УВЭД

Объявление

Напоминаю правила форума: никакого флуда, мата и флейма!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » УВЭД » История и философия науки » Вопросы по ИФН


Вопросы по ИФН

Сообщений 1 страница 20 из 88

1

4. ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К КАНДИДАТСКОМУ ЭКЗАМЕНУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ»
(«ФИЛОСОФИЯ НАУКИ»)
Первый блок взял ваш покорный слуга
1. Философия науки: предмет, структура, функции.
2. Философия науки в системе современного научного знания.
3. Качественная динамика знания: миф, преднаука, наука.
4. Особенности древневосточной преднауки.
5. Культура античного полиса и становление первичных форм теоретической науки.
6. Социально-исторические предпосылки и специфические черты средневековой науки.
7. Формирование опытной науки в новоевропейской культуре.
8. Сущностные черты классической науки.
9. Неклассическая наука: специфика формирования и развития.
10. Постнеклассическая наука. Основные тенденции формирования науки будущего.
11. Наука как особая форма познания реальности.
12. Философские основания науки.
13. Базовые функции современной науки.
14. Основополагающие аспекты бытия науки.
15. Наука как социальный институт.
16. Соотношение рационального и иррационального в научном познании.

Второй блок взял cryonyx
17. Роль коммуникаций в науке.
18. Базовые конвенции в научном познании.
19. Основные типы проблемных ситуаций в науке.
20. Природа и структура научной картины мира.
21. Понятие «парадигма» в философии науки.
22. Роль конвенции в научном познании.
23. Язык как средство построения и развития науки.
24. Проблема как форма и структурная единица научного познания.
25. Научное знание как система, его особенности и структура.
26. Особенности эмпирического исследования.
27. Специфика и основные формы теоретического познания.
28. Структура и функции научной теории.
29. Основания науки и их структура. Идеалы и нормы научного исследования.
30. Научная картина мира, ее исторические формы и функции.
31. Эмпирический и теоретический уровни научного исследования.
32. Традиции в научном познании.

Третий блок взяла Гузель
33. Научные революции и смены типов научной рациональности.
34. Научная картина мира в эпоху постнеклассической науки.
35. Научная революция как трансформация оснований науки.
36. Гипотеза как форма развития научного знания.
37. Идеализация  - основной  способ  конструирования  теоретических объектов.
38. Эксперимент, его виды и функции в научном познании.
39. Свобода научных исследований и социальная ответственность ученого.
40. Проблема выбора научной гипотезы: основания и механизм предпочтения.
41. Взаимодействие традиций и новаций в развитии науки.
42. Методология науки: природа, уровни, функции.
43. Методология: место и роль в структуре дисциплинарного научного знания.
44. Единство субъективного и объективного в методе научного познания.
45. Понятие «здравый смысл» и его роль в научном познании.
46. Неявное знание как вид иррационального в социально-гуманитарной науке.
47. Интерпретация - основной метод работы с гуманитарными текстами.

48. Проблема истинности и рациональности в социально-гуманитарных науках.
49. Объективные и субъективные характеристики категории «ценность».
50. Соотношение понятий «ценность», «оценка», «аксиология».
51. Особенности языка социально-гуманитарных наук.
52. Понятие «текст» в социально-гуманитарном познании.
53. Значение научной картины мира для социально-гуманитарных наук.
54. Система ценностей ученого: роль и место в социально-гуманитарном познании.
55. Аксиологизация социально-гуманитарных наук.
56. Социально-гуманитарные науки и глобальные проблемы современного мира.
57. Роль социально-гуманитарных наук в современном образовании и формировании личности.
58. Основные характеристики научной профессии.
59. Проблема понимания и объяснения в социально-гуманитарных науках.
60. Проблемы веры, сомнения, знания в социально-гуманитарных науках.
61. Онтологические и гносеологические основания первичных'управленческих представлений.
62. Протогенез и генезис управленческой мысли в истории общественного развития.
63. Философия менеджмента: предметная область, цели, задачи.

64. Философские и методологические аспекта взаимодействия управления как науки с другими отраслями научного знания.

Отредактировано Heinz Till (2009-04-30 18:03:18)

0

2

1. Философия науки: предмет, структура, функции.

Наука – это система объективно-истинных и логически взаимосвязанных форм и образований Н. знания, таких как понятие, суждение, концепция, теория, и использующих для своего формирования совокупность научных средств и методов.
Философия науки – область философии, которая изучает общие закономерности и тенденции научного познания, рассматриваемые в исторически изменчивой социокультурной среде.
Предмет ФН: общие закономерности функционирования научного знания, изучение рождения, трансляции знания, его критериев научности и проверяемости.
Объект ФН: изучение науки как особой социальной реальности. Когда представитель философии науки имеет дело со специализированными текстами естествознания или обществознания, то объектом его изучения являются не физические поля, не элементарные частицы, не процессы развития организма, не исторические катаклизмы и т. д., а научное знание, способ производства этого знания, принципы его организации и функционирования, динамика, методы познавательной деятельности и т. д.

В философии науки необходимо выделять три основных ее уровня:
1. общую философию науки как целого;
2. философию отдельных областей и видов научного знания (естествознания, математики, гуманитарных наук, технико- технологического знания);
3. философию отдельных наук и дисциплин (механики, астрономии, истории, социологии и т. д. и т. п.).

