УВЭД

Объявление

Напоминаю правила форума: никакого флуда, мата и флейма!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » УВЭД » Учеба » Экзамен по философии (аспирантура)


Экзамен по философии (аспирантура)

Сообщений 61 страница 76 из 76

61

47. Диалектический закон развития в философии Гегеля как закон взаимного перехода количественных изменений в качественные

Переход количественных изменений в качественные, один из основных законов материалистической диалектики, согласно которому изменение качества объекта происходит тогда, когда накопление количественных изменений достигает определённого предела. Этот закон вскрывает наиболее общий механизм развития. Впервые он был сформулирован на объективно-идеалистической основе Г. Гегелем. Творческое развитие на базе диалектического материализма получил в трудах классиков марксизма-ленинизма.

Закон П. к. и. в к. носит объективный и всеобщий характер. Его содержание раскрывается с помощью всех категорий диалектики и прежде всего категорий качества, количества и меры. Любое количественное изменение выступает как изменение элементов системы. Степень различия между старым и новым качеством зависит от количественных изменений в рассматриваемом объекте.

Появление нового качества по существу означает появление предмета с новыми закономерностями и мерой, в которой заложена уже иная количественная определённость. При этом глубина качественных изменений может быть различной; она может ограничиваться уровнем данной формы движения, а может выходить за его пределы: наш предок, антропоид, например, с биологического уровня поднялся до социального.

Процесс коренного изменения данного качества, «надлом» старого и рождение нового есть скачок. Он является переходом от старого качества к новому, от одной меры к другой. Переход явления из одного качественного состояния в другое есть единство уничтожения и возникновения, бытия и небытия, отрицания и утверждения. Скачок включает в себя момент снятия прежнего явления возникающим; при этом качественные и количественные изменения взаимно обусловливают друг друга.

В процессе развития можно выделить два основных вида скачков: скачок как «точечное» во времени изменение, то есть резкий переход от одного качества к другому, и скачок как некоторый процесс определённой длительности. Скачок может длиться миллиардную долю секунды в микропроцессах, миллиарды лет — в космических процессах и сотни тысяч лет — в образовании видов животных. Отличительной особенностью скачка является лишь то, что возникновение нового качества означает конец имевшей место ранее закономерности количественных изменений. Для скачков первого типа характерны резко выраженные границы перехода, большая интенсивность, скорость процесса самого перехода, целостная перестройка всей системы как бы разом. Примерами такого рода скачков являются атомный взрыв или политическая революция в обществе.

Исходя из природы качества как системы свойств, следует различать единичные или частные скачки, связанные с появлением новых отдельных свойств, и общие скачки, связанные с преобразованием всей системы свойств, то есть качества в целом.

Скачки можно различать и по характеру процессов, предваряющих качественное преобразование. В одной форме скачков резко выражена граница перехода, например рождение и смерть организма. Предварительные изменения постепенно нарастают до границы меры без коренного преобразования данного качества. В скачках иного рода процесс коренного преобразования качества не предваряется постепенными количественными изменениями, которые включаются в сам процесс перестройки данной системы. Так, переход одного электрона с внешней орбиты атома на внутреннюю существенно влияет на химические свойства атома или молекулы.

Изменение качества также влечёт за собой изменение количества. В общей форме это выражается в том, что по мере повышения уровня организации материи убыстряется темп её развития.

