УВЭД

Объявление

Напоминаю правила форума: никакого флуда, мата и флейма!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » УВЭД » Учеба » Экзамен по политологии


Экзамен по политологии

Сообщений 1 страница 20 из 48

1

Публикую список вопросов к экзамену по политологии и объявляю начало подготовки к оному. Ответы на вопросы выкладывайте в этой теме. Ключевые моменты, номер вопроса и термины выделяйте жирным шрифтом. По окончании подготовки все вопросы в одном файле будут выложены на сайт.

Вопросы к экзамену по курсу политологии 2006 год.
1. Политология как наука и учебная дисциплина. Объект и предмет политологии.
2. Политика как объект исследования.
3. Методологические подходы в политологии.
4. Место политологии среди других обществоведческих дисциплин.
5. История политической мысли: основные направления.
6. Политическая мысль эпохи Возрождения и Нового времени.
7. Развитие политической мысли в России (XI - XVIII вв.).
8. Особенности русской политической мысли XIX - начала XX вв.
9. Современные политические теории и доктрины.
10. Политическая власть: сущность, ресурсы, легитимность.
11. Политическая система общества: структура и функции.
12. Государство   как   основное   звено   политической   системы:    концепции   его происхождения.
13. Политический режим: сущность и виды.
14. Особенности политического режима современной России.
15. Правовое государство и гражданское общество.
16. Парламентаризм и виды парламентов.
17. Субъекты и объекты политической жизни.
18. Политическая элита: понятие. Роль элиты в политическом управлении.
19. Классические теории элит и современные подходы.
20. Политическое лидерство: сущность, типология.
21. Политические партии: особенности возникновения, функции, типология.
22. Политические партии в России: история.
23. Политические партии в современной России.
24. Общественно-политические организации, группы интересов и группы давления.
25. Политические отношения и политические процессы в обществе.
26. Политическое управление, его структура. Политические решения.
27. Политический конфликт: сущность, причины, способы разрешения.
28. Политические технологии: сущность, виды.
29. Политическая культура: сущность, типы, функции.
30. Политическое сознание: понятия, уровни.
31. Политическая идеология: понятие, происхождение, виды.
32. Политическая социализация личности.
33. Внешняя политика и международные отношения: сущность, характер.
34. Национально-государственные интересы: понятия и принципы формирования.
35. Понятие «геополитика». Геополитические факторы во внешней политике.
36. Мировая политика как система. Процесс глобализации.
37. Глобальные проблемы современности и пути их решения.
38. Международные политические институты и их роль в современном мире.
39. Избирательный процесс и избирательные системы.
40. Избирательная система современной России.
41. Типы и формы государственного устройства.
42. Парламентаризм в России: история и современное состояние.
43. Партийные системы, их типология.
44. Взаимодействие властных институтов в президентской республике.
45. Взаимодействие властных институтов в парламентской республике.
46. Особенности полупрезидентской республики.

0

2

спасибо

0

3

пасиб за вопросы)

0

4

Так, люди, приятно, конечно же, за спасибо, но тема не для этого создана. Лучше выкладывайте сюда ответы на вопросы. Всё, что не относится к ответам, буду удалять или перемещать в спецтему.

0

5

http://www.allguu.ru/index.php?name=Files
:D шпоры на allguu :P  еще не изучала но при первом просмотре совпадают с нашими билетами=) если нада могу потрудиться и выложить сюда  :P

0

6

было б неплохо. если они действительно совпадают, то меньше потом бует мороки в их поиске.
выкладывай.

0

7

мне кажется, что можно обойтись шпорами, я имею ввиду материал для выкладывания...слишком напряжно писать ответы на вопросы, тем более что они есть в учебнике

0

8

Билет №1.
1. Политология как наука и учебная дисциплина. Объект и предмет П-ии.
Политология ( П-я ) пред-ет собой совокупность знаний о политике и организации политической мысли.П-я бывает:
- Теоретическая  изучает сущность политики, ее природу, ее роль для человека и общества, взаимодействие между социальными отраслями, классами, личностями, обществом и гос-вом.
- Прикладная П-я иллюстрирует частные полит-ие проблемы, формирует знания, необходимые для решения актуальных проблем жизни общества, имеющих практический характер. Следует рассматривать П-ю как науку и уч. дисциплину. Как наука возникла и развивалась с развитием гос-ва. Как уч. дисц. стала изучаться в ср-х и высших учебных заведениях гораздо позже. Кафедра П-ии возникла в Колумбийском университете в США в 1857 году. С 1987 года в России стали изучать П-ю. П-я – это полит история, полит институты (полит партии, общественно – полит движения, группы интересов и группы давления), полит системы, полит процессы и управление ими, теория полит систем. Предмет П-ии – отношение между соц-ми группами, партиями и движениями по поводу завоевания, удержания и использования гос. власти. Объектом является – гос-во, власть и властные отношения. Объектом является политика, политическая сфера жизни общества.
25. Пол. отн-я и пол. процессы (ПП) в обществе. Полит. отн-ия – это связи и взаимосвязи м/д членами об-ва по поводу общих и обязат-х для всех интересов, гос.власти как орудия защиты и реализация последних. Маркс писал, что эти отн-ия явл-ся и общест-ми и соц-ми. Объекты отн-ий: полит.власть, институты гос. власти и полит. ценности. Полит. отн-ия распред-ют власть в об-ве, имеют различ. центры власти и обеспечивают взаимод-ие м/д ними. Исторически сложились след. модели отн-ий: господство, лидерство, управление и контроль. Полит. отн-ия м.б. на след.уровнях: 1) макроуровень: общегос. И общепартийн. Отн-ия; 2) регион. ур-нь; 3) местный Процесс – опред. движ-е, им-ее свое направл-е и последоват. смену сост-я, стадий, эт. как совок-ть последоват-х действий, направл. на достиж-е опр. рез-тов. ПП - динамика пол. системы (ПС), взаимод-е структур. эл-тов ПС, при достиж-и кажд. из них своих пол. целей. ПП отраж. измен-я в ПС в простр-ве и во врем. Сущн. ПП закл. в произв-ве и воспр-ве, с одн. стор., новых эл-тов ПС, с др. стор. – произв-ве с пом. ПС опр. порядка и соц. измен-й. По своей стр-ре ПП вкл-т револ-ии, реформы, модернизации, пол. кризисы, конфликты и сотрудничества, избират. камп. Реал-ся ПП через борьбу партий, гр. интересов, гр. давлений, общ-пол. движ. за свои интересы. Эти структуры и являются генераторами ПП. Разв-е ПП отраж., с одн. стор., нарастание его слож-ти и, с др. стор., спос-ть властных стр-р к адаптации в изменившихся усл-ях. Осн. виды ПП: 1. формир-е новых органов ПС (новые пол. учр-я и орг-ции; з-ны, реглам-щие взаимоотн-я м/д ними и гос. учр.); 2. партийная стратегия и тактика, отраж-щие функц-ную сторону процесса; 3. пол. участие гр-н на 3-х ур-нях (ур. обществ. орг-ций, соц. общностей, лидеров и личностей). ПП развертывается в разных странах по-разному, но везде выступает как совокупная деят-ть соц. общностей, институтов власти и отдел. лиц, преслед-щих свои пол. цели. Соврем. мировому ПП присущи: 1. тесное переплетение революц. и эвол-х начал, посредством кот. реал-ся историч. необх-ть; 2. различная направлен-ть функц-ния соц.-пол. стр-р общ-ва делает ПП искл-но сложным и непредсказуемым: наряду с прогрессивной деят-тью многих институтов общ-ва сохр-ся и такие, кот. отстаивают консерватив. реставрационные начала; 3. в деят-ти суб-тов ПП сочет-ся заранее спланир., запрограммир-е процессы со стихийными, спонтанными и непредсказ. акциями; 4. при сохр-нии самост-ти ПП остается его общая завис-ть от эк-ки; ПП также оч. сильно завис. от ур. пол. культуры пол. лидеров и масс, и от ур. соц.-пол. стр-ры общ-ва; 5. в мировом ПП происх-т пост-ое увелич-е кол-ва его уч-ков: гос-в, пол. партий, профсоюзов, пол. орг-й; 6. вся совок-ть ПП, происх-х в различ. странах, оказ-ся оч. сильно завис. от стр-ры гос. власти.