Основными разделами философии науки являются: онтология науки, гносеология науки, логика и методология науки, аксиология (ценностная составляющая) науки, общая социология науки, философские вопросы экономического и правового регулирования научной деятельности, философские проблемы научно-технической политики и управления наукой.
Функции ФН:
1) выработка онтологических оснований науки;
2) формирование гносеологической базы научной деятельности;
3) разработка логических и методологических основ науки;
4) выработка и создание модели научной рациональности;
5) освещение проблем научного творчества;
6) раскрытие возможностей использования системного подхода и синергетики в исследовательской работе;
7) анализ языка науки;
8) разработка стратегической доктрины науки;
9) разработка классификации наук;
10) выяснение связи науки и общества;
11) освещение проблемы эффективности науки;
12) выяснение взаимоотношений науки и политики; 13) освещение связи науки и религии;
14) подведение под науку аксиологических оснований;
15) раскрытие проблем этики науки;
16) анализ эстетических проблем науки;
17) оценка социального назначения науки.

Источник: Лекции, http://www.biblionika.ru/phil_nauk_text.htm, Основы ФН под ред. Лебедева.

Отредактировано Heinz Till (2009-04-23 18:50:58)

0

3

12. Философские основания науки

Философские основания науки — множество онтологических, гносеологических, методологических, логических и аксиологических понятий и утверждений философии, которые используются учеными при создании или обосновании какой-либо научной теории, исследовательской программы, научного направления или даже науки в целом как специфической когнитивной реальности, вида человеческой деятельности и особого социального института.
1. Онтологические основания науки – принятые в той или иной науке общие взгляды о картине мира, типах материальных систем, характере их детерминации, формах движения материи, общих законах функционирования и развития материальных объектов и т. д. Так, например, одним из онтологических оснований механики Ньютона являлось представление о субстанциональном характере пространства и времени, их независимости друг от друга и от скорости движения объекта.
2. Гносеологические основания науки суть принимаемые в рамках определенной науки положения о характере процесса научного познания, соотношении чувственного и рационального, теории и опыта, статусе теоретических понятий и т. д. Например, именно на основе определенного истолкования статуса теоретических понятий Э. Мах в свое время отверг научную значимость молекулярно-кинетической теории газов Л. Больцмана. Как известно, Мах придерживался взгляда, что все значимые теоретические понятия должны быть редуцируемы к эмпирическому опыту. Понятие же “атом”, на котором была основана молекулярно-кинетическая теория, не удовлетворяло этому условию, так как в то время атомы были ненаблюдаемы.
3. Логические основания науки — принятые в науке правила абстагирования, образования исходных и производных понятий и утверждений, правила вывода и т. д.
4. Методологические основания науки представляют собой принимаемые в рамках той или иной науки положения о методах открытия и получения истинного знания, способах доказательства и обоснования отдельных компонентов теории и теорий в целом и т. д. Очевидно, что методологические основания науки могут не совпадать, быть различными в разных науках и в одной и той же науке на разных стадиях ее развития.
5. Ценностные, или аксиологические, основания науки представляют собой принятые утверждения о практической и теоретической значимости науки в целом или отдельных наук в системе духовной и материальной культуры, о целях науки, о научном прогрессе, его связи с общественным прогрессом, об этических и гуманистических аспектах науки и т. д.

Источник - Лебедев.

Отредактировано Heinz Till (2009-04-23 19:06:58)

0

4

15. Наука как социальный институт

Институциональностъ предполагает формализацию всех типов отношений, переход от неорганизованной деятельности и неформальных отношений по типу соглашений и переговоров к созданию организованных структур, предполагающих иерархию, властное регулирование и регламент.
Процесс институциализации науки свидетельствует о ее самостоятельности, об официальном признании роли науки в системе общественного разделения труда, о претензии науки на участие в распределении материальных и человеческих ресурсов. Наука как социальный институт имеет собственную разветвленную структуру и использует как когнитивные, так и организационные и моральные ресурсы.

Наука как социальный институт включает в себя
1. ученых с их знаниями, квалификацией и опытом;
2. разделение и кооперацию научного труда;
3. четко налаженную и эффективно действующую систему научной информации;
4. научные организации и учреждения, научные школы и сообщества;
5. экспериментальное и лабораторное оборудование и др.

3 группы социальных функций науки: культурно-мировоззренческая – предлагаемые наукой ответы на вопросы постепенно стали элементами общего образования; как непосредственная производительная сила – создание каналов для практического использования научных достижений; социальная сила – двигатель НТП.
Одним из важнейших открытий в области исследования науки как социального института явилось осознание того, что наука не представляет собой какую-то единую, монолитную систему, а представляет собой скорее гранулированную конкурентную среду, состоящую из множества мелких и средних по размеру научных сообществ, интересы которых часто не только не совпадают, но иногда и противоречат друг другу.

0

5

В помощь трудящимся нашёл кучу шпаргалок. Взято отсюда, за качество ручаться не могу, поэтому пользуйтесь с умом.

0

6

Это мы уже видели))))

0

7

2. Философия науки в системе современного научного знания.