0

62

48. Принцип историзма в познании. Единство исторического и логического в теоретическом мышлении.
В самом общем виде соотношение исторического и логического предстает как соотношение объективного мира во всем многообразии его проявлений и отражающего его сознания. Историческое — это прежде всего объективная действительность, логическое же есть отражение объективной действительности в человеческом мышлении. Таким образом, соотношение этих категорий следует рассматривать прежде всего с точки зрения основного вопроса философии — соотношения мышления и бытия, духа и природы. Метод Маркса является прямой противоположностью метода Гегеля именно в плане соотношения исторического и логического: для идеалиста Гегеля историческое, материальное производно от логического, идеального; для Маркса, наоборот, «идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней».
Логическая системность знаний обусловлена последовательностью исторического развития вещей и явлений: исторически первое и в науке должно быть первым. Этот материалистический принцип означает, что логическое представляет собой отражение сущности действительного исторического развития в логической системе.
На основе единства исторического и логического строится современная классификация наук. Согласно этому принципу, каждая отдельная наука рассматривается как отражение соответствующей формы движения материи, а взаимосвязь и взаимопереходы наук — как взаимосвязь и взаимопереходы форм движения материи. Логическая последовательность наук определяется порядком исторического развития известной нам части объективного мира.
Объективный мир есть единство общего и отдельного, сущности и явления, необходимого и случайного. Обобщая эти моменты объективной диалектики, можно сказать, что действительность является единством исторического и логического. Если записать одну под другой следующие пары категорий: общее и единичное, сущность и явление, необходимость и случайность, закон и факт, то окажется, что эти пары категорий, взятые в единстве, отражают историческое, а категории, лежащие слева, — логическое. Историческое знание отражает все единичное, проявляющееся, с которым слиты воедино общее и необходимое, логическое же выделяет общее и закономерное.
По содержанию историческое и логическое познания совпадают, так как их источником служат одни и те же отношения действительности, но по форме они различаются. Историческое познание отражает действительность в ее сложном и зигзагообразном развитии, со всеми ее частностями, случайностями и исторически преходящими промежуточными звеньями. Логическое познание, абстрагируясь от случайностей и зигзагов истории, дает отражение отношений действительности в обобщенном виде, в абстрактной и теоретически последовательной форме, как они представляются на данном этапе развития науки.
Всякая теория, любое научное построение являются историческими по своему объектному источнику и содержанию: они исходят из действительных фактов, питаются ими, воспроизводят в своем построении историю науки.
Пример развития любой науки показывает, что она не есть продукт какой-либо конкретной исторической эпохи или какого-либо одного народа, а является результатом деятельности многих поколений людей. Наука, по выражению Дж. Бернала, вообще носит кумулятивный характер, т.е. представляет собой общий итог всего, чего достигло человеческое познание к определенному моменту времени.
При использовании исторического материала в построении современных теорий важно знать методологические принципы такого использования, понимать, в какой форме старое соединяется с новым. Материалистическая диалектика как раз и является тем методом, с помощью которого оценивается и подвергается обработке научное наследие прошлого.
Научная теория опирается не только на познавательный опыт прошлых поколений. Если бы при создании теории мы ограничивались лишь историей познания, то было бы неясно, как происходит приращение научных знаний, обогащение науки. Хранить идейное наследство, подчеркивал В.И.Ленин, это еще не значит ограничиваться наследством. Сам по себе принцип преемственности не позволяет раскрыть процесс создания нового знания. Ни систематизация ранее накопленных знаний, ни чисто логическое выведение одних понятий из других не охватывают всего многообразия познавательной деятельности, которая совершается ради получения новых знаний.