0

9

Билет №2.
2. Политика как объект исследования.
П-ка как общ-е явление яв-ся кроме того и явлением историческим. Это значит, что на определенном этапе развития общ-ва, т.е. в первобытном – П-ки не было, т.к. оно долго оставалось социально однородным обществом – вследствие этого в нем не было П-ки, не существовало полит-их организаций и учреждений. По мере развития общ-ва, его усложнения, когда в общ-ве появлялись противоречащие интересы и появлялись предпосылки для создания институтов гос-ва – оно и возникало. Аристотель в своем трактате «О политике» определил ее как искусство управления гос-вом. Т.о., в его определении П-ка понимается:
- как искусство управления гос-вом
- П-ка приводится в жизнь посредством управления
- в П-ке, в отличии от других соц-х явлений вырабатывается и реализуется через организации, учреждения – т.е. институты гос-ва, которые выступают как субъекты управления.
Современные политики рассматривают П-ку как искусство возможного, подчеркивая ее реалистичность и искусство компромисса, обращая внимание на ее гибкость как гармонию желаемого и возможного и объективно достигаемого, делая акцент на ее эффективность и динамизм. П-ка по определению не может быть и не д.б. грязным или безнравственным делом, потому что если она приобретает грязное качество она перестает быть политикой и искусством. П-ка пред-ет собой сложные многомерные и многоаспектные явления и очень емкое понятие. По сферам общественной деят-ти п-ка подразделяется на: эк-ю, соц-ю, нац-ю, экол-ю, военную и др. По направленности на внешнюю и внутреннюю. По приоритетности на нейтральную, политику открытых дверей, нац-го примирения и компромиссную. По характеру и содержанию на прогрессивную и реакционную, на научно обоснованную и волюнтаристскую. В самом общем виде П-ка пред-ет собой человеческую деятельность, выражающуюся во взаимодействии соц. общностями, классами, нациями, госвами, гражданами и их объединениями, по поводу полит. власти для улучшения условий жизни людей и обеспечения общ-го и мирового порядка.
26. Пол. упр-е (ПУ), его стр-ра.. Пол. реш-я (ПР). ПУ - любое целенапр. возд-вие одной отн-но самост. сист. на др. с целью вызвать те или иные измен-я в управляемой сист. Пол. проц., происх-щие в различ. пол. системах, носят отн-но самост. хар-р и упр-е ими или рег-е проявл-ся на 3-х ур-х: 1. гос.-админ. упр-е, вкл-щее зак., исп., правовые и др. публично-властные инст. Этот ур-нь формир-т организац-ные рамки всего общ-ва, необх-мые д/поддерж-ния порядка и стаб-го соц.-эк разв-я; 2. партийно-политич. стр-ры, выраж-щие опр. интер. различ. соц. групп общ-ва и стремящиеся получить и удержать власть в целях защиты этих интер.; 3. этот ур-нь отражает обширные интер. подавл. части насел. страны. Отнош. в этой обл. рег-ся через вовлеч-е людей в пол-ку и эти отнош-я остаются вне контроля гос-ва. Стратегич. целью ПУ явл. обесп-е соц. прогресса, сниж-е эл-тов стихийности и конфликтности в общ-ве и, наоборот, повыш-е целенапр. разв-я общ-ва вплоть до саморег-ции (это созд-е новых стр-р общ-ва). Эфф-ть ПУ опр-ся равновесием м/д стабильностью и переменами. В функц-ном плане задачи ПУ сост.: 1. В рег-и соц. и эк-ких процес-в, духовной жизни общ-ва, в обесп-и нац. безоп-ти и междунар. сотр-ва; 2. в ПУ нельзя отождествлять пол. и админ-ное упр-е, прежде всего, потому, что адм. упр-е вкл-т в себя рутинное администрирование. Объектом ПУ явл. общ-во, но реал-ся оно в рамках различ. типов пол. процес-в. Суб-ми ПУ выступ-т различ. пол. инст., прежде всего, центры принятия ПР (парламент, совет нац. безоп., прав-во, кот. оказ-т реальное возд-вие на гос-во и его функц-ние). Взаимод-ие м/д центрами принятия реш-й и прав-вом созд-т динамику пол-ки.
При выраб-ке ПР структур. звенья этого процесса: 1) представл-е пол. интер. групп и отдел. гр-н институтом, прин-щим эти реш-я; 2) этап выраб-ки и принятия ПР; 3) реал-ция ПР.  3 режима сущ-ния ПП: 1. реж. функц-я, не выводящий пол. систему за рамки сложившихся правовых взаимоотн-й гр-н, гос-ва и инст. власти; 2. реж. разв-я, он свид-т о том, что властные стр-ры способны совершен-ть цели и методы упр-я по мере измен-я пол. сил в общ-ве; 3. реж.упадка (распада пол. сист., общ-ва и гос-ва), свид-щие о том, что властные стр-ры проявили неспос-ть выраб-ть и приним. ПР, адекватные той обстановке, кот. сложилась в пол. сист.

0

10

Билет №3.
3. Методологически подходы в политологии.
Изучение политический явлений и процессов связано с применением различных методов.
Метод – это совокупность приемов и способов построения научных знаний. В современной политологии используется как традиционные, так и новые методы исследования:
1. Традиционные:
- исторический
- нормативный
- институциональный
- сравнительный
2. Новые:
- системный
- структурно – функциональный
- поведенческий
- метод экспертных оценок
- метод имитационного моделирования
- деловых игр
- математического анализа
27. Пол. конфликт: прич., спос. разреш. Конфликт - столкн-е 2-х или более разнонаправленных сил с целью реал-ции своих интер. в усл-х противодействия. Объекты: соц. отн-я, сфера жизни общ-ва, обществ. явл-я, на кот. этот конфл. направлен. Виды: внутрипол., внешнепол., в сфере эк-ки, соц. отнош-й, пол-ки, культуры. Предмет: террит., межнац., языковые отнош-я и др. проблемы обществ. жизни. Конфл., происх. в разл. сферах обществ. жизни, приобр-т пол. хар-р, если они затраг-т межнац., междунар., классовые, межобщинные, религиозные, демографич. и локальные отн-я. Пол. конфл. - постоянно действующ. форма борьбы за власть в каждом конкр. общ-ве. Виды: 1. внутрипол., внешнепол.; 2. парламентские, внепарл.; 3. межэтнические, междунар. Вар-ты упр-я конфл.: 1. эфф-го упр-я конфл.: он успешно разреш-ся и т. о. достиг-ся  приемлемое обеими сторонами полож-е. При этом противоборств. стороны сохр-т взаимное доверие, не созд-т д/себя враждебный образ по типу «мы-они», адекватно воспр-т инф-ю и одинаково на нее реаг-т и готовы в случ. необх-ти (обе стороны) сменить руков-во. 2. конфл. подавл-ся силой. Либо достиг-ся полная победа одной стор. над др., либо устан-ся ситуация «взаимного поражения» (это шаткий  мир, обращение к третьей стороне или примен-е права и др. мер формального порядка). Сохр-ся «нервные узлы», конфл. может в любое вр. возродиться. Он может выйти из-под контроля и принять форму нар. войны, револ. и гражд. войны. Такой вар-т упр-я конфл., когда кажд. из стор. может обладать оружием масс. пораж-я  и разв-я вновь, явл. очень опасным и неэфф-ным спос. упр-я конфл. 3 этапа упр-я конфл.: 1) на стадии латентности а) урег-е вкл-т: глубокое изуч-е и научн. анализ осн. и второстеп., главных и частных противоречий в обществе; б) провед-е сильной соц. пол-ки с акцентом на повыш-е статуса и повыш-е ур-ня жизни нац-х, расовых и соц. меньшинств; в) разв-е демократии и форм пол. участия  всех гр-н в пол-ке; г) недопущение наруш-я прав и свобод гр-н и дискриминация нац. меньш-в; д) созд-е широкой сети гос. и обществ. орг-й по упр-ю конфл.; 2. на стадии раннего протекания – принятие противоборств. сторонами опр. правил игры, основанных на з-нах, правилах пол. этики, на взаимном уважении и готовности к компромиссам. Притирка позиций оппонентов нач-ся с признания треб-й противоборствующей стороны. Главным – достиж-е компр. при переговорах, т. е. правильная оценка фактора врем., в ходе кот-го вступает в действие механизм обществ. саморегуляции. Счит-ся, что если в ходе переговоров 50% взаимных треб-й удовл-ся, то создан важный повод д/достиж-я соглаш-я и разреш-я противоречий; 3. на затяжной, самой длител. и острой фазе разв-я конфл.  – подраз-т особую роль гос-ва, кот. закл-ся в том, чтобы придать узаконенный статус соглаш-ям, достигнутым на переговорах. Здесь обяз-но д. б. оговорены временные рамки действия согл-я, особенно рамки взаимного сотр-ва и взаимозавис-ти сторон. Факт-ки эти меры направлены на недопущ-е расшир-я конфл. вширь и вглубь и на блокир-е его дальнейш. разв-я. В любом случ., культура разреш-я конфл. долж. спос-ть переводу его в стадию совместн. поиска компромиссных реш-й, спос-ть сниж-ю эмоц. напряж-ти, исключать возм-ть разрастания конфл. и направить его энергию в русло прогрессивной и созидательной деят-ти