Для человека как разумного существа бесконечно важнее любой специальной научной теории представляется решение вопросов о том, что же такое наш мир в целом, какова его субстанция, имеет ли он какой-либо смысл и разумную цель, имеет ли какую либо цену наша жизнь и наши деяния, какова природа добра и зла, и т.д. Словом, человек спрашивает и не может не спрашивать не только как, но что, почему и зачем. На эти вопросы у науки нет ответа, точнее она их и не ставит, и не может разрешить. Разрешение их лежит в области философского мышления.
Каждая наука - это своего рода обрывок знания, а все науки в их простом сложении - это сумма обрывков. Философия же дает систему знания о мире как целом. Она не занимается простым сложением всех научных знаний, а интегрирует эти знания, беря их в самом общем виде и, опираясь на этот “интеграл”, строит систему знания о мире как целом, об отношении человека к миру, т.е. о разуме, о познании, о нравственности и т.п.
“Ее задача — не одна какая-нибудь сторона существующего, а все существующее, вся вселенная в полноте своего содержания и смысла; она стремится не к тому, чтобы определить точные границы и внешние взаимодействия между частями и частицами мира, а к тому, чтобы понять их внутреннюю связь и единство”.

1. Философия разрабатывает определенные “модели” реальности, сквозь “призму” которых ученый смотрит на свой предмет исследования (онтологический аспект). Философия дает наиболее общую картину мира в его универсально-объективных характеристиках, представляет материальную действительность в единстве всех ее атрибутов, форм движения и фундаментальных законов. Эта целостная система представлений об общих свойствах и закономерностях реального мира формируется в результате обобщения и синтеза основных частно- и общенаучных понятий и принципов.
2. Философия “вооружает” исследователя знанием общих закономерностей самого познавательного процесса, учением об истине, путях и формах ее постижения (гносеологический аспект).
3. Философия дает науке наиболее общие принципы, формулируемые на основе определенных категорий. Эти принципы реально функционируют в науке в виде всеобщих регулятивов, универсальных норм, требований, которые субъект познания должен реализовать в своем исследовании (методологический аспект). Изучая наиболее общие закономерности бытия и познания, философия выступает в качестве предельного, самого общего метода научного исследования.
4. От философии ученый получает определенные мировоззренческие, ценностные установки и жизненные ориентиры, которые — иногда в значительной степени (особенно в гуманитарных науках) — влияют на процесс научного исследования и его конечные результаты (аксиологический аспект).
5. Влияние философии на процесс специально-научного исследования и построение теории заключается, в частности, в том, что ее принципы “при переходе от умозрительного к фундаментальному теоретическому исследованию выполняют своеобразную селективную функцию. Последняя заключается в том, что из множества умозрительных комбинаций исследователь реализует только те из них, которые согласуются с его мировоззрением”.
6. Существенное влияние на развитие познания философия оказывает своей “умозрительно-прогнозирующей” функцией. Речь идет о том, что в рамках философии (а точнее — в той или иной ее форме) вырабатываются определенные идеи, принципы, представления и т. п., значимость которых для науки обнаруживается лишь на будущих этапах эволюции познания. Таковы, в частности, идеи античной атомистики, которые стали естественнонаучным фактом лишь в XVII— XVIII вв.

Источник: Кохановский, инет.

0

8

3. Качественная динамика знания: миф, преднаука, наука.

Важную роль, особенно на начальном этапе истории человечества, играло мифологическое познание. Его специфика в том, что оно представляет собой фантастическое отражение реальности, является бессознательно-художественной переработкой природы и общества народной фантазией. В рамках мифологии вырабатывались определенные знания о природе, космосе, о самих людях, их условиях бытия, формах общения и т. д. Мифологическое мышление — это не просто безудержная игра фантазии, а своеобразное моделирование мира, позволяющее фиксировать и передавать опыт поколений. Так, Леви-Строс указывал на конкретность и метафоричность мифологического мышления, его способность к обобщению, классификациям и логическому анализу. Мифологическому мышлению свойственно его слитность с эмоциональной сферой, неотчетливое разделение объекта и субъекта познания, предмета и знака, вещи и слова, происхождения и сущности явлений и т. д. Объяснение природных и социальных явлений, а также мира в целом сводилось к рассказам об их происхождении и творении (генетизм).

Выделяют древнеегипетскую, вавилоно-шумерскую, и древнеиндийскую преднауку.
Особенности преднауки: цель – обслуживание практики; отсутствие понятийного аппарата; практическая значимость знания; авторитет субъекта-носителя знания.
Если на этапе преднауки как первичные идеальные объекты, так и их отношения выводились непосредственно из практики и лишь затем внутри созданной системы знания формировались новые идеальные объекты, то теперь познание делает следующий шаг.
При научном методе исходные идеальные объекты черпаются уже не из практики, а заимствуются из ранее сложившихся систем знания и применяются в качестве строительного материала при формировании новых знаний.

        Как своеобразная форма познания – специфический тип духовного производства и социальный институт – наука возникла в Европе, в Новое время, в XVI – XVII вв. в эпоху становления капиталистического способа производства и дифференциации знания на философию и науку, которое ранее было единым.
Первой и главной причиной возникновения науки является формирование субъектно-объектных отношений между человеком и природой, между человеком и окружающей его средой. Это связано, в первую очередь, с переходом человечества от собирательства к производящему хозяйству.
Второй причиной формирования науки является усложнение познавательной деятельности человека. «Познавательная», поисковая активность характерна и для животных, но в силу усложнения предметно-практической деятельности человека, освоения человеком различных видов преобразующей деятельности, происходят глубокие изменения в структуре психики человека, строении его мозга, наблюдаются изменения в морфологии его тела.

4. Особенности древневосточной преднауки

Науке как таковой предшествует преднаука (доклассический этап), где зарождаются элементы (предпосылки) науки. Здесь имеются в виду зачатки знаний на Древнем Востоке, в Греции и Риме.

