы возникают, по его мнению: а) либо как следствие противоречия в отдельной теории; б) либо при столкновении двух различных теорий; в) либо в результате столкновения теории с наблюдениями.

Конечно, рассуждает Поппер, наблюдение и эксперимент играют в науке решающую роль. Однако этим процедурам всегда предшествует вопрос или проблема, т.е. «нечто теоретическое». «Для того чтобы мы могли наблюдать, в нашем уме должен присутствовать конкретный вопрос, который мы могли бы разрешить при помощи наблюдений».

Для успешного решения любой научной проблемы Поппер формулирует два основных условия: а) ясное, четкое ее формулирование; б) критическое исследование различных ее решений.
Тем самым научная проблема выражается в наличии противоречивой ситуации (выступающей в виде противоположных позиций), которая требует соответствующего разрешения. Определяющее влияние на способ постановки и решения проблемы имеет, во-первых, характер мышления той эпохи, в которую формулируется проблема, и, во-вторых, уровень знания о тех объектах, которых касается возникшая проблема. Каждой исторической эпохе свойственны свои характерные формы проблемных ситуаций.

Научные проблемы следует отличать от ненаучных (псевдопроблем), например, проблема создания вечного двигателя. Решение какой-либо конкретной проблемы есть существенный момент развития знания, в ходе которого возникают новые проблемы, а также выдвигаются те или иные концептуальные идеи, в том числе и гипотезы. Наряду с теоретическими существуют и практические проблемы.

0

37

28. Структура и функции научной теории

Теория — наиболее сложная и развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности.

Любая теоретическая система, как показал К. Поппер, должна удовлетворять двум основным требованиям:

   1.      Непротиворечивости (т.е. не нарушать соответствующий закон формальной логики) и фальсифицируемости-опровержимости;
   2.      Опытной экспериментальной проверяемости.

Теория, по Попперу, есть инструмент, проверка которого осуществляется в ходе его применения и о пригодности которого судят по результатам таких применений.

Любая теория — это целостная развивающаяся система истинного знания (включающая и элементы заблуждения), которая имеет сложную структуру и выполняет ряд функций. В современной методологии науки выделяют следующие основные компоненты, элементы теории:

   1.      Исходные основания — фундаментальные понятия, принципы, законы, уравнения, аксиомы и т. п.
   2.      Идеализированные объекты — абстрактные модели существенных свойств и связей изучаемых предметов (например, «абсолютное черное тело», «идеальный газ» и т.п.).
   3.      Логика теории — совокупность определенных правил и способов доказательства, нацеленных на прояснение структуры и изменения знания.
   4.      Философские установки и ценностные факторы.
   5.      Совокупность законов и утверждений, выведенных в качестве следствий из основоположений данной теории в соответствии с конкретными принципами.

Методологически важную роль в формировании теории играет абстрактный, идеализированный объект («идеальный тип»), построение которого — необходимый этап создания любой теории, осуществляемый в специфических для разных областей знания формах. Этот объект выступает не только как мысленная модель определенного фрагмента реальности, но и содержит в себе конкретную программу исследования, которая реализуется в построении теории.

Если на эмпирической стадии преобладает обобщение фактов и установление эмпирических законов, то теоретические законы формулируются не на основе изучения опытных данных, а путем определенных мыслительных действий с идеализированными объектами.

К числу основных функций теории можно отнести следующие:

   1.      Синтетическая функция — объединение отдельных достоверных знаний в единую, целостную систему.
   2.      Объяснительная функция — выявление причинных и иных зависимостей, многообразия связей данного явления, его существенных характеристик, законов его происхождения и развития, и т.п.
   3.      Методологическая функция — на базе теории формулируются многообразные методы, способы и приемы исследовательской деятельности.
   4.      Предсказательная — функция предвидения. На основании теоретических представлений о «наличном» состоянии известных явлений делаются выводы о существовании неизвестных ранее фактов, объектов или их свойств, связей между явлениями и т. д.
   5.      Практическая функция. Конечное предназначение любой теории — быть воплощенной в практику, быть «руководством к действию» по изменению реальной действительности.

Как считает К. Поппер, важную роль при выборе теорий играет степень их проверяемости: чем она выше, тем больше шансов выбрать хорошую и надежную теорию. Так называемый «критерий относительной приемлемости», согласно Попперу, отдает предпочтение той теории, которая:

   1.      Сообщает наибольшее количество информации, т.е. имеет более глубокое содержание;
   2.      Является логически более строгой;
   3.      Обладает большей объяснительной и предсказательной силой;
   4.      Может быть более точно проверена посредством сравнения предсказанных фактов с наблюдениями.

Иначе говоря, резюмирует Поппер, мы выбираем ту теорию, которая наилучшим образом выдерживает конкуренцию с другими теориями и в ходе естественного отбора оказывается наиболее пригодной к выживанию.