0

11

Билет №5
5. История политической мысли: основные направления.
Архатастра – наука о п-ке или о том, как приобрести и сохранить власть. (Др. Индия)
Конфуций (551-479 г.д.н.э.) – воспитывал руководителей. Рук-ль, к-й не пользуется доверием обречен. Когда рук-ль заявил, что он хочет стать рук-лем, он должен забыть об отдыхе. Он д.б. скромным в желаниях, быть примером для подданных, выдвигать усердных к труду. Справедливо вызывать доверие у людей. 5 достоинств рук-ля: благородный муж, оказывая милость не несет расходов; заставляя работать не вызывает злобы, его желания не совместимы с жадностью, он полон величавости, но чужд высокомерию, он грозен, но не свиреп. 4 недостатка: казнить тех, кто не обучен, значит быть жестоким; требовать исполнения не предупредив заранее, значит проявлять насилие; медлить с приказом и при этом добиваться срочности – значит наносить вред себе; скупиться, обделяя людей – значит поступать казенно.
Платон – Теория об идеальном государстве . Общество делит на 3 составляющих: мыслители, стражи, ремесленники. Уделяет внимание системе управления гос-твом.
Аристотель (384 – 323 гднэ) – выделяет 3 правильных государства: монархия, аристократия, полития. 3 неправильных государства: тирания, олигархия, демократия. Полития объединяет правление монарха, парламента и народа. Он выдвигает идею и власти гос-ва. Власть д.б. разделена на законод-ю, исполнит-ю и судебную.
Николо Маккеавели (1469-1527) – он предъявляет к государю требования: он должен совмещать качество лисы и качество льва. Ему принадлежит идея о том, что церковь не должна влиять на гос-во.
Томас Мор (1478 - 1535) – утопический социализм.
Томас Гоббс и Джон Локк  - основатели консерватизма и либерализма – это было связано с английской буржуазной революцией. Локк оправдывает революцию, провозглашает права и свободу человека. Ставит человека на первое место. Выступал за разделение властей: законодательную и исполнительную. Они создали основу правового гос-ва.
Шарль Луи Монтескье (1689 – 1775) – разделение властей. Разделяет на 3 ветви: законодательную, исполнительную, судебную. Ни одна из них не должна возвышаться на другими.
М.Вэбер (1854 - 1927) – в государстве должны соблюдаться права и свобода. Он считал бюрократию естественным и правильным решением. Он уделял внимание теории лидерства.
Ганс Моринтау – создает теорию международных отношений
И. Посашков – «О скупости и богатстве». Он поддерживал реформы Петра 1. Распределил обязанности между сословиями. Помещиков нельзя допускать к производству. Главное внимание он уделял купцам – они д. создавать продукцию, торговать ее.
Сперанский (1772 - 1839) – при нем был создан госсовет.
29. Пол. культура (ПК): сущн., типы, ф-ии. ПК - истор-ки слож. совок-ть отн-но устойчивых ценностей, установок, убежд-й, моделей повед-я, проявл-ся в непоср. деят-ти суб-тов пол. процесса и обесп-щих воспр-во пол. жизни общ-ва на основе преемственности. Сейчас предъявл-ся очень высок. треб-я к професс-му уч-ков пол. процесса. Это: компетентность, выс. ур. квалиф. в избранной сфере деят., квалиф. в смежных областях, комп. в обл. чел. отнош-й (общ-во, классы, коллективы) – это и объед-ся понятием ПК. ПК явл. составн. частью общей культуры общ-ва и проявл-ся в деят-ти гос. деятелей, пол. партий и их лидеров, пол. деят-ти общ-пол. движ. и отд. гр-н. ПК находит свое выражение в сист. правовых норм, рег-щих взаимоотн-я в общ-ве. Стр-ра ПК предст. соб. единство пол. знаний, пол. сознания, убежд-й и ценностей, пол. повед-я, пол. действий, а также культуру функц-ния пол. инст-тов. 3 осн. эл-та ПК: 1)культура пол. сознания (вкл-т: пол. убежд-я и представл-я гр-н; их пол. Установки; пол. ценности, традиции, обычаи, нормы); 2) культура пол. повед-я, кот. сост. из культуры пол. участия и к. пол. деят-ти; 3) к. функц-ния пол. инст, кот. делится на 3 подстр-ры: а) к. электорального процесса (участие в выборах); б) к. восприятия и рег-я конфликтов; в) к. принятия и реал-ции пол. реш-й. // ПК вкл-т пол. ориентации 3 типов: 1. патриархальную ПК: хар-ся ориентацией на местные ценности и может проявл-ся в форме местного патриотизма, семейственности и коррупции. Хар-н особенно д/молодых независимых гос-в и отдел. суб-в в этих гос-вах., 2. подданническую, предпол-т пассивное и отстраненное отн-е индивида к пол. сист., 3. к. участия: отл-ся высокой пол. активностью и рациональностью. В ее развитии гр-не с пом. выборов, демонстр., референдумов пытаются оказать влияние на власть. // Осн. ф-ии ПК: 1. познавателььная формир-т у гр-н необх. им знания в пол-ке, взгляды и повыш-т ур. пол. образ-я; 2. интегративная спос-т достиж-ю на базе политико-культурных ценностей согласия в рамках сущ-щей пол. сист., спос-т повыш-ю ее стабил-ции и эфф-ти; 3. коммуникативная устан-т связи м/д уч-ми пол. процесса, спос-т передаче через пол. традиции, стереотипы повед-я эл-тов пол. культуры молодому поколению и, тем самым, позвол-т общ-ву накапливать пол. опыт общения; 4. регулятивная направлена на обесп-е комплексного возд-вия гр-н на пол. процесс через пол. и гражд. асоциации. Наличие прямой и обратной связи в пол. системе позв-т руков-ву оценить ур-нь восприятия гр-ми пол. реш-й и степ. поддержки выдвигаемого треб-я; 5. воспитательная призвана формир-ть у гр-н непредвзятое умное повед-е по отнош. к происходящим событиям, к пол. реш-м, повед-ю пол. лидеров, партиям (как прошлого, так и настоящего). Это связано с тем, что иногда от личной позиции одного чел-ка может зависеть выбор всего общ-ва, а истор-ки неправильный выбор очень трудно исправлять.  :lol:

0

12

Билет №4.
4. Место политологии среди других обществоведческих дисциплин
Связи политики:
- причинно – следственные – раскрывают детерминированность происхождения и хар-ра протекания полит-их процессов неполитическими факторами (эк-ми, культурными)
- функциональные связи – отражают взаимозависимость политики и других сфер жизни общества как  относительно самостоятельных систем регулирования социальных процессов.
П-ка взаимодействует с эк-кой, культурой, религией, правом, идеологией, моралью.
Роль п-ки в любом сообществе может быть сведена в следующему:
- выяснению смысла существования данной общности и системы ее приоритетов
- согласованию и сбалансированности интересов всех ее членов, определению общих коллективных устремлений и целей
- выработке приемлемых для всех правил поведения и жизнедеятельности
- распределению функций и ролей между всеми субъектами данной общности или, по меньшей мере, выработке тех правил, по которым происходит это распределение.
Характер взаимоотношений п-ки и эк-ки напрямую зависит от типа гос-го строя. Если в тоталитарных систе¬мах эк-ка выступает как концентрированное выражение п-ки, т.е. она управляема ею и всецело ей подчинена в ущерб эк-й целесообразности, то в совр-х западных стра¬нах эти две "ипостаси" выступают как дополняющие и работаю¬щие друг на друга общественные системы. И проблема взаимодей¬ствия эк-ки и п-ки заключается не в выборе между дву¬мя противоположностями: монополизмом (стихией) гос-ва и монополизмом (стихией) рынка. Речь идет о поиске оптимальных моделей, нахождении разумных пропорций между гос-м регулированием и свободой частного предпр-ва, саморегуляцией рынка. Так называемый эк-й антиэтатизм, т.е. полное изгнание гос-ва из эк-ки, — не более чем соц-ая утопия. "Деловая" функция п-ки по отношению к эк-ке — это производство и поддержание в обществе социальной стабиль¬ности и порядка как исходных условий эффективной хоз. деят-ти. Общесоциальная "деловая" функция эк-ки по отношению к обществу и гос-ву — "кормить и одевать народ", но не в качестве иждивенца, а в роли активного субъекта, производителя и потребителя мат-х и немат-х благ.
28. Пол. технологии (ПТ): сущн., виды. В рамках пол. менеджм-та склад-ся особые приемы возд-я на массы и способы упр-я задач. Сов-ть таких приемов  - ПТ – сов-ть приемов возд-ть на массу, побуж-ие людей действовать в соот-ии с интересами пол. субъекта, но одн-но поддерживающие в людях осознание и ощущение соб. выбора и ест-но осущ-ых ими действий. ПТ- методы реш-я пол. проблем, выработки политики, ее реал-ции, осущ-ния практической пол. деят-ти. Технология пол. деят-ти - это комплексная сист. методов и способов возд-вия на об-т политики с целью дост-я опр. целей. Сфера примен-я технологий лежит, как правило, в плоскости практич. деят-ти пол. суб-в по осущ-нию выработанного пол. курса и дост-ю конкр. пол. целей и задач. ПТ - это технологии реал-ции власти. Борьба за власть, ее удержание и исп-ние порождает множественность ПТ, направленных на завоевание и удержание пол., духовной власти, власти над умами и сердцами людей, над обществ. мнением. История росс. гос-ва свид-т о том, что в ряду универс. ср-в завоевания и удержания власти насильственные ПТ (страх, насилие) преобладали. В споре ПТ эволюции и ПТ кризиса часто побеждали радикальные технологии. Не случайно в росс. лит-ре гораздо полнее изучены мех-мы революций, заговоров, террора, разл. форм пол. экстремизма, нежели ПТ эволюции, скажем, технологии парламентаризма, технологии переговорного процесса, достижения консенсуса и т.п. В соврем. росс. усл-х мы явл. свидетелями преобр-ния ПТ. Избавляясь от тоталитаризма и авторитарности, постепенно осваивая демокр. нормы пол. жизни, мы выходим к пониманию тех способов пол. деят-ти, кот. сопровождают подлинно демокр-кое преобр-ние общ-ва. Пол. власть и пол. система в целом реал-т свои сущностные св-ва выражения интересов, властвования, орг-ции, подчинения и т. п. как через соотв-щие ф-ции, так и технологии. Они развив-ся, трансформируются с учетом конкретно-исторической обстановки, отмирают одни, появл-ся новые и видоизм-ся ранее сущ-шие. Наглядным примером ПТ явл. технология разделения единой пол. власти. Эта технология обесп-т защиту власти в демокр. общ-ве от ее узурпации к-л чел-ком или пол. орг-цией. Суть ее закл-ся в разграничении полномочий трех осн.ветвей власти: закон., исполн., суд. ПТ – это совок-ти наиб. целесообразных приемов, способов, процедур реал-ции ф-ций пол. системы, направленных на повыш-е эфф-ти пол. процесса и достижение желаемых рез-тов в сфере политики. ПТ вкл-т в себя как приемы достижения немедленного локального кратковременного рез-та (тактика), так и получение глубинного, глобального, длит. эфф-та (стратегия). Исп-ние тех или иных ПТ опр-т эфф-ть пол. упр-я, рег-ния пол. процессов, устойчивость пол. системы и всего пол. пространства. ПТ опр-ся типом обществ. разв-я (доминированием в нем эволюционных или революционных процессов), хар-ром режима (демокр., авторит., тоталит. и др.). Среди получающих все большее разв-е технологий пол. деят-ти технологии: социального партнерства; лоббистской деят-ти; принятия и реал-ции пол. реш-й; разрешения пол. конфликтов; избирательные; пол. упр-ния; манипулирования; формир-ния имиджа; оптимизации пол. риска и др. В природе не сущ-т абстрактных, пригодных на все случаи жизни ПТ. Кажд. из них, с одн. стор., конкретна и уникальна, поскольку призвана обесп-ть взаим-вие разл. пол. сил и стр-р для реш-я вполне конкр. вопросов. С др. стор., она многопланова по своему содержанию и хар-ру, многоаспектна по усл-м осущ-ния, составу исполнителей, видам пол. деят-ти и решаемым проблемам.