Становление преднауки на Древнем Востоке. Формированию феномена науки предшествовал длительный, многотысячелетний этап накопления простейших, преднаучных форм знания. Возникновение древнейших цивилизаций Востока (Месопотамия, Египет, Индия, Китай), выразившееся в появлении государств, городов, письменности и др., способствовало накоплению значительных запасов медицинского, астрономического, математического, сельскохозяйственного, гидротехнического, строительного знания. Потребности мореплавания (морской навигации) стимулировали развитие астрономических наблюдений, потребности лечения людей и животных – древней медицины и ветеринарии, потребности торговли, мореплавания, восстановления земельных участков после разливов рек – развития математических знаний и т.п.

Особенностями древневосточной преднауки являлись:

1. непосредственная вплетенность и подчиненность практическим потребностям (искусству измерения и счета — математика, составлению календарей и обслуживанию религиозных культов — астрономия, техническим усовершенствованиям орудий производства и строительства — механика и т. д.);
2. рецептурность (инструментальность) “научного” знания;
3. индуктивный характер;
4. разрозненность знания;
3. эмпирический характер его происхождения и обоснования;
4. кастовость и закрытость научного сообщества, авторитет субъекта – носителя знания

Есть мнение, что преднаучное знание не имеет отношения к науке, поскольку оперирует абстрактными понятиями.

Развитие сельского хозяйства стимулировало развитие сельскохозяйственных механизмов (мельниц, например). Ирригационные работы требовали знания практической гидравлики. Климатические условия требовали разработки точного календаря. Строительство требовало знаний в области геометрии, механики, материаловедения. Развитие торговли, мореплавания и военного дела способствовали развитию оружия, техники строительства судов, астрономии и т. д.

Отредактировано Heinz Till (2009-05-01 12:34:05)

0

9

5. Культура античного полиса и становление первичных форм теоретической науки

В античности и в Средние века в основном имело место философское познание мира. Здесь понятия “философия”, “наука”, “знание” фактически совпадали. Все знания существовали в рамках философии.

Многие ученые считают, что наука возникла в Античности, в рамках античной натурфилософии зародилось естествознание и сформировалась дисциплинарность как особая форма организации знания. В натурфилософии возникли первые образцы теоретической науки: геометрия Евклида, учение Архимеда, медицина Гиппократа, атомистика Демокрита, астрономия Птоломея и пр. первые натурфилософы были в большей степени учеными, чем философами, изучающими многообразные природные явления.
Социально-политические условия в Древней Греции способствовали образованию самостоятельных городов-полисов с демократическими формами правления Греки чувствовали себя свободными людьми, любили во всем доискиваться до причин, рассуждать, доказывать. Кроме того, греки переходят к рациональному в отчичие от мифа осмыслению действительности, создают теоритическое знание.

Греки заложили фундамент будущей науки, для появления науки они создали сдедующие условия:
1. Систематическое доказательство
2. Рациональное обоснование
3. Развили логическое мышление, особоенно дедуктивное умозаключение
4. Использовали абстрактные объекты
5. Отказались от использования науки в материально-предметных действиях
6. Осуществили переход к созерцательному, умозаключительному постжению сущности, т.е. к идеализации (использование идеальных объектов, которые в реальном мире не существует, например, точка в математике)
7.     Новый тип знания – “теория”, которая позволяла из эмпирических зависимостей получить некие теоретические постулаты.

Но в эпоху античности наука в современном значении этого слова не существовала:
1. Не был открыт экспиремент как метод
2. Не использовались математические методы
3. Отсутствовало научное естествознание

Античный мир обеспечил применение метода в математике и вывел ее на теоретический уровень. В Античности большое внимание уделялось постижению истины, т. е. логике и диалектике. Происходили всеобщая рационализация мышления, освобождение от метафоричности, переход от чувственного мышления к интеллекту, оперирующему абстракциями.

Первую систематизацию того, что впоследствии стали называть наукой, предпринял Аристотель – величайший мыслитель и наиболее универсальный ученый античности. Он делил все науки на теоретические, имеющие целью само знание (философия, физика, математика); практические, руководящие человеческим поведением (этика, экономика, политика); творческие, направленные на достижение прекрасного (этика, риторика, искусство). Изложенная Аристотелем логика господствовала более 2 тысяч лет. В ней классифицировались высказывания (общие, частные, отрицательные, утвердительные), выявлялась их модальность: возможность, случайность, невозможность, необходимость, определялись законы мышления: закон тождества, закон исключения противоречия, закон исключенного третьего. Особое значение имело его учение об истинных и ложных суждениях и выводах. Аристотель разрабатывал логику как всеобщую методологию научного познания.

Говоря о Римской Империи необходимо заметить, что в ней не было философов и ученых, которые могли бы сравниться с Платоном, Аристотелем или Архимедом. Наука была подчинена практике, а все труды римских писателей носили компилятивно-энциклопедический характер.

Т. о., античная цивилизация  характеризовалась наличием античной логики и математики, астрономии и механики, физиологии и медицины. Античная наука носила математико-механистический характер, первоначальной программой провозглашалось целостное осмысление природы, а также отделение науки от философии, вычисление особых предметных областей и методов.