В ходе теоретического познания того или иного объекта необходимо учитывать не только изменение знаний о нем, но и его развитие. Теоретическое исследование призвано нарисовать картину современного состояния рассматриваемого объекта. Для этого надо научный материал (научные факты, понятия, законы и т.п.) расположить логически, т.е. подчинить его порядку, которого требует данное (современное) качественное состояние исследуемого предмета. В связи с этим рассмотрим роль исторического подхода в теоретическом познаний предмета.
Исторический подход в теоретическом освоении действительности является важнейшим принципом марксистской гносеологии. Для того, чтобы научно подойти к решению любого вопроса, необходимо, указывал В.И.Ленин, «не забывать основной исторической связи, смотреть на каждый вопрос с точки зрения того, как известное явление в истории возникло, какие главные этапы в своем развитии это явление проходило, и с точки зрения этого его развития смотреть, чем данная вещь стала теперь».
Вещи и явления действительности находятся в постоянном развитии. Их современное состояние — результат всего предшествующего развития. Поэтому чтобы познать сущность вещи, необходимо раскрыть ее историю.
Понятно, что прошлое нельзя изучать эмпирически, экспериментально. И здесь существенным подспорьем оказывается исторический метод, который несет в себе новые познавательные средства. Он выступает как теоретический метод, т.е. как метод получения определенных научных результатов без непосредственного обращения к предмету, путем логического сопоставления имеющихся знаний о действительности.
Однако исторический метод при объяснении сущности исследуемых предметов и явлений нельзя абсолютизировать. Не всегда при изучении тех или иных предметов и отношений действительности нужно воспроизводить историю их развития. Н.Г.Чернышевский справедливо замечал, что, и не зная греческой истории, можно доказать экономический закон, согласно которому, чем урожайнее год, тем дешевле хлеб, а при неурожае цена хлеба выше. Однако при изучении некоторых других предметов, явлений и отношений без знания их истории не обойтись. Например, чтобы объяснить, почему движение планет вокруг Солнца и вращение Солнца вокруг своей оси происходят в одном и том же направлении, необходимо знать историю их происхождения и развития. Известно, что стремление создать теорию неба заставило Канта обратиться к истории неба.
Характер теоретического построения определяется предметом исследования. Предмет изучения таких наук, как математика, механика, физика, химия, более устойчив по сравнению с предметом геологии, географии, биологии, социологии и т.д. Там, где имеет место повторение одних и тех же явлений без изменения их субстрата, в исследовании можно абстрагироваться от истории. Но там, где имеет место поступательное развитие от низшего к высшему, где результат контрастно отличается от исходного состояния явления, в процессе познания нельзя пренебрегать историей.
Содержание знаний меняется, развивается. Этот процесс происходит под действием трех причин: 1) изменяется сам объект и соответственно предмет познания, изменяется и понятие о нем; 2) объект может остаться тем же, но содержание знаний о нем может расшириться и углубиться благодаря успехам познавательной деятельности человеческого разума; 3) изменяется угол зрения на объект, т.е. изменяется предмет исследования.
Подлинно научный исторический метод предполагает целенаправленную работу теоретической мысли по воспроизведению конкретной истории. Историческое исследование не эмпирично, оно с начала и до конца подчинено общим научно-теоретическим принципам. Истинный порядок опыта, как отмечал Ф.Бэкон, сначала зажигает свет, потом указывает светом дорогу. В исследовательской работе историк производит выборку материала, отбрасывание случайного, сведение воедино сходного, выделение существенного. Познание носит активный характер; отражение (картина исторического события) представляет собой субъективный образ объективного мира.
Без теоретического осмысления исследуемого предмета науки невозможно не только воссоздание истории этой науки, но и правильное восприятие простого эмпирического факта. Опираясь на теорию, исследователь обрабатывает вновь полученный эмпирический материал, данные повседневного опыта, исторические изыскания. Теория является важным средством научного познания; наука по своей природе теоретична. Взятая в целом, в ее абстрактном итоге, она выступает как средство познания новых предметов и связей.
В единстве исторического и логического подходов проявляются диалектико-материалистический характер процесса познания, требование строить теорию на прочном фундаменте исторических фактов и, отвлекаясь от скачков и зигзагов истории, вскрывать логику ее развития.