0

13

Билет №6
6. Политическая мысль Возрождения и Нового времени.
Был сделан мощный рывок в развитии гуманистических принципов в политической теории, в ос¬вобождении ее от теологии. Начался активный анализ проблем прав и свобод человека, гос-х законов, демократического ус¬тройства общественной жизни, возникновения и функционирова¬ния полит-х институтов. Первым наиболее сокрушительный удар по теологии нанес выдающийся итальянский мыслитель Никколо Макиавелли (1469—1527 гг.). Он резко выступил против религиозных представлений о п-ке, решительно отбросил их, заменив идеей объективной историчес¬кой необходимости, которую назвал "фортуной" (судьбой). То есть судьба и личная энергия человека, его способности и знания явля¬ются движущими силами п-ки. С др. стороны, в основе по¬лит-го поведения человека, согласно Макиавелли, лежит не религиозная мораль, а выгода (интерес!) и сила. Именно в этой связи он сформулировал свой знаменитый тезис "Цель оправдыва¬ет средства", хотя в жизни относился отрицательно к тем полити¬кам, которые добивались своих целей с помощью насилия.
В произведениях Т.Гоббса (1588—1679 гг.) "Философское начало учения о гражданине", "Левиафан"; Дж.Локка (1632—1704 гг.) "Два трактата о гос-ом правлении"; трудах Ш.Л.Монтескье (1689-1755 гг.) "О духе законов"; Ж.-Ж.Руссо (1712-1778 гг.) "Об общественном договоре" и других авторов, творивших на этом эта¬пе развития политической мысли и в условиях Нового времени, возникла либеральная п-я доктрина, была обоснована необходимость разделения п-кой власти на три ветви, за¬щиты прав и свобод человека, теоретических основ правового го¬сударства и гражданского общества. Политические идеи Ш.Мон¬тескье и Ж-Ж.Руссо оказали решающее влияние на формирование мировоззрения и практическую деятельность Т.Джефферсона (1743— 1826 гг.) — выдающегося теоретика и практика американской де¬мократии, одного из главных разработчиков Декларации независи¬мости США (1776 г.), третьего Президента США. Важное значение для развития политической науки имели такие крупные труды немецких мыслителей, как "Метафизические нача¬ла учения о праве" И.Канта (1724—1804 гг.), "Философия права" Г.В.Ф.Гегеля (1770—1831 гг.). К заслугам И.Канта нужно отнести прежде всего то, что он впервые дал идейно-теоретическое обо¬снование положений Д.Локка о правовом гос-ве, считая, что именно в таком гос-ве все граждане должны иметь одинако¬вые права в исполнении законов, в том числе путем принуждения и властвующих относительно управляемых, и управляемых относи¬тельно властвующих. Гегель, в свою очередь, установил органичес¬кую связь социально-эк-кой и п-кой сфер гос-ва и гражданского общества.
30. Пол. сознание(ПС): пон., уровни. ПС как сфера обществ. со¬знания явл. отраж-м тех отнош-й, кот. скла¬д-ся внутри общ-ва м/д разл. соц. группами по поводу завоевания, удержания и исп-ния власти, т. е. – пол. отн-й. ПС - это рез-т одноврем-но и отражения суб-ми тех или иных явлений, и выражения их отн-я к отражаемым пол. событиям. В нем отр-ся и оценивается прежде всего отн-е к власти, способам, формам ее орг-ции и реал-ции, к пол.силам разл. направленности и методам их дея¬т-ти. Пол. деят-ть явл. именно той основой, на кот. форм-ся ПС. ПС можно опр-ть как комплекс идей, теор. концепций, взглядов, представлений, мнений, оценочных суж¬дений, эмоц. состояний суб-в пол. отн-й. В нем выдел-ся разл. сферы, уровни, формы, виды и т.д. Так, его сферами явл. пол. наука (теории, концепции, гипотезы и т.д.), пол. идеология (доктрины, идеалы, программы, лозунги и т.д.), пол. психология (пол. стремления, чувства, настроения и т.д.). Пол. идеология предст. соб. систе¬матизир. совок-ть идейных воззрений и по¬ложений, выраж-х и защищ-х пол. ин¬тер. и потр-ти той или иной соц. общности или группы и требующих подчинения индивид. взглядов и помыслов провозглашенным идейно-пол. доктринам и установкам. В пол. идеологии можно выделить два ур. функц-ния: теоретико-концептуальный, на кот. формулир-ся осн. положения, раскры¬вающие интер. и идеалы класса, соц. слоя (прослойки), нации, гос-ва, и программно-политический, где пол. принципы и идеалы пе¬реводятся или воплощаются в соотв. програм¬мы, манифесты, лозунги и являют собой идейно-пол. основу д/принятия упр-ких ре¬ш-й и ориентирования пол. повед-я и дея¬т-ти людей. По ур. отражения пол. реальности ПС может быть теоретич-им и обыденным. По своей направл-ти оно бы¬вает демокр., авторитарным, традиц., современным, верноподданническим, лояльным, бунтар¬ским и иным. Его осн. видами явл. массовое и специализированное ПС. По суб-м можно выделить соц.-групповое, нац.-этническое, религиозно-конфессиональное, корпоративное, индивид. и др. ПС класс-ся и по каче¬ственно-содержательным параметрам. У разл. его носи¬телей оно м. б. более или менее развитым, доминиро¬вать в структуре обществ. и индивид. сознания или быть второстепенным фактором жизнебытия. Интенсивная политизация обществ. сознания связана с периодами кризисно-революц. ситуаций, со сменой пол. режимов, персон. носите¬лей власти, реконструкцией пол. систем, кон¬цептуальных основ пол. поведения. Политизация обществ. сознания как правило нач-ся с низших и верхних слоев соц. стр-ры. В меньшей степ. политизации подвержены сред¬ние слои общ-ва. Виды: массовое, соц.-групповое и индивид ПС. Массовое предст. соб. сово¬к-ть наиб. типичных, общепризнанных пол. идей, взглядов, установок по поводу пол. власти и соц. упр-я. Оно возникает и разв-ся в процессе политизации обществ. жизни, унификации ее норм и принц. на основе историч., личного опыта, традиций культуры, морали, религ. воззрений. Наиб. однородно оно в общ-вах со ста¬бильными пол. системами, развитой общеграж¬д. идеологией и культурой. Соц-групповое ПС возникает и разв-ся в проц. вза¬имод-ия разл. соц. групп по поводу удо¬вл-ния ими своих пол. интересов. Групп. ПС не м.б. до конца однородным, как не м. б. однородным соц.-пол. статус входящих в него суб-в. Поэтому внутри любой соц. группы м. б. несовпадающие пол. позиции. Кроме того, ПС группы вкл-т универс. пол. ценности общ-ва, явл-ся той основой, на базе кот. возн-т единство и стабильность обществ. порядка. А поскольку ПС вырастает из взаим-вия разл. пол. интересов, его формир-е связано и с внеш. усл-ми реал-ции пол. интересов. Личное ПС хар-ся не только высоким ур. соц-ции, но и своей уникальностью, достат. разнообр. св-вами. Соц. опыт кажд. личности неповто¬рим, и поэтому в проц. жизнед-ти ПС претерпевает измен-я, в рез-те ко¬т. формир-ся реакционные, консерв. или революц. пол. позиции. В становлении и развертывании ПС суб-в можно выделить ряд этапов:1.  Включенность суб-в сознания в систему по¬л. отн-й. Политизация личности, соц. группы, общ-ва; 2.  Зарождение пол. ориентации; 3.  Накопление пол. знаний; 4.  Пол. самоопределение; 5.  Осознанные пол. действия.