Отредактировано Heinz Till (2009-04-30 20:25:57)

0

10

32. Традиции в научном познании

Проблема взаимодействия традиций и возникновения нового знания всегда привлекала внимание ученых и философов науки, но только Т. Кун впервые рассмотрел традиции как основной конституирующий фактор развития науки. Он обосновал, казалось бы, противоречивый феномен: традиции являются условием возможности научного развития. Любая традиция (социально-политическая, культурная и т.д.) всегда относится к прошлому, опирается на прежние достижения. Что является прошлым для непрерывно развивающейся науки? Научная парадигма, которая всегда базируется на прежних достижениях и представляет собой совокупность знаний, методов, образцов решения конкретных задач, ценностей, безоговорочно разделяемых членами научного сообщества. Со сменой парадигмы начинается этап нормальной науки. На этом этапе ученый работает в жестких рамках парадигмы, т.е. традиции. И, как показал Кун, традиция не только не тормозит это развитие, но выступает в качестве его необходимого условия.

Из истории науки известно, что происходит смена традиции, возникновение новых парадигм, т.е. радикально новых теорий, образцов решения задач, связанных с такими явлениями, о существовании которых ученые даже не могли подозревать в рамках «старой» парадигмы. Кун считает, что, действуя по правилам господствующей парадигмы, ученый случайно и побочным образом наталкивается на такие факты и явления, которые не объяснимы в рамках этой парадигмы. Возникает необходимость изменить правила научного исследования и объяснения. Показав, как происходит развитие нормальной науки в рамках традиции, Кун, однако, не сумел объяснить механизм соотношения традиции и новации.

Концепцию Куна пытаются усовершенствовать отечественные философы науки. Это усовершенствование связано прежде всего с разработкой концепции многообразия научных традиций, которое основывается на отличии научных традиций по содержанию, функциям, выполняемым в науке, способу существования.

Так, по способу существования можно выделить вербализованные (существующие в виде текстов) и невербализованные (не выразимые полностью в языке) традиции. Первые реализованы в виде текстов монографий и учебников. Вторые не имеют текстовой формы и относятся к типу неявного знания.

Неявные знания передаются на уровне образцов от учителя к ученику, от одного поколения ученых к другому. Выделяет два типа образцов в науке: а) образцы действия и б) образцы-продукты. Образцы действия предполагают возможность продемонстрировать технологию производства предмета. Такая демонстрация легко осуществима по отношению к артефактам (сделанные руками человека предметы и процессы). Можно показать, как делают, например, нож.

Но показать технологию «производства» аксиом той или иной научной теории, дать «рецепт» построения удачных классификаций еще никому не удалось. Дело в том, что аксиомы, классификации — это некие образцы продуктов, в которых глубоко скрыты схемы действия, с помощью которых они получены.

Признание того факта, что научная традиция включает в себя наряду с явным также и неявное знание, позволяет сделать следующий вывод. Научная парадигма — это не замкнутая сфера норм и предписаний научной деятельности, а открытая система, включающая образцы неявного знания, почерпнутого не только из сферы научной деятельности, но из других сфер жизнедеятельности ученого. Достаточно вспомнить о том, что многие ученые в своем творчестве испытали влияние музыки, художественных произведений, религиозно-мистического опыта и т.д. Следовательно, ученый работает не в жестких рамках стерильной куновской парадигмы, а подвержен влиянию всей культуры, что позволяет говорить о многообразии научных традиций. Каждая научная традиция имеет свою сферу применения и распространения. Поэтому можно выделять традиции специально-научные и общенаучные. Но проводить резкую грань между ними трудно. Дело в том, что специально-научные традиции, на которых базируется та или иная конкретная наука, например, физика, химия, биология и т.д., могут одновременно выступать и в функции общенаучной традиции. Это происходит в том случае, когда методы одной науки применяются для построения теорий других наук.

0

11

26. Особенности эмпирического исследования

На эмпирическом уровне преобладает живое созерцание (чувственное познание), рациональный момент и его формы (суждения, понятия и др.) здесь присутствуют, но имеют подчиненное значение. Поэтому исследуемый объект отражается преимущественно со стороны своих внешних связей и проявлений, доступных живому созерцанию и выражающих внутренние отношения. Сбор фактов, их первичное обобщение, описание наблюдаемых и экспериментальных данных, их систематизация, классификация и иная фактофиксирующая деятельность — характерные признаки эмпирического познания.

Эмпирическое, опытное исследование направлено непосредственно (без промежуточных звеньев) на свой объект. Оно осваивает его с помощью таких приемов и средств, как описание, сравнение, измерение, наблюдение, эксперимент, анализ, индукция, а его важнейшим элементом является факт.

Любое научное исследование начинается со сбора, систематизации и обобщения фактов. Понятие «факт» имеет следующие основные значения:
1. Некоторый фрагмент действительности, объективные события, результаты, относящиеся либо к объективной реальности («факты действительности»), либо к сфере сознания и познания («факты сознания»).
2. Знание о каком-либо событии, явлении, достоверность которого доказана, т. е. синоним истины.
3. Предложение, фиксирующее эмпирическое знание, т. е. полученное в ходе наблюдений и экспериментов.

Второе и третье из названных значений резюмируются в понятии «научный факт». Последний становится таковым тогда, когда он является элементом логической структуры конкретной системы научного знания, включен в эту систему.
В научном познании факты играют двоякую роль: во-первых, совокупность фактов образует эмпирическую основу для выдвижения гипотез и построения теорий; во-вторых, факты имеют решающее значение в подтверждении теорий (если они соответствуют совокупности фактов) или их опровержении (если тут нет соответствия). Расхождение отдельных или нескольких фактов с теорией не означает, что последнюю надо сразу отвергнуть. Только в том случае, когда все попытки устранить противоречие между теорией и фактами оказываются безуспешными, приходят к выводу о ложности теории и отказываются от нее.