0

63

Вот здесь собрал все ответы: http://files.cerebrate.ru/studies/2008/ … y.exam.pdf
Буду обновлять по мере добавления ответов.

0

64

46. Единство и борьба противоположностей как принцип диалектики. Антагонизм и гармония
Закон единства и борьбы противоположностей - всеобщий закон действительности и её познания человеческим мышлением, выражающий суть, "ядро" материалистической диалектики. Каждый объект заключает в себе противоположности. Под противоположностями диалектический материализм понимает такие моменты, "стороны" и т. п., которые (1) находятся в неразрывном единстве, (2) взаимоисключают друг друга, причем не только в разных, но и в одном и том же отношении, т. е. (3) взаимопроникают.
Нет противоположностей без их единства, нет единства без противоположностей. Единство противоположностей относительно, временно, борьба противоположностей абсолютна. Этот закон объясняет объективный внутренний «источник» всякого движения, не прибегая ни к каким посторонним силам, позволяет понять движение как самодвижение. Он раскрывает конкретное единство многообразия именно как конкретное, а не мертвое тождество. Диалектическое мышление не рассекает целое, абстрактно разделяя крайности, а, напротив, осваивает целое как органическое, как систему, в которой противоположности взаимно проникают, обусловливая весь процесс развития. Тем самым воспроизводится конкретная целостность и развитие предмета "в логике понятий". В этом законе наиболее концентрированно выражается противоположность диалектического мышления рассудочно-метафизическому, которое толкует «источник» движения лишь как отличный от самого движения и внешний для него, а единство - как существующее рядом с многообразием.
Метафизика толкает на путь подмены движения и конкретного единства многообразия описанием внешних результатов движения и лишь внешне сопоставленных сторон предмета. Вся история диалектики есть история борьбы вокруг этих проблем, попыток их решения.
Родоначальник диалектики противоречий - Гераклит. Элейцы (Зенон) превратили противоречие в чисто субъективное и свели к средству опровержения движения и многообразия ("отрицательная диалектика" - апория). В эпоху Возрождения идею "совпадения противоположностей"» развивали Николай Кузанский и Бруно. Кант "устранял" антиномии лишь путем дуалистического разрыва субъекта и объекта. Попытки преодолеть этот разрыв вели к идее диалектического противоречия (Фихте, Шеллинг, Гегель). Особенно велика в разработке этой идеи заслуга Гегеля, который сделал в исследовании проблемы противоречия самое большее, что можно было сделать, оставаясь на почве идеализма.
Для современной философии характерны, с одной стороны, тенденция иррационализации противоречия как якобы неразрешимого ("трагическая диалектика"), с другой - попытка отрицать эту категорию, подменяя её терминологическими различениями (позитивизм). Марксизм материалистически истолковал и разработал закон единства и борьбы противоположностей "как закон познания (и закон объективного мира)" (Ленин). Подход к этому закону с точки зрения принципа совпадения диалектики, логики и теории познания направлен против сведения его к сумме примеров, на понимание его как всеобщего закона бытия и мышления. Объективная всеобщность этого закона - основа его методологических функций в познании. Доказательство его всеобщности требует исследования этих функций. Он определяет также и структуру научной теории, поскольку последняя раскрывает диалектику раздвоения единого. Классический образец такой структуры - "Капитал" Маркса. Разрешение противоречий ведет исследование вперед по логике самого предмета и служит рациональным способом выработки новых понятий, их синтеза.
Диалектическое противоречие в познании не сводится к столкновению тезиса и антитезиса. Оно заключается в движении к его разрешению. Понять диалектическое противоречие - значит понять, как оно развивается и разрешается. Разрешение его отнюдь не сводится к простому устранению путаных формально-логических противоречий в рассуждении. Адекватно сформулировать диалектическое противоречие внутри теории можно лишь в творческом процессе восхождения от абстрактного к конкретному (Абстрактное и конкретное). Поэтому развернутое изложение теории не может быть втиснуто в рамки единственной "непротиворечивой системы". Процесс развития осуществляется через столкновение как внутренних, так и внешних противоположностей. Диалектика рассматривает внешние противоположности не как изначально различные сущности, а как результат раздвоения единого, в конечном счете как производные от внутренних. Марксистское учение об общественном развитии построено на применении данного закона, на исследовании противоречий общества, оно обосновывает тезис о борьбе классов как движущей силе развития классового общества и делает из него свои выводы.
Всякий общественный строй есть закономерный результат развертывания и разрешения путем социальной революции противоречий предшествовавшего ему общественного строя. Противоречия и формы их разрешения многообразны. Марксизм утверждает, что социализм тоже развивается путем противоречий, но они носят специфический характер (антагонистические и неантагонистические противоречия). Категория диалектического противоречия имеет важное методологическое значение и для современного естествознания, которое все чаще сталкивается о противоречивой природой объектов.
Марксизм сделал категорию противоречия достоянием образа мыслей, вытекающего из целостного освоения мира человеком, у которого нет причин бояться противоречий или мешать их разрешению. Мировоззренческое и воспитательное значение этого закона выражается и в том, что он учит никакую ступень развития, никакое достижение истории не брать как окончательное и ориентирует на бесконечное творчество.