0

38

23. Язык как средство построения и развития науки

Особым, всепроникающим и фундаментальным компонентом научного знания является язык. Реализуя мыслеоформляющую и коммуникативную функции, язык, как естественный, так и искусственный, сам, по существу, выступает предпосылкой становления и функционирования научного знания. Будучи социальным по своей природе и генезису, язык в опосредованной, часто неявной, форме осуществляет социальную детерминацию всей научно-познавательной деятельности, а также формы и содержания самого знания. Язык, опосредуя отношение субъекта к предметному миру, проявляет себя в этом качестве как особая, фундаментальная основа общения, а также как выражение специфического «языкового мировидения» (по В. Гумбольдту). В этом качестве естественный язык осуществляет первичные общие акты категоризации и интерпретации, в результате чего субъект включается в единый социально-исторический процесс постижения реального мира.

В научном познании роль языка, принимаемого для фиксации идей и правил оперирования с ними, существенно возрастает. Исследователи давно отметили взаимозависимость развития наук и развития языка, однако они же и выделили главные методологические проблемы языка науки: необходимость точных средств выражения (в этой роли выступала латынь) и задача преодоления нестрогости, многозначности «живого», естественного языка, являющегося «питательной средой» и источником научной терминологии. Универсальность естественного языка создает трудности использования его в научных текстах, а его достоинства оборачиваются недостатками. Среди них:

* Многозначность, т. е. способность слов употребляться в разных значениях;
* Сложность и неоднозначность грамматики, в частности множество исключений из правил и большое разнообразие самих правил;
* Громоздкость конструкций, что хорошо видно при сравнении, например, словесного описания и формульного выражения алгебраической или химической закономерности;
* Нет различия смысловых, или семантических, уровней языка, тогда как во избежание противоречий и парадоксов следует различать язык, на котором говорят об объектах (объектный язык), и язык, на котором говорят о самом языке или о теории этого объекта (метаязык).

Все эти особенности вызывают необходимость создания специального языка на базе естественного, но с иными свойствами, когда обычные слова наряду с другими знаками включаются в сознательно созданные знаковые системы для обозначения специального знания. Один из важнейших путей становления научного языка — создание терминологических систем, являющихся разновидностью национального литературного языка.

Существенным моментом языка науки является связь его терминов с теорией, причем смысл даже известных общенаучных понятий может существенно варьироваться в зависимости от контекста, меняющегося исторически, в зависимости от концепции автора или от самой научной дисциплины.

0

39

17. Роль коммуникаций в науке

В процессе профессионального общения, формального и неформального, непосредственного и опосредованного, происходит социализация ученого, т. е. становление его как субъекта научной деятельности, усвоение им не только специальной информации, но самого способа видения (парадигмы), традиций и системы предпосылочного философско-мировоззренческого знания. Одновременно в процессе общения происходит и стратификация научного сообщества, что в конечном счете определяет преобладание тех или иных концепций, подходов и направлений исследования.

Науковедческий подход к коммуникациям отражает профессиональное общение преимущественно с позиций движения научной информации, сотрудничества при ее получении и обмене. При таком подходе коммуникации рассматриваются как важнейшее условие создания, апробации и оформления знания, тем самым выявляется в определенной степени познавательная сторона коммуникативности науки. Можно предположить, что такого рода «стык» между социальным и когнитивным интересно исследовать и с позиций философии науки с целью выяснения механизмов и природы социокультурной детерминации познания, понимая коммуникативность достаточно широко — как феномен профессионального общения.

Особенность коммуникационного действия в науке состоит в том, что оно прежде всего ориентировано на нахождение взаимопонимания между учеными и лишь затем на получение результата — знания.

В первом приближении можно вычленить следующие функции общения, влияющие на ход научно-познавательной деятельности и знание:

1. Оформление знания в виде определенной объективированной системы, т. е. в виде текстов (формальная коммуникация);
2. Применение принятого в данном научном сообществе унифицированного научного языка, стандартов, формализаций и т. п. для объективирования знания;
3. Передача системы мировоззренческих, методологических и иных нормативов и принципов;
4. Передача способа видения, парадигмы, научной традиции, неявного знания — т. е. такого знания, которое в силу своей природы не может быть объективировано непосредственно в научных текстах и усваивается учеными только в совместной научно-поисковой деятельности;
5. Реализация диалогической формы развития знания и применение соответственно таких «коммуникативных форм» знания и познания, как аргументация, обоснование, объяснение, опровержение и т. п.

Таким образом, профессиональное общение существенно расширяет средства и формы познавательной деятельности субъекта научного познания.

0

40

Всё, мой блок закончен. Девочки, не затягивайте, пожалуйста, с ответами - материала достаточно много и его поиск достаточно затруднён - и сразу выкладывайте сюда.

0


Вы здесь » УВЭД » История и философия науки » Вопросы по ИФН