В любой науке следует исходить из данных фактов, которые необходимо признавать, независимо от того, нравятся они нам или нет. При этом недопустимо «выхватывать» отдельные факты, а необходимо стремиться охватить по возможности все факты (без единого исключения). Только в том случае, если они будут взяты в целостной системе, в их взаимосвязи, они и станут «упрямой вещью», «воздухом ученого», «хлебом науки».

Не следует «гнаться» за бесконечным числом фактов, а, собрав определенное их количество, необходимо в любом случае включить собранную систему фактов в какую-то концептуальную систему, чтобы придать им смысл и значение. Ученый не вслепую ищет факты, а всегда руководствуется при этом определенными целями, задачами, идеями и т. п.

Таким образом, эмпирический опыт никогда — тем более в современной науке — не бывает слепым: он планируется, конструируется теорией, а факты всегда так или иначе теоретически нагружены. Поэтому исходный пункт, начало науки — это, строго говоря, не сами по себе предметы, не голые факты (даже в их совокупности), а теоретические схемы, «концептуальные каркасы действительности». Они состоят из абстрактных объектов (идеальных конструктов) разного рода — постулаты, принципы, определения, концептуальные модели и т.п.

0

12

25. Научное знание как система, его особенности и структура

Научное познание есть целостная развивающаяся система, имеющая довольно сложную структуру. Последняя выражает собой единство устойчивых взаимосвязей между элементами данной системы. Структура научного познания может быть представлена в различных ее срезах и соответственно — в совокупности специфических своих элементов.

Предварительно отметим, что в структуре научного знания существуют элементы, не укладывающиеся в традиционное понятие научности: философские, религиозные, магические представления; социально-психологические стереотипы, интересы и потребности; определенные конвенции, метафоры; следы личных пристрастий и антипатий, привычек, ошибок и т.д.

С точки зрения взаимодействия объекта и субъекта научного познания последнее включает в себя четыре необходимых компонента в их единстве:

1. Субъект науки — ключевой ее элемент: отдельный исследователь, научное сообщество, научный коллектив и т.п., в конечном счете — общество в целом.
2. Объект (предмет, предметная область), т.е. то, что именно изучает данная наука или научная дисциплина. Иначе говоря, это все то, на что направлена мысль исследователя, все, что может быть описано, воспринято, названо, выражено в мышлении и т.п.
3. Система методов и приемов, характерных для данной науки или научной дисциплины и обусловленных своеобразием их предметов.
4. Свой специфический, именно для них язык — как естественный, так и особенно искусственный (знаки, символы, математические уравнения, химические формулы и т.п.).

Наука как таковая, как целостное развивающееся формообразование, включает в себя ряд частных наук, которые в свою очередь подразделяются на множество научных дисциплин. Выявление структуры науки в этом ее аспекте ставит проблему классификации наук.

По предмету и методам познания выделяют науки о природе — естествознание, об обществе — обществознание (социальные, гуманитарные науки) и о самом познании, мышлении (логика, гносеология, эпистемология, когнитология и др.). Отдельную группу составляют технические науки. Очень своеобразной наукой является современная математика. По мнению некоторых ученых, она не относится к естественным наукам, но является важнейшим элементом их мышления.

В свою очередь каждая группа наук может быть подвергнута более подробному членению. Так, в состав естественных наук входят механика, физика, химия, геология, биология и др. (в том числе «стыковые» науки), каждая из которых подразделяется на целый ряд отдельных научных дисциплин.

В плане такого критерия, как «основания науки», выделяют три основных элемента структуры научного познания: а) идеалы и нормы; б) философские основания; в) научная картина мира. Взятые в их взаимосвязи, эти элементы и образуют основания науки.

Структура научного познания может быть представлена как единство двух его основных уровней — эмпирического и теоретического. Эти уровни тесно взаимосвязаны и в процессе развития взаимопереходят друг в друга. Однако недопустимо абсолютизировать один из этих уровней в ущерб другому, что характерно для эмпиризма и схоластического теоретизирования.

Необходимо различать оппозиции «чувственное — рациональное» и «эмпирическое — теоретическое», хотя все эти понятия тесно связаны между собой. Оппозиция же «эмпирическое — теоретическое» есть различение уже внутри рационального знания. Это означает, что сами по себе чувственные данные, сколь бы многочисленными и существенными они ни были, научным знанием еще не являются.

0

13

29. Основания науки и их структура. Идеалы и нормы научного исследования

Наука, выступая как целостная, развивающаяся система, имеет собственные основания, обладает идеалами и нормами исследования. Эти характеристики пронизывают науку и как специфическую форму деятельности, и как совокупность дисциплинарных знаний, и как социальный институт.

К основаниям науки относят фундаментальные принципы, понятийный аппарат, идеалы, нормы и стандарты научного исследования. Принято считать, что зрелая состоявшаяся наука возможна лишь тогда, когда можно установить лежащую в ее основаниях научную картину мира, следовательно, научная картина мира является фундаментальным основанием науки. Наука сегодня развивается с учетом глубокой специализации, а также на стыках междисциплинарных областей, что свидетельствует о ее интеграции. Однако все научные знания, несмотря на их дисциплинарную дифференциацию, отвечают определенным стандартам и опираются на четко выверенные основания.