0

65

44. Проблема развития в истории философии
Понятие развития связано с понятиями изменения и движения, которые по отношению к нему являются родовыми. Основанное на Библии христианское мировоззрение не признавало изменений в природе: в ней все остается таким, каким его создал Бог. Философы же, за редким исключением (элеаты), признают существование движения и изменения. При этом они разделяются на тех, кто считает движение и изменение абсолютным, и тех, кто ограничивает их какой-то областью. Ярким представителем первой группы был Гераклит Эфесский, высказавший знаменитый афоризм «все течет, все изменяется», а второй — Платон, который мыслил истинное бытие (мир идей) вечным и неизменным, а подверженность изменению считал свойством лишь мира вещей.
Признание изменения и движения, однако, еще не означает наличие представлений о развитии. Не всякое изменение есть развитие, а лишь такое, которое имеет направленность и носит качественный характер. Поэтому развитие можно было бы определить как изменение, ведущее к появлению нового качества, направленное на новое качество. Но это понятие бессмысленно применять к отдельным разрозненным явлениям, единичным или повторяющимся событиям. Категория развития определяет движение сложных материальных и духовных систем и подразумевает совокупность взаимосвязанных изменений, приводящих к новому качеству. Развитие есть процесс необратимый и неповторяющийся.
Идея развития приходит в мировоззрение сравнительно поздно — в конце XVIII в. Но уже с сер. XIX столетия она стремительно завоевывает умы и становится своего рода интеллектуальной модой, особенно после выхода в свет работы Ч. Дарвина «Происхождение видов путем естественного отбора» (1859). При этом среди многочисленных ее приверженцев не было единства по ряду основополагающих вопросов, и прежде всего вопросов о том, каков характер и каков источник развития. Сложилось несколько направлений, выдвинувших разные учения о развитии: диалектический идеализм, диалектический материализм и натуралистический эволюционизм. Помимо философских (общих) учений о развитии существовали еще и частные астрономические, биологические, геологические и т. д.
Первое всеобщее учение о развитии было сформулировано Г. Гегелем. Вся его грандиозная философская система была описанием развития Абсолютной идеи в ее самопознании. Абсолютная идея — чистое мышление — и была объектом развития. Особенностью гегелевского понимания развития была диалектика, которую немецкий философ называл «принципом всякого движения». Этот принцип означал усмотрение связи и взаимоперехода понятий мышления друг в друга через преодоление противоречий мышления путем синтеза противоположных определений понятием, «примиряющим» стороны противоречия.
Гегелевское учение о развитии гораздо больше относилось к области культуры и истории, чем к природе. Исправить этот недостаток поставили себе целью основоположники марксизма, прежде всего Ф. Энгельс. Высоко ценя гегелевскую диалектику как учение о всеобщей связи и развитии, он видел свою задачу в том, чтобы поставить ее «с головы на ноги», т. е. превратить диалектику понятий, учение о развитии мышления в диалектику природы, т. е. учение о ее развитии. Осуществив материалистическую интерпретацию гегелевской философии, Энгельс сформулировал три всеобщих закона диалектики — закона развития природы, общества и мышления. Первый из них, закон единства и борьбы противоположностей, указывал на противоречия как на источник развития (например, борьба классов в обществе). Второй, закон перехода количественных изменений в качественные,— объяснял характер развития. Оно идет неравномерно, скачками, которые представляют собой изменение качественного состояния. К нему ведет постепенное накопление изменений количественных. Характер развития затрагивал и третий закон — отрицания отрицания. Согласно ему, всякая новая ступень развития не просто отбрасывает старое, а сохраняет его в себе в преобразованном («снятом») виде, последующая же ступень («отрицание отрицания») представляет собой повторение старого на качественно новом уровне.
Одновременно с диалектико-материалистическим учением формировалось и другое всеобщее учение о развитии — натуралистический эволюционизм. Среди его теоретиков видное место принадлежит английскому философу Г. Спенсеру, чья эволюционная теория даже немного опередила дарвиновскую. К тому же^ в отличие от последней, объяснявшей только развитие живых существ, Спенсер мыслил эволюцию как всеобщий, глобальный процесс в сфере явлений. Подобно Энгельсу, Спенсер также формулирует универсальные законы развития. Во-первых, развитие есть переход от однородности к разнородности, так как однородное неустойчиво. Во-вторых, развитие есть интеграция и концентрация, которые происходят одновременно (наряду) с дифференциацией. В-третьих, развитие есть в то же время и переход от неопределенности к определенности. Спенсер также, подобно Энгельсу, полагал, что движущую силу эволюции надо искать во взаимодействии антагонистических сил. Но он решительно расходился со своим немецким «коллегой» в трактовке характера развития. Английский философ считал свойством эволюции ее медленность, постепенность; она идет путем плавного накопления незначительных изменений, не делает никаких скачков. И в общественном развитии, по Спенсеру, нет места революциям: прогресс — это автоматический процесс постепенного — от поколения к поколению — улучшения человека и общества. За эту веру в автоматизм и постепенность эволюции спенсеровская теория развития получила от ее недругов прозвище «ползучий эволюционизм».