0

14

7. Политическая мысль в России (ХI-ХVII вв.)
Формир-ие государственности у славян прохо¬дило на протяжении длит-го времени.  Одним из ранних источников, в котором политико-правовым проблемам отводится значительное место, яв¬-ся "Слово о законе и благодати" Иллариона. Дальнейшее развитие эти идеи получили  в летописях «Повесть временных лет»,  "Русской правде" и в "Слове о полку Игореве" (Х1-ХШ вв). В ХIV-ХVI вв. в России складывается полит-я идеология централизованного гос-ва, в к-й важное место занимает вопрос о роли русского гос-ва среди мировых держав и о происхождении пра¬вящей династии.  В XVII веке Россия вступила в новый этап своего развития. Характ. его чертой явилось преобразова¬ние сословно-представительной монархии в абсолютную. Этот пр-сс завершился в 1 четверти XVIII века при Петре I. Процесс утверждения абсолютизма получил отражение в политич. и правовой идеологии.. Круп¬нейшим политич. трактатом 2 половины XVII века был трактат "Разговоры о гос-ве", более известный под названием "Политика". Его автор Ю.Крижанич . Он отстаивал идею просвещенного царя, заботящегося о благе своих подан¬ных. Наиболее видным политич. мыслителем 1 половины XVIII века был  Иван Посошков. Им написана "Книга о бедности и богатстве", в к-й отмечалось, что стране нужна сильная централиз. власть, способ¬ная твердо проводить п-ку "общего блага" он предла¬гает четко определить права каждого сословия и его обя¬занности перед гос-вом. В период разложения феодализма и начала форми¬рования капиталистического уклада (вторая половина XVIII века) нарастают противоречия между дворянством и крестьянами, что в конечном счете приводит к идейной поляризации в сфере политич. мысли. Крестьянские восстания заставляли задуматься передовых людей Рос¬сии о судьбах страны, побуждали их критически оцени¬вать сущ-й гос-й и общественный строй. Во второй половине XVIII века складывается несколько течений полит-ой мысли: официальная, консервативно-аристократическая и либе¬ральная. Формируется идеология просветительства, поли¬тич. идеи. П-я программа "просвещенного абсолютизма" проповедо¬валась самой императрицей Екатериной. В это же время сложилось самостоят. течение полит-ой мысли, которое, настаивая на сохранении и неизменном виде феодально-крепостнического   строя,   выступало   против просветительских идей и одновр-но критиковала от¬дельные проявления политики самодержавного гос-ва. Известным представителем этого течения был князь М.Щербатов.
31. Полит. идеология: понятие,происх-ие, виды.
Идеология занимает особое место в полит-м сознании. П.И. – ценностная система, выражающая отн-е к сущ-им общ-м порядкам, обосновывающая полит. Идеалы, принципы, нормы, цели и образцы поведения.
2 уровня ф-ния И.:
1. теоретико-конц-ый- формул-ся осн-е положения, раскрывающие интересы и идеалы класса, соц. слоя (прослойки), нации и гос-ва.
2. программно-полит-ий – полит. Принципы и идеалы переводятся или воплощаются в соот-е программы, манифесты, лозунги и являют собой идейно-полит-кую основу для принятия управл-х решений и ориен-я полит-го поведения и деят-ти людей.
Д. Белл выделял 2 типа идеологии:
1. мобилизирующая – чел-к должен дейст-ть для удовл-я эмоц-х запросов(нацизм, а затем воинствующий нацизм)
2. идеология власти – террор и насилие (тоталитарный режим)
Основные виды И.(в отч. и заруб. лит-ре):
1. Коммунист-ая (марксизм-ленинизм) – стремление к объективности соц-х теорий и партийная субъективность классовых идеологий.
2. Социал-демок-я – трансформация эк-ки и общ-х отн-ий капит-зма в соц-е общ-во («облагораживание» гос-вом). Принципы: свобода, справ-ть, солидарность. Истоки: рабочее движ-е, народно-освоб-е движ-я, культ-е традиции. «Идейная борьба против всех».
3. Неолиб-ая – свобода в эк-кой, полит-ой и др-х сферах жизни (констит-е гос-во, разд-е властей, своб-е выборы всех инст-ов власти, защита свободы и прав граждан). Гос-во д. влиять на господство монополий и разреш-е конфликтов. Защищают интересы предпр-ей.
4. Неоконсер-зм  3 блока идей:
- истор. опыт, традиции, ценности и нормы, принцип преемств-ти и обновл-я.
- юр. рав-во  граждан, гос-во обесп-ет общ-ый порядок, стаб-ть (против вмеш-ва в эк-ку)
- против реформ
(США, Англия, Япония) -> Рейган, Д. Буш, Тэтчер, Коль (канцлер ФРГ).

0

15

8. Особенности русской политической мысли 19-начала 20 вв.
В 1 половине XIX в. в России под воздействи¬ем противоречий, связанных с возник-ием капиталистич. уклада, п-ка самодержавия колебалась от открытого реакционного курса до уступок либер-зму. В России создается ряд проектов либер. реформ в области обществен. отн-ий, разрабат-ся про¬екты реорган-ии высших органов гос-ва и местного самоупр-ия. Активным сторонником этих преобразований был М.М.Сперанский. Он настойчиво прово¬дил идею разделения властей. Не меньший вклад в развитие соц.-политич. мысли внес Н.Данилевский (1822-1885), отвергший европоцентристскую, однолинейную схему развития мировой истории и обосновавший идею множественности и разно¬качест-ти чел-х культур. Его можно считать предтечей тоталитаризма XX столетия. Он отрицал верхов-во этических принципов христианства в отн-иях полит-х, правовых, соц-х, отрывая политику от морали и одновр-но подчиняя ее политике. В развитие политич. мысли России на этом этапе возникли 2 течения: западники(Сперанский, Чаадаев, Анненков) и славянофилы (Чичерин, Карамзин, Данилевский). Кроме названных течений в России во 2-ой поло¬вине XIX века получила широкое распространение поли¬тич. мысль революц-го демократизма (Н.Чернышевский, А.Герцен, М.Бакунин, П.Лавров, П.Ткачев, Н.Михайловский и др.), а также либеральная теория го¬с-ва и права (С.Муромцев, М.Ковалевский, Б.Чиче¬рин и др.).
В целом к концу XIX в. определились некоторые характерные черты российской политической мысли: 1) излишняя затеоретизированность с тенденцией отрыва от реальной действит-ти; 2) преимущественный анализ этических проблем п-ки; 3) умозрительный хар-р концепций обновления п-ой системы в России.
32. Политическая социализация (ПС) личности. Соц-ия – вовлеч-е людей в пол. Термин “ПС” явл-ся производным от более общего пон-я “соц-ция”. Под соц-цией поним-ся, с одн. стор., освоение системы соц. норм, ценностей, эл-тов культуры и выработку на этой основе установок, ценностных ориентаций, соц. потр-тей и т. д., а с др. стор., реальное включ-ие индивида в общественную жизнь, процесс наделения людей соц. свойствами. Соц-я в целом означ. проц. “цивилизации” членов общ-ва. В пол. науке выделяются неск. типов ПС: 1. гармоничный, отражающий складывание психологически нормальных отн-ий человека и институтов власти, кот. порождают его рациональное и уважительное отн-е к правопорядку, гос-ву, своим гражд. обяз-тям; 2. плюралистический, свидетельствующий о признании человеком равноправия с др. гражд., их прав и свобод и характеризующий его спос-ть менять свои пол. пристрастия, переходить к иным ценностным ориентирам; 3. гегемонический, характеризующийся негативным отн-ем человека к любым соц. и пол. системам, кроме “своей”; 4. конфликтный, формирующийся на основе межгрупповой борьбы и противостояния взаимозависимых интересов, и потому усматривающий цель собств. политизации в сохр-и лояльности к своей гр. и поддержке ее в борьбе. Стадии ПС: 1. ранняя (от рождения до поступления в школу); 2. обучение (с мом-та поступл-я в школу до оконч-я очных форм обуч-я общего и профес. обуч-я); 3. соц. зрелость; 4. заверш-е жизнен. цикла (прекращ-я пост. труд. деят-ти в рамках офиц. орг-ции). В кач-ве ср-ва соц-ции выступ. соц. нормы. В общем виде действие соц. норм сост.: 1. в устан-и типов (образцов) общественно значимого повед-я; 2. в устан-и границ, в пред. кот. индив. повед-е служит осущ-ю целей общ-ва, а за пред. которых – противоречит им. В ПС индивида существен. роль игр. нормы права, это связ. с тем, что право опосредует важнейшие эк., и морал. отн-я, направляя их разв-е и совершенст-е в соотв. с объектив. закономерностями функц-я общ-ва. Оказывая возд-е на обществен. отн-я, нормы права тем самым в опр. мере предопред. весь проц. соц-ии.