В качестве таковых принято выделять: характерные для данной эпохи и конкретизируемые применительно к специфике исследуемой области идеалы и нормы познания; научную картину мира; философские основания. Многие ученые считают, что научный прогресс развивается на непрерывном основании. Эта позиция отражена кумулятивной моделью развития науки.

Однако история науки свидетельствует, что научное развитие предполагает ломку и смену оснований науки, что отражено антикумулятивной моделью развития науки. Ее следствием является тезис о несоизмеримости теорий, согласно которому сменяющие друг друга теории не связываются логически, а используют разнообразные принципы и способы обоснований. Развитие науки истолковывается как дискретный процесс. История науки представляет собой не линейное развитие, а нагромождение «исторических прецедентов». Процедуры выбора тех или иных основоположений опираются на социальные и психологические предпочтения.  Истоки альтернативных концепций коренятся в различных мировоззренческих и методологических позициях ученых.

Система идеалов и норм распадается на:
1. Идеалы и нормы объяснения и описания;
2. Идеалы и нормы доказательности и обоснованности знания;
3. Идеалы и нормы построения и организации знания.

Идеалы и нормы имеют двоякое определение: они зависят как от специфики изучаемых объектов, так и от конкретно-исторических условий той или иной эпохи. Несмотря на то, что идеалы и нормы тесно связаны и могут «перетекать» друг в друга, их не следует отождествлять.

Во-первых, норма указывает на типичное, усредненное правило, на должное и обязательное в науке. Идеал — на высшую эталонную форму развития объекта, которая выходит за рамки нормы. Во-вторых, нормы претендуют на повсеместную реализацию. От идеалов требовать универсальной степени реализуемость вряд ли правомерно, они в большей мере выступают как ориентир. В-третьих, норма, выступая как ординарное средство познавательного процесса, задает пределы пространства для реализации целей. Идеал есть экстремум, в котором совпали цели и ценности, цель реализуется как предельно-совершенное состояние, как, например, идеал истины, либо идеал гуманитарно-ориентированного использования науки. В-четвертых, нормы подвержены изменениям и трансформациям, идеалы же отличаются большей устойчивостью, система идеалов менее динамична, так как ориентирует на совершенный образец знания. Когда норма достигает своего совершенного выражения, как например, в геометрии Евклида, он может приобрести статус идеала, превратиться в идеал дедуктивного построения знания.

Идеалы и нормы исследования влияют на исследовательский процесс с самых ранних его стадий, они определяют постановку и формулировку проблемы как исходного пункта исследования.  Основания, включающие в себя идеалы, нормы и научную картину мира, придают систематический характер совокупной системе знания, поэтому за ними закреплена функция систематизации и интеграции. Соотношение социокультурных ценностей и когнитивных, собственно научных, идеалов и норм научно-теоретического исследования оказывает большое влияние на развитие научных направлений.

Современные ученые считают, что идеалы и нормы науки выполняют роль регулятивных принципов. Они задают цели, определяют процесс воспроизведения объекта, ход исследовательской деятельности. Идеалы и нормы имеют конкретно-исторический характер и накладывают свой отпечаток и на процесс коммуникации ученых, они проявляются в оформлении научно-исследовательских работ и в самой тактике построения научного исследования.

0

14

30. Научная картина мира, ее исторические формы и функции

Научная картина мира (по Стёпину) – это целостная система представлений о мире, его структурных характеристиках и закономерностях, вырабатываемая в результате систематизации и синтеза в фундаментальных достижениях науки. Это особая форма научно-теоретического знания, развивающаяся в процессе исторической эволюции науки. НКМ является важным компонентом научного мировоззрения, но не сводится к нему. В мировоззрении кроме знаний присутствуют убеждения, ценности, идеалы и нормы деятельности, эмоциональные отношения к объекту изучения и т. д.

Структура НКМ:

1. Концептуальный уровень (философские категории, принципы), которые конкретизируются в НКМ через систему общенаучных понятий, через фундаментальные понятия отдельных наук (поле, общество, энергия);
2. Чувственно-образный компонент – наглядные представления и образы, базирующиеся на культуре конкретной эпохи. Образы выступают в виде системы и благодаря этому обеспечивается их понимание в НКМ широким кругом ученых, независимо от их специализации.

Формы НКМ:

1. По степени общности НКМ выступает в следующих формах:
  1. Общенаучная картина мира, т. е. форма систематизации знаний, выработанных в естествознании и в социо-гуманитарных знаниях;
  2. Естественно-научная картина мира (природа) и научная картина социально-исторической действительности (картина общества). Каждая из таких картин является относительно самостоятельным аспектом общенаучной картины мира;
  3. Специализированная картина мира отдельных наук (дисциплинарная онтология). Каждая из специализированных картин мира может быть представлена как набор неких теоретических конструктов, образующих модель изучаемой области;
2. С точки зрения историко-культурной принадлежности: НКМ в основном выступает как естественно-научная картина мира, поэтому  в связанной последовательности выглядит следующим образом: механическая картина мира, электродинамическая картина мира, квантово-релятивистская картина мира, синергетическая картина мира. Первые три основаны на естественно-научной картине мира.

Функции научной картины мира:

1. Систематизирующая — определяется, в конечном счете, синтетическим характером научного знания. Научная картина мира стремится так организовать и упорядочить научные теории, понятия и принципы, составляющие ее структуру, чтобы большая часть теоретических положений и выводов была получена из небольшого числа фундаментальных законов и принципов (это соответствует принципу простоты). Систематизация способствует также получению новых знаний, а тем самым расширению и развитию самой научной картины мира. Но входящие в нее новые знания, чаще всего, имея характер следствий, лишены фундаментальности. Появление новых фундаментальных результатов обычно ведет к смене картины мира.