0

66

43. Экзистенциальные идеи в русской философии. Христианский персонализм Н.А. Бердяева
Проблемы философской антропологии, т. е. проблема на¬значения, оправдания и творчества человека, по собственному признанию Бердяева, всегда находились в центре его интере¬сов. Н. А. Бердяев продолжил «бунт» Ф. М. Достоевского и С. Кьеркегора против гегелевской концепции человека, про¬тив «тиранического» господства всеобщего над индивидуаль¬ным, против поглощения схемой человека. Бердяев обращается к личности, а не к абстрактному человеку как представителю рода. Он различает индивидуальность как натуралистиче¬ски-биологическую категорию и личность как категорию духов¬но-религиозную. Индивид есть часть природы и общества. Лич¬ность же не может быть частью чего бы то ни было: она есть единое целое, она соотносительна Богу, обществу и природе. Концепция личности Бердяева несет в себе два основных при¬знака. Во-первых, гуманистический смысл свободы, как очело¬веченного бытия. Во-вторых, противостояние свободы и не¬свободы как сущности антропологической антиномии, решает¬ся Бердяевым в пользу ценности целостной творческой личности. Духовная основа личности не зависит от природы и общества и не определяется ими. Главная характеристика личности — это ее свобода. Противоречие человеческой приро¬ды носит у Бердяева трагический характер.
В основе понимания трагичности бытия человека в мире и свободы лежит дуалистическое представление о двухслойной действительности. Бердяев различает «мир призрачный» (мир объективации, материального бытия) и мир подлинный (мир «без кавычек», идеальное бытие, мир любви и свободы). Понятие объективации соответствует смыслу отчуждения как поглощения неповторимо-индивидуального безлично-универсальным бытием. Объективация есть призрачное существование подлинного бытия, утерявшего свободу. Бердяев говорит об обреченности духа и тела человека на плен «у мира». Антиномия темных «демонических» сил государства и света личной свободы (пути к спасению) составляет сущность современного положения человека в мире. Преодоление плена есть освобождение духа, выход «из рабства в свободу, из вражды мира в космическую любовь». Способность к свободе имманентна человеку, ибо он — образ и подобие Творца. Эта свобода есть творчество. Только творчество может выступить мерой богоподобия человека.
«Тайна творчества есть тайна свободы. Понять творческий акт и значит признать его неизъяснимость и безосновательность». Творческая сущность человека, объединяющая его с Богом, заставляющая двигаться к свободе, подкреплена ее соборным качеством. Соборность есть единство людей на основе любви к Богу и друг к другу. Соборность проявляется в коммюнитарности людей и не знает внешнего авторитета.
Внешнее общественное воздействие, считал Н. А. Бердяев, вынуждает человека приспосабливаться к социальной обыденности, требованиям государства, нации, нравам. Это ввергает человека в атмосферу полезной лжи, так как правда всегда ведет человека к конфликту с обществом. Однако самое значительное идет в человеке изнутри, а не от социальных влияний. Личность имеет большую ценность, чем общество и государство, потому что она индивидуализирована, автономна в своем «внутреннем». Личность асоциальна, потому что она принадлежит — как свободная и творческая,— не обществу, а космосу. Судьба человека зависит от понимания им свободы и умения ею пользоваться, а призвание — не выбирать между добром и злом, а творить добро.
Н. А. Бердяев первым представил в Европе XX в. версию христианского экзистенциализма. Он был уверен в том, что христианство антропоцентрично, так как «только христианство учит, что Бог стал человеком. Пропасть между Богом и человеком была преодолена». Человек одновременно принадлежит царству Бога и царству Кесаря. На этом основаны права и свободы, пределы власти общества и государства над человеком. Воссоединение человека с Богом разрешает конфликты человека. Как существо творческое человек может реализовать свою экзистенциальную свободу — принять духовные ценности и жить ими. Он призван очеловечить природу, одухотворить ее, «вернуть камню его душу», поскольку только человек в силах создать новое небо и новую землю.
Антроподицея, свобода, творчеством духовное завоевание мира, преодоление дуализма социальной и духовной жизни — те основные идеи, при помощи которых Бердяев обосновывает абсолютную ценность человеческой личности.