0

16

9. Современ. полит. идеи и доктрины.
Пол.теория – система знаний, идей о пол., отражающая и характер-ая пр-ссы и явления пол.жизни общ-ва, междунар-х отнош-й и определенным образом объясняющая сущность, стр-ру, механизмы функц-ия пол.институтов, их цели и ценностные ориентации.
Пол. доктрина – руководящий теоретический или пол.принцип, выражающий в концентрированной форме экономические, пол., военные ориентиры и цели, а также формы их практич-го осуществления.
Либерализм (общ-полит. течение, провозглашающее свободу лич-ти, наряду с огран-ием возм-ти гос-ва). Возникло в Англии 17в. Основоп-ник – Локк. Основные принципы: 1) приоритет прав и свобод личности над обществом и гос-вом. Личность д.б. на первом месте. 2) все ценности и законы созданы человеком. 3) В основе свободы личности лежит частная собственность на средства производства. Этим самым сторонники подчеркивают, что свободными м.б. только обеспеченные люди. Цели: 1) приверженность парламентаризма (68% стран имеют парламент). 2) негативное отношение к возраст. экон-ке и соц. функционированию гос-ва. 3) разделение властей, плюрализм мнений, верхов-во закона, соблюдение прав и свобод, свобода волеизъявления, взаимная ответс-ть гос-ва перед гражданами и наоборот. 4) необходимость конкуренции элит. 5) предпочтение компромиссу при решении валютных полит. проблем в обществе и гос-ве. 6) применение всенародного обсуждение законов и укрепление местного самоупр-ия.
Неолиберализм (на смену либ-зму)как политич. течение возник в 1-ой трети 20 века в США, когда выяв-сь огранич.возм-ти либерализма сдерживать соц.нер-ва, что потребовало коренной модернизации либерально-полит. доктрины. Суть неолиб-ма: наряду с абсолютной ценностью част. собственности на средства пр-ва и перечис-ия тех особ-тей, присущих прав. гос-ву, нельзя отрицать необх-ть учета общ-х интересов граждан и участия гос-ва в эк-ке и соц.сфере. Инициатором реал-ии идеи неолиб-ма в США стал през-нт Ф.Рузвельт. Неолиб-зм исходит из необх-ти расш-ия соц. ф-ий гос-ва и границ его вмешат-ва в эк. и соц. сферу. По мнению сторонников, гос-во должно ограждать лич-ть от злоупотреблений и негативных последствий функц-ия рын. эк-ки.
Консерватизм как идейное течение ориентировано на поддержание и сохранение исторически сложившихся форм общест. и гос. жизни; возник как идеология уходящих с политич. арены классов, возник || с идеей либерализма в рез-те англ. бурж.революцией. Основ-ник – Гоббс.                  Основные принципы: 1) общество представляет собой систему норм, традиций, институтов уходящих корнями в глубь истории. 2) любой существующий институт предпочтительней вновь создаваемого института. 3) сторонники теории ориентируются на высокий гос.авторитет (гимн, флаг, герб). 4) частная собст-ть гарант свободы и соц.порядка. Цели: 1) обществ. бытие личности должно строится в соответствии с существующими в стране традициями. 2) в гос-ве обязательно должно пропагандироваться идея гос. величия. 3) обществу присуще государствен. первенство и пол. конкуренций. 4) сторонники идеи пропагандируют отказ от пол. вмешат-ва в обществ. жизнь. 5) пренебрежение к парламентаризму и обществ. институтской власти.
Неоконсерватизм предст-ет собой идеологию, сочетающую принципы класс-го конс-зма и либ-зма; это синтез конс-ма, либ-зма и технократ-зма. Возник в 20в. Сторонники: Хайек, Ширак, Рейган, Тэтчер. Основные идеи: 1) только рыночные отношения ведут к реальному развитию общества и граждан. 2) свобода и равенство не совместимы. 3) классическая демократия не осуществляется или вообще вредна. Необходимо согласие демократии и власти элиты. 4) главное право личности – иметь право собственности и свободно ей распоряжаться.
Социал-демократизм – соц-полит. учение, ориентированное на демократич. соц-зм и его достиж-ие путем постеп-ых реформ.Возник в сер. 19 в. в Зап.Европе Характерные черты: 1) мат. трактовка обществ. жизни. 2) подход к анализу общественного явления с позиции интересов трудового класса и всего народа. 3) гуманизация текущих и конечных целей в интересах большинства.
Основ. цели: 1) отрицание всякой диктатуры как формы полит.власти. 2) приверженность принципу парламента. 3) ориентация на плюрализм и консенсус при решении проблем. 4) приоритет мирных демократич. средств при достижении целей. 5) гос.регулирование эк-ки и развития рыноч. механизмов. 6) приверженность концепции соц. защищенности трудящихся масс. 
Коммунистич. идея – Китай, Вьетнам
Экстремизм. 1) Радикальный ислам. 2) Радикальный католизм. 3) Фашизм. Цель – получение материальных ценностей.
33. Внеш. политика и междунар. Отн-ия: сущность, характер
Внеш. политика (ВП) – деят-ть гос-ва на междунар. арене, регулирующая взаимоотн-ия с др. субъектами внешнеполит деят-ти: гос-вами, международ., региональн. институциональн. организациями, пол партиями, обществ организациями и церквью.
На ВП гос-ва оказывают влияние внеш и внутр факторы:
Внутр.:1.расстановка внутренних сил, внутренняя политика гос-ва, духовно-нравств. принципы общ-ва; 2. прир-геогреф, демограф и материально-технич. ресурсы гос-ва; 3. эк, научно-технич, воен потенциал страны
Внеш.: 1. расстановка сил на междун арене, проводимая междун политика и принятые междун организациями правовые нормы; 2. эк, научно-технич, воен потенциал страны; 3. природн, географ, демограф. факторы
Междун отношения (МО) являются важнейшим составным элементом мир. политики, кот. рассм-ет взаимоотн-ия м/д развивающ. странами и индустриально развитыми.
МО имеют разный уровень:
- глобальные (на уровне ООН);
- межрегиональные;
- региональные (Европа, Азия и т.д.);
- локальные (межгосударственные).
Принципы МО:
1. мировое сосуществование;
2. мир. разрешение конфликта;
3. равномерное и суверенное развитие гос-в мира;
4. соблюдение прав и свобод граждан;
5. воздержание от пропаганды, террора, насилия, войны;
6. Добров-ое и скрупулезное выполнение гос-вами взятых на себя обяз-в в соотв-ии с уставами ООН.

0

17

10. Полит. власть: сущность, ресурсы, легитимность.
Сущность власти состоит в способ-ти проводить свою волю. Она закл-ся в способ-ти предавать отношения м/д людьми целесообразность и упорядоченность. Упорядоч-ть отношений м/д людьми осущ-ся властью с помощью различ. средств: насилия, принуждения, убеждения, поощрения, страха, авторитета. Виды вл.: полит., эконом., соц., законод., исполнит., судеб., информ., военн., теневая и т.д. Осн. видом вл. явл. полит. вл. – это способ-ть и возмож-ть осуществлять свою волю, оказывать опред. влияние и воздействие на деят-ть и поведение людей  с помощью авторитета, насилия и прав. Она охватывает, регулирует и направляет жизнь в обществе и гос-ве, а также регламентирует деят-ть всех других видов власти. Субъектами пол.вл. м.б. соц.-пол. общности, нации, классы и народ от имени которого действует гос-во. Объектами пол.вл. явл. соц.слои, классы, общества.
Ресурсы власти –те средства, с помощью кот. субъект вл. добивается влияния на общ-во и реализации своих поставленных целей.  неск-ко подходов к классификации ресурсов. По одному из них ресурсы делятся на: 1) утилитарные – это материальные и другие соц.блага связанные с повседневными интересами людей; с их помощью власть может «покупать» не только политиков, но и целые слои населения; 2) принудит-ые –меры администр-го наказания, когда не срабатывают утилитарные ресурсы. 3) нормативные – включают ср-ва воздействия на внутрен. мир, ценностные ориентации и нормы поведения людей; призваны убедить влиянием на сознание человека в общности интересов власть придержащих и управляемых. Другой классификацией ресурсов явл.: 1) экономич. – это материальные ценности, необходимые для общественного пр-ва и потребления;деньги как их всеобщий эквивалент, ср-ва пр-ва, земли, полезные ископаемые, продукты питания. 2) политико-силовые – оружие; аппарат физического принуждения; специально подготовленные люди (армия, полиция и т.д.). 3)культурно- информационные – знания и информация, а также ср-ва их получения и распространения, институты науки, образования и СМИ. 4) соц. – способность понижения или повышения соц.статуса, место в соц.стратификации (т.е. должность, престиж, образование).
Легитимность -  это законность власти и обществен. поддержка. Наиболее извест. работы М.Вебера (1864-1920). Считается основопол-ком теории господства. Выделяет 3 пути обеспечивания легитимности власти: традиционный – вл. по наследству,монархия; конституционно-легальный (источ-к вл. – народ), харизматический (избранный владеет особыми качествами). В связи с этими путями он выделяет 3 уровня легитимности власти: 1)идеологический – основан на соотв-ии власти установившемуся типу социализации человека и его интеграции в полит.системе;характерен для тоталит.о режима и достигается путем интенсивной пропаганды. 2) структурный – характерен для устойчивых обществ, где порядок формир-ия власти стал привычным;люди признают власть, т.к. она сформирована на законах. 3) персональный – по мнение Вебера она заключена во всеобщем одобрении властвующего лица. Причины различны. Как правило, харазматичный лидер идентифицируется с идеалом лидера, с личным выбором. Рождает любовь, восторг, поклонение, полное подчинение.
34. Осн. принципы формир-ия соврем-х межд. отн-ий.
Независ. гос-ва не разв-ся в вакууме, они взаимод-ют друг с другом и выступают субъектами политики более высокого уровня — мировой политики. То есть гос-ва действуют в сфере меж¬д. отнош-й.(МО) МО — это совок-ть экономи¬ч., политич., правовых, идеологич., дипломатич., военных, культур. и других связей и взаимоотн-ий м/д субъектами, действ. на мировой арене. МО как совок-ть интеграцион. связей м/д гос-вами, межгос. организациями, партиями, частными лицами разных гос-в есть та среда, где реализ-ся принципы внеш. и междунар. политики.
Современ. этап МО характеризуется стремительностью перемен, новыми формами распред-ия власти. Ушло в прошлое противостояние 2 сверхдержав — СССР и США. Разрушилась старая система МО, кот. получила название биполярной — двухполюсной. Можно выделить неск-ко тенденций развития современных МО.
1. рассредоточение власти. Идет пр-сс становления мультиполяр. (многополюсного) мира. Сегодня все большую роль в межд. жизни приобретают новые центры. На мир. арену все активнее выходит Япония, кот. уже сегодня яв¬ляется «экономической сверхдержавой». Идут интеграцион. пр-ссы в Европе. В Ю-В Азии возникли новые постин¬дустр.гос-ва — «Азиатские тигры». Есть основания думать, что в обозримом будущем в мир. поли¬тике сильнее всего заявит о себе Китай.
2. глобализация МО, заключа¬ющ. в интернационализации эк-ки, развитии единой сис¬темы мировой связи, изменении и ослаблении функций нац. гос-в, активизации деят-ти транснац-х негос. образований. В междунар. области эта тенденция реа¬лизуется в форме роста междунар. сотруд¬-ва, влияния междунар. институтов — политических, экономических, гуманитарных, — а также создания по своей сути наднациональных органов.
3. нарастание глоб. проблем, а соотв-но стремле¬ние гос-в мира к совместному их решению.
4. усиление разделения мира на два полюса — полю¬са мира, благосостояния и демократии и полюса войны, брожения и тирании. Больш-во челов-ва живет на полюсе брожения, на котором преобладает бедность, анархия и тирания.
На полюсе мира, благосостояния и демократии находятся 25 стран: государства Западной Европы, США, Канада, Япония, Авст¬ралия и Новая Зеландия. В них проживает 15 % населения земного шара, так называемый «золотой миллиард». На другом полюсе находятся государства Африки, Азии, Латинской Америки, республики бывшего СССР и стран Востока. В них более 80 млн. человек живут в условиях абсолютной нище¬ты, а из 500 млн. голодающих около 50 млн. ежегодно умирали от истощения.