2. Объяснительная — определяется тем, что познание направлено не только на описание явления или процесса, но и на выяснение его причин и условий существования. При этом оно должно выходить на уровень практической деятельности познающего субъекта, способствуя изменению мира;

3. Информативная — сводится к тому, что НКМ описывает предполагаемую структуру материального мира, связи между его элементами, происходящие в природе процессы и их причины. Научная картина мира предлагает целостный взгляд на него. В ней содержится сконцентрированная информация, полученная в ходе научного исследования, и, кроме того, потенциальная информация, создаваемая в ходе творческого развития картины мира;

4. Эвристическая — определяется тем, что “знание объективных законов природы, содержащееся в ней, дает возможность предвидеть существование еще не открытых естествознанием объектов, предсказывать их наиболее существенные особенности.

Все эти функции связаны между собой и взаимодействуют, находясь одновременно в определенной субординации.

0

15

Господа, а как же я?...
3-ий блок - это вопросы с 33 по 47? можно брать? а четветый блок для кого?..

Отредактировано Guzel (2009-04-29 12:57:58)

0

16

Привет. Ты можешь брать любой из оставшихся. Женя Самсонова (по-моему она хотела подключиться) вроде не заявляла, какой блок ей хочется взять.

0

17

тогда мой 3-ий!

0

18

Мы решили не затягивать с подготовкой. Так что, Гуль, как будет возможность - начинай выкладывать.

0

19

13. Базовые функции современной науки

Главной функцией науки всегда являлось производство научно-теоретического знания. Многообразные функции науки можно проследить в процессе ее исторического становления. Так, античная наука демонстрировала значимость функций наблюдения, описания, объяснения.
В результате развития наук появилась мировоззренческая функция науки (в современном мире именно научное знание составляет существенную основу мировоззрения личности).
Культурная и технологическая функции науки связаны с формированием человека в качестве субъекта познавательной деятельности. При этом, культура формирует определенную среду, в которой рождается человек и исследует окружающий мир.
Проявление регулятивной функции науки осуществляется через сложившуюся в обществе систему воспитания, обучения, образования и исследования.
Наука реализует себя в функции непосредственной производственной силы, развивая хозяйство и умножая ресурсы общества. При этом, наука, в отличие от других свободных профессий не приносит сиюминутного дохода: в развитие науки необходимо вкладывать значительные средства, не надеясь их быстро окупить. Эта функция науки служит не постижению истины, а получению прибыли, что влечет за собой негативные последствия промышленного применения науки.
Современная наука проявляет себя в функции социальной силы при решении глобальных проблем современности, экономических и социальных. Она все больше старается органично вписать в мир научно-технические достижения, используя свои методы и данные научных исследований для разработки крупномасштабных планов социального и экономического развития.
Проектно-конструктивная функция науки связана с созданием новых технологий. Да и в целом, наука является неотъемлемой стороной интеллектуального поиска любого ранга. Основной функцией науки, тем не менее, является функция производства истинного научно-теоретического знания.

Отредактировано Heinz Till (2009-04-30 17:04:07)

0

20

14. Основополагающие аспекты бытия науки

Аспекты бытия науки: познавательная деятельность (генерация нового знания), социальный институт, особая сфера культуры.

Познавательная деятельноть: науку можно подразделить на процесс познания и его результаты (знания). Это есть продолжение обыденного знания, которое опирается на здравый смысл. Наука – процесс получения нового знания об объективном мире через построение теоретических моделей, установление закономерностей явлений. Для познавательной деятельности характерна объективность, предметность нацеленность на открытие новых явлений и процессов в природе. Продуктом Н является не только научное знание, но и рациональный стиль принятия решений.

Социальный институт: наука – система взаимосвязей между членами научного сообщества. Ученый вступает в борьбу с познавательной реальностью, коллегами, общественным мнением. От него требуется подтверждение профессионализма. Деятельность ученых стимулируется не только оплатой труда, но и общественными наградами. Выделяют три группы социальных функций науки: культурно-мировоззренческая (предлагаемые наукой ответы на вопросы постепенно стали элементами общего образования); как непосредственная производительная сила (создание каналов для практического использования научных достижений); социальная сила (двигатель НТР).

Сфера культуры: наука – сфера человеческой деятельности, цель которой – познание мира как единой системы на основе экспериментов и рациональных суждений. Условия появления науки: внешние – выделение умственного труда в самостоятельный вид человеческой деятельности; внутренние – накопление эмпирических знаний. Культура – искусственно созданный руками человека мир, особая сфера общественной жизни, в которой наиболее полно реализуется творчество человека (искусство, наука, образование). Наука несет свою мораль, которая ставит следование логике ученых (их исследований) выше ценностей ранее сложившейся культуры.

Также выделяют диахроничный (исторический) и синхроничный (современный) аспекты бытия науки. Первый включает в себя историческое многообразие форм науки: античную, средневековую европейскую науку, новоевропейскую классическую науку, а также неклассическую и постнеклассическую. Синхроничный аспект проявляется в плюрализме наук: математические, социально-гуманитарные, естественнонаучные, и технические.

Отредактировано Heinz Till (2009-04-30 17:40:25)

0


Вы здесь » УВЭД » История и философия науки » Вопросы по ИФН