0

67

Небольшая конкретизация к вопросу 47:
Развитие выступает как единство двух стадий - непрерывности и скачка.
Непрерывность в развитии - стадия медленных количественных накоплений, она не затрагивает качества и выступает как процесс увеличения или уменьшения существующего.
Скачок - стадия коренных качественных изменений предмета, момент или период превращения старого качества в новое.Эти изменения протекают сравнительно быстро даже тогда, когда принимают форму постепенного перехода.
Выделяют следующие виды скачков:
по масштабу качественных изменений: внутрисистемные (частные) и межсистемные( коренные);
по направленности происходящих изменений: прогрессивные (ведущие к возникновению более высокого качества) и регрессивные (ведущие к снижению уровня структурной организации объекта);
по характеру обусловливающих противоречий: спонтанные (разрешение внутренних противоречий) и индуцированные (в результате воздействия внешних факторов).

0

68

Спасибо большое!

Обновил файл: http://files.cerebrate.ru/studies/2008/ … y.exam.pdf

Итак, у нас остались только дурные вопросы 61 и 71, но ими займёмся уже завтра.

0

69

Ребят, а вот это не подойдет в качестве ответа на 61?
В отличие от гуманизма, понимаемого как характеристика мышления и деятельности, ориентированных на благо человека как высшей ценности, гуманитаризм понимается нами как направление мышления и деятельности, ориентированное на всемерное развитие, освоение и использование гуманитарного знания в качестве важнейшего средства развития человеческой жизнедеятельности. Гуманитаризацию науки нередко сводят к проблеме насыщения негуманитарных дисциплин выводами и данными гуманитарных мышления, гуманитарных наук .
Путь гуманитаризации всякой науки состоит в теоретическом обосновании и практическом создании необходимых и достаточных условий, при которых исключаются возможности сознательного злоупотребления научными достижениями. Не менее важным для научной деятельности - в гуманитарном её аспекте - выступает преодоление односторонности и абсолютизации рационально-экспериментальных способов познания, обеспечение гармоничного их единства, взаимодополняемости с эмоционально-эстетическим постижением мира, как и обретение веры в нравственные идеалы как необходимый аспект научной деятельности. Однако, проблемы гуманитаризации научных знаний едва ли можно представить в подлинном и целостном их объёме вне уяснения природы гуманитарного мышления.
Гуманитарными можно назвать лишь такие науки и такое образование, для которых именно человек и действительные смыслы его бытия выступают и подлинным началом, и реальной конечной целью (а не объектом манипулирования, "формирования" личности и т.п.).
Классическая математика, долгое время служа критерием научности, стремилась к однозначной определенности, предельной точности описания, отрывалась от реальной жизни с её гибкостью, открытостью, свободой выбора. В гуманитарной сфере неопределённость повсеместна, субъективность неизбежна, полнота недостижима. Здесь идеал точности уступает место идеалу целостности. И современная математика вынуждена, при сохранении достаточной точности, не разрушать целостность исследуемого объекта. Потребность в очеловечивании науки породила идею мягкой математики, асимптотических методов, многозначных логик, нечётких множеств, обусловили переход от тривиально-логического исчисления к вариационным принципам, линейному программированию и теории игр, к "выпуклому" анализу и распознаванию образов, к теории динамического хаоса и фрактальной математике. Именно эти разделы математики и позволили поднять на новый уровень математическое моделирование, имеющее возможность создать - вне сферы эмпирических наблюдений - бесчисленное число динамических абстрактных объектов, характеризующихся мягкостью, открытостью, относительной простотой и контролируемой оценкой точности.