0

18

11. Полит. система общества: стр-ра и функции.
Полит.сис. как понятие появилось во второй половине 20в, когда для этого была разработана полит.база и появилась мощная вычислит. техника, позволяющая общитывать большие системы. Полит.сис. по определению ее авторов представляет собой упорядоченную совокупность полит. институтов гос.власти, полит.ролей, отношений, процессов, принципов полит.организации общества, подчиненных кодексу полит., юр., соц., идеологическим и культурным нормам, а также исторической традиции.
Функции ПС: 1) опред-ие целей и задач и путей развития общ-ва. 2) организации деят-ти общества по достижению постановленных целей и реализации поставленных программ. 3) распределение материальных и дух. ценностей. 4) согласование разнообраз. интересов, соц.общностей и гос-ва. 5) разработка и принятие правил и законов опред-го поведения людей и групп в обществе. 6) обеспечение внутренней и внешней безопасности и стабильности политического строя. 7) контроль за соблюдением и выполнением законов и правил, а также пресечение действий нарушающие полит.нормы и законы.
 неск-ко подходов по классиф-ии полит.систем: 1) если исходить из взаимосвязи полит.системы с окр. средой, то различают: закрытые (имеют или очень слабые связи с окр.средой, или вообще их не имеют; они не восприимчивы в ценностям др. систем и самодостаточны) и открытые (активно взаимод-ют, очень подвижны, динамичны, восприимчивы). 2) по полит.режиму: демократич. и недемократич. (тоталитар. и авторитар.) Тоталитарная: отрицание или существенное ограничение прав и свобод граждан; установления жесткого контроля гос.надзора всеми сторонами жизни общества; стирание граней между личн. и общ., инд. и публич.;смешение свободы и власти;ломка всесильным мех-змом власти автономии всех общ.полит.отн-ий.  Авторитарная: использование сильных жестких средств для решения соц. и полит. проблем общества, опора на силовые органы в деятельности власти; ограничение полит.свобод и подавление аппозиций; централизм управления, подавление региональных и личностных автономий; сосредоточение власти в одном лице или узком соц.слое. Демократическая: правления большинства – народа; свобода критики и аппозиции правления; защита меньшинства и его  лояльность к политическому сообществу; охрана прав и свобод граждан и право народа и его участие в управлении гос-вом.
В политологии различают неск-ко теорий полит.сист.: т. Парсонса. Суть теории состоит в том, что ее автором общество рассматр-ся как 4 взаимодейст-их м/д собой подсистем: экономическая – удовл-ет матер. потребности; политическая – определяет коллективные интересы и мобилизует ресурсы для их реализации; социальная – направлена на поддержание традиц. устоев жизни общества и передачи молодым членам общества порядка и правил, кот. становятся важнейшим факторам мотивации их дальнейшего поведения; духовная – осущ-ет интеграцию общества и способ-ет его стабилизации. Т. Истона. Рассмат-ет пол.сис. как механизм формирования и функц-ия власти общества по поводу распред-ия ресурсов и ценностей. Политика – это относ-но самостоят. сфера деят-ти, основное предназначение кот. распред-ие ресурсов и побуждение всех соц.групп и классов к признанию этого распределения самым справедливым. Т. Алмонда. Рассматривает полит.сис. с одной стороны как способность осуществлять в обществе преобразование при условии поддержки стабильности в нем, и с другой, как совокупность взаимосвязанных элементов (гос-во, полит.партии, общ.-полит. движения и т.д.), при этом каждый элемент выполняет жизненно важные функции для всех систем. Т. Дойча. (кибернетическая система) рассматривает пол.сис. как кибернетическую, в кот. политика понималась как процесс упр-ия и координирования усилий людей по достижению поставленных целей. Кач-во функционир-ия системы зависит от потока информации из внеш. среды и измен. в самой полит.сис.
35. Нац-гос интереса: понятия и принципы формирования
Нац интересы в основе своей объективны, они отражают стремления граждан гос-ва к:
- обеспечению стаб-го и устойч. развития общ-ва, его институтов, повышению уровня жизни населения;
- минимизации угроз личной и обществ. безоп-ти граждан, системе ценностей и институтов, на кот. зиждется существ-ие данного общ-ва.
Эти стремления воплощ-ся в концепцию нац интереса, конкретное содержание которой также опр-ся преимущ-но объект-ми параметрами, такими, как:
- геополитич. положение гос-ва на миров. арене, наличие у него союзников или противников, представляющих непосредств. угрозу;
- положение в системе междун эк отн-ий, степень завис-ти от внеш. рынков, источников сырья, энергии и т.д.;
- общее состояние системы междун отношений, преобладание в ней эл-тов соперничества или партнерства, силы или права.
С изменением объективных реальностей, потребностей общ-ва в сфере междун общения может меняться и содержание нац интересов.
Формир-ие нац интересов предст-ет собой постепенный и длительный историч. пр-сс, кот. осущ-ся в сложном переплетении эк, соц, нац-психологич. и иных факторов, в совок-ти определяющих содержание и хар-р нац-исторического опыта данного народа или страны.
Концепция нац-гос. интереса формулируется и может быть реализована только как общенац. доктрина, разделяемая и поддерживаемая больш-вом общ-ва. Но на практике такой полный консенсус труднодостижим по след. причинам:
1. в оценке объект. параметров и реальностей, лежащих в основе определения нац интересов неизбежно присутствует элемент субъективизма, бремя воззрений и суждений прошлого, идеологич. мотивы, влияющие на менталитет даже наиболее дальновидных лидеров и теоретиков. Соотв-но, у оппозиции проводящемуся курсу всегда есть возм-ть поставить под сомнение адекватность избранной доктрины объективному содержанию нац-х интересов.
2. на полит. выбор гос-ва влияют различ. группы давления, отражающие объективно существующие в больш-ве обществ расхождения в определении внешнеполит-х приоритетов гос-ва, содержании его нац интересов.
Общенац. согласие оказ-ся достижимо, как правило, лишь в экстремальные моменты развития, например ситуации появления общей для всех, зримо и четко воспринимаемой угрозы.
Проблема соответствия нац. интересов, в том виде в каком они опред-ся гос-вом, действительным интересам общества стала особенно острой в XX веке. Противоречия м/д объектив. интересами общ-ва и концепцией нац. интересов в некоторых случаях выступают продуктом субъективных просчетов правительств. Чаще, однако, речь идет о более глубинных причинах, связанных с общей ориентацией развития общества и господствующей в нем идеологией.
Нац интересы м.б. реализованы не односторонними, а совмест. действиями гос-в, уважающих интересы друг друга, решающих их коллизии мирными средствами, с соблюдением общих, единых для всех правовых норм. Инструментами защиты нац-гос интересов все чаще стан-ся междунар. орг-ии, которым их участники добровольно передают права и полномочия, вытекающие из своей суверенности как субъектов межгос. отношений.
Главн. составляющая нац интереса - это самосохранения гос-ва. При разработке нац интересов и принятии на их основе тех или иных внешнепол решений рук-ли гос-в учитывают объективные эк, пол, географ и иные факторы, внутриполит. интересы, полит маневры различ. соц-полит сил, заинтересованных групп, орг-ий и т.д. Учит-ся также и возможные реакции на эти решения на междун арене со стороны тех гос-в, кот. они так или иначе затрагивают.

0

19

Билет №12.
12. Гос-во как основное звено полит. системы: концепция его происхож-я, типы и формы устройства и правления.
Гос-во – это организация суверенной полит.власти действующая на опред. территории, использующая право и спец. аппарат управления, принуждение для обеспечения безопасности населения, прав и свобод граждан и управл. Признаки: публич. власть, профессион. аппарат упр-ия, суверенитет, ограниченная территория, легальная принудительность, система права, налоги и сборы, гражданство. Структура: центральные органы упр-ия, промежуточные, органы местного самоупр-ия. Функции: 1) внутренние: консолидация общества на основе общих интересов граждан; обеспечение единства; суверенитета и безоп-ти граждан; регулирование эк-ки и хоз.деят-ти об-ва; защита и укрепление существующих полит.,экономич.,соц.,духовных систем об-ва;обесп-ие общ-го порядка,регул-ие соц.отн-ий,обесп-ие соц.защиты.  2) внешние: защита гос. интересов на международной арене;обесп-ие обороны страны;развитие взаимовыгод-го сотруд-ва с др.странами и межд.орг-ми;участие страны в решении глоб-х проблем; защита проживающих за пределами страны граждан. Этапы развития. 1) в рез-те общественн.разделения труда, повышения его производит-ти, возник-ия част. собственности, пари существующей военной опасности возникло гос-во для выполнения 2-х функций:устр-во общих дел в сообщ-ве своб-х граждан и подавление их господства по отн-ию к порабощенным. При этом сохр-ся пережитки первобыт. строя, а формы правления черед-ся – монархич. и республиканс. 2) Средние века и начало нового времени. Сохраняется сильная деспотичная монархич. власть с преобладанием отношений гос-ва и подчинения; страна  и подданные – собственность монарха;сохранялись формы неэкономического принуждения;доминирует дисциплина страха. 3) Новое время. В Европе завершается процесс образ-ия нации, формир-ия общего нац. рынка, языковой и культур. консолидации больш-ва стран. В 12в. в этих странах началось форм-ие гражд-го об-ва со всеми соц. и класс. стр-рами, а также сложившимися товарно-денеж. отн-ниями. На этом этапе изживаются остатки неэкон-го принуж-ия, возн-ют договорные отн-ия м/д гос-вом и об-вом. (конституц-ые) На востоке закреп-сь монархич. и имперские формы госуд-ти со значит. долей личной завис-ти. 4) Современный. Существенно расширилось кол-во федеральных и конфедеральных образований (США, ФРГ, Россия, Индия и т.д.), произошел развал СССР, ФРГ, Югославии, Чехословакия, появились новые гос-ва, в кот. появились зачатки правового –демократич. общества, гражд. общества.   
Устройство гос-ва.  Характ-ся формами правления. Формы делятся по способу орг-ии власти и ее формальному источнику (монархии и республики). В монархии источником власти явл-ся одно лицо. Глава гос-ва получает власть по наследству, независимо от мнения народа.  несколько признаков монархии: 1)абсолютная (Саудовская Аравия, Катар, Аман); 2) конституцион. – гос-ва в кот. полномочия главы огранич-ся конституцией. 2.1. дуалистическая (Иордания, Марокко, Кувейт), в кот. монарх хотя и наделен преимуществом исполнения власти, частично имеет и законодательное право. 2.2. парламентская – монарх считается главой гос-ва, но фактически обладает представительной функцией  и только иногда имеет право вето на решение парламента. Республики. 1) парламентская (ФРГ,Италия). Парламент формирует правительство, издает законы, утверждает бюджет, осущ-ет контроль над деят-тью правительства, имеет право объявлять правительственную квоту недоверия, что влечет отставку правительства или роспуск парламента и досрочные выборы. Прав-во обладает испол.властью, закон. инициативой и правом ходатайства перед президентом о роспуске парлам-та. Рук-ль правит-ва – первое лицо в гос-ве,формирует внутр. и внеш. пол-ку и явл-ся Верх.Главноком-им. Президент есть, но функции ограничены. 2) Президентская. Президент и глава гос-ва и глава правительства правит в одном лице. Он руководит внутр. и внеш. политикой, избирается народом или коллегией выборщиков (США);форм-ет прав-во и оно только перед ним отчит-ся; исп. и закон. власть жестко разделены. През-нт не вправе распустить парламент, а парламент не может выразить вотум недоверия прав-ву. При наруш-ии закона президентом ему м.б. выражен импичмент. У през-та есть право отлагат-го вето на решение парламента, а последний в состоянии преодолеть вето, набрав 2/3 голосов. 3) Смешанная.  в Австрии, Ирландии, Португалии, Польши, Финляндии, Франции. Отличием является подчинение правит-ва и президенту, и парламенту. Парламент и президент избираются народом.
В завис-ти от территор.-административ. устройства гос-ва делятся: 1) Унитарные. Все входящие в состав гос. административ. единицы не обладают никакими дополнит. полномочиями и представляют собой часть единого целого. С т. зр. степени концентрации власти полномочий: централизованное (Англия, Швеция, Дания); децентрализованное (Франция, Испания). 2) Федеративные. Федерация как форма сущ. гос-ва  - свободное объединение отдельных гос-в или регионов, каждый из кот. обладает определенной автономией и имеет особое отношение с центральной властью.  3)Конфедеративное. Предст-ет собой союз самостоятельных суверенитетных гос-в, кот. временно предают часть своих полномочий для достижения совместных целей (оборона, транспорт, связь).Конфедерацией можно назвать ЕС.
36. Понятие «геополитика». Геополитич. факторы во внеш. политике
Геополитика – учение о политико-стратегической ценности географич. позиции, которую то или иное гос-во или нация реализует в своей истории.
Реализует – значит:
1. какую позицию объективно занимает то или иное государство, каким образом оно вписано в структуру геополитич. интересов, существующих в мире;
2. какую позицию гос-во стремиться занять через всю свою историю; как субъективно понимается политич. положение своей страны.
Геополитика как наука исследует обществ. пр-ссы, протекающие в той или иной цивилизации, их динамику и направленность в соотв-ии с тем географич. пространством, кот. занимают гос-во или группа гос-в, составляющих ядро цивилизации. Именно пространство, территория обусловили, с точки зр. геополитики, разделение гос-в на 2 основных типа: морские и континент-ые, различающихся по многим параметрам, в том числе и экономическим.
Концепции геополитического оптимизма, – гос-во стремится занять территорию, дающую max устойчивость и обеспечивающую наибольшую безопасность, а также достижение нац. гармонии.
Геополитич. положение гос-ва:
1. Местоположение гос-ва по отношению к осн. центрам силы. Это полож-е м. б. центральным (центр силы), периферийным (и значение его так и будет оставаться периферийным), буфер (срединное положение между центрами силы).
2. Форма территории. Идеальная территория – круг. Для гос-ва с вытянутой территорией – большая значимость поддержки безоп-ти границ.
3. Размер территории – гос-во д. обладать таким набором ресурсов, чтобы самост-но управлять экон-ми процессами, т.е. принцип относит-ой автаркии (независ-ть от мир. рынка).
Геополитич. мировой порядок – отн-но устойчивое распред-ие геополитич. сил в мировом масштабе, стабильная система геополитич-го взаимод-ия и влияний.
Геополитич. факторы:
1. С т. зр. геополитики территория той или иной страны является важнейшим и, что самое главное, постоянным по силе воздействия фактором определяющим развитие гос-ва, в т. ч. и степень его завис-ти от мировых эк. процессов.
2. военно-политический. Он напрямую связан с хар-ром торговых отн-ий м/д различ. гос-вами. Т. е. борьба за доминир-ие на мировых рынках осуществлялась и осущ-ся не только мирными ср-вами, она не предполагает свобод. конкуренции. Важнейшее значение имеет фактор военной силы.
3. социально-демографический.
4. геополитический фактор, который необходимо учитывать при анализе тенденций в мир. эк-ке, это то обстоят-во, в какой степени политика соотносится с экономикой в том или ином гос-ве.
5. фактор, косвенно влияющий на хар-р геополитики страны, это уровень нац-го самосознания и госуд-го мышления, в первую очередь среди представителей гос. структур.

0

20

Билет №13.
13. Политич.режим: сущность и виды. Полит. режим – способ реал-ии полит.власти. Осн.признаки п.режимов:1) степень участия народа в форм-ии органов полит.власти;2)соотн-ие прав и свобод гражд-на с правами гос-ва;3)гарантир-ть права и свобод личности;4)хар-ка реальных механизмов власти в об-ве;5) положение СМИ,степень гласности и прозрач-ть гос. аппарата;6) место и роль гос.структур в полит.системе;7) соотн-ие м/д законодат и испол.властью;8) хар-р правового регулир-ия во в/о граждан, д.л. и тип их полит. поведения;9) учет меньш-ва при принятии полит.реш-й;10) степень верхов-ва з-на во всех сферах общ.жизни.  В политологии принята след.классификация п. режимов. Характ.черты
1. плюралистич. (демократич.):
 Приоритет об-ва над гос-вом
 Обесп-ие прав и свобод граждан и их равноправие
 Почти неогранич.плюрализм мнений
 Разделение и в/д властей
2.авторитарн.
• Приоритет гос-ва над об-вом с целью реш-ия опр-х задач
• Ограничение прав и свобод и равноправие граждан
• Ограничение плюрализма мнений, лояльность у прав-ва
• Преобладание исполнит. вл. над законодат. вл.
3. тоталит.
 Гос-во явл-ся орудием насильствен. перестройки об-ва, стремящемся контролировать и изменять все обществен. пр-ссы.
 Всеобщ. контроль над действиями и мыслями человека и гражд-на
 Стремление ликвид-ть плюрализм охватом всего населения пропагандой и агитацией.
 Господство олигархии, возглавляемое вождями.
37. Мировая политика как система. Процесс глобализации.
Система мир пол-ки (МП) включает участников этого процесса и взаимосвязи, сущест-ие между ними. Субъекты МП: 1)гос-во; 2)его отдельные институты, занимающиеся междун деятельностью; 3)междун и межправовые орг-ии (ООН, МВФ, МБРР, НАТО, ТНК, большая семерка); 4)религиозные конфессии.
МП возникла на рубеже 19-20 в. в рез-те создания сист. мирового хоз-ва.
В рамках сист. МП действуют разл. виды отношений:
1) полит, 2) эк-ие, 3) идеологические, 4) научно-технич, 5) междун, 6) правовые, 7) военно-полит., и др.
Сист. МП очень тесно взаимодействует с др. глобальными сист. Напр.: с природной средой, экологическими условиями, климатическими, географич и др.
Сист. МП обладает способностями к самообновлению, саморегулир-ию, самоупр-нию, т.е. отражает все тенденции мирового развития (развивается и функционирует по законам динамич-ого равновесия).
Важнейшими составными Эл-ми МП явл. межгос-ые отношения и мировое хоз-во, кот. выдвигает проблемы, кот часто становятся межгос-ми и междун-ми (источники сырья, рынки сбыта, продовольственные проблемы, взаимоотношения м/у развивающимися и развитыми странами).
На МП оказывают влияние существующие в мире противоречия:
1) неравномерность развития гос-в мира; 2) растущий разрыв м/у развивающимися и развитыми странами; 3) борьба за источники сырья и рынки сбыта; 4) националистические, сепаратистские и агрессивные тенденции, этнические, межнац. и религиозные; 5) глобальные проблемы современности.

0

Похожие темы


Вы здесь » УВЭД » Учеба » Экзамен по политологии