Характерной чертой "гуманитаризации" современного моделирования выступает всё бтльший отказ от излишней идеализации объектов: математика становится всё более "человечной" ещё и в том смысле, что она переходит к бтльшей реалистичности в моделировании. Важнейший раздел матмоделирования связан с проблемой рефлективности, двойственности принятия решений по выбору модели деятельности. Эта двойственность вытекает из того, что мы в своей жизнедеятельности одновременно и действуем и оцениваем эти действия. И именно опора на ценности и традиции, нередко выступает хоть какой-то гарантией от неопределенности слагающейся ситуации, несбалансированности наших действий. Констатация генетического единства рационального и ценностного моментов нашей жизнеятельности и способствовала появлению математики выбора, исследующей как методико-методологические проблемы выбора как поведенческой модели, диагностику ценностных вариантов выбора и т.п.
В современных условиях глобального развития и углубляющегося в этих условиях противостояния мировых цивилизаций, важнейшей гуманитарной ценностью научного знания выступает построение эффективных моделей мирного мирового взаимодействия, позволяющих, с одной стороны, повышать интеллектуальный потенциал человечества, а с другой - совершенствовать механизмы нашего общего самоограничения. И главными положительными импульсами здесь должны выступать не конфронтация различных научных (и не только научных) точек зрения, с надрывом кричащих о своей близости Абсолюту, а сила и мудрость научного и эмпирического моделирования человечеством своих наличных и возможных состояний, и связанные с этим навыки целесообразно управлять внешними человеку процессами и его внутренними импульсами. Посильный вклад в отмеченный процесс в формировании гуманитарной парадигмы современного знания вносит, как мы пытались показать, и современная математика.

+1

70

а это для 71. Кризис цивилизации и перспективы развития человечества (???)
Во второй половине XX века зарождающаяся Постиндустриальная цивилизация, достигнув немалых высот в различных сферах общественной жизни науке, технике, культуре, столкнулась лицом к лицу с, казалось бы, неразрешимыми глобальными проблемами. Эти проблемы, ресурсно-экономические, демографические, мирохозяйственные, проявляются через кризисы, в том числе в области здравоохранения, образования, культуры, в растущей преступности, что позволяет многим ученым говорить о глобальном кризисе цивилизации.
Среди ученых нет единства во взглядах на перспективы современной цивилизации, на ее способность решить угрожающие ей противоречия. Многие из них справедливо полагают, что возможен вариант гибели современной цивилизации.
Есть, однако, и несколько иная точка зрения на природу современного кризиса цивилизации. По мнению ее сторонников, глобальный кризис современной цивилизации носит планетарный, а не локальный характер, как это было в прошлом. Следовательно, гибель угрожает не какой-то части современной культуры, а человечеству в целом. В силу этого неизбежно противостояние всего человечества глобальной катастрофе, ибо всеобщая опасность роднит, объединяет всех, что вселяет известный оптимизм. Для этого, однако, необходимо уяснить всем, что, во-первых, глобальные проблемы не могут быть решены для какой-либо отдельной страны или части страны (например, проблема обеспечения ресурсами), во-вторых, все глобальные проблемы тесно связаны друг с другом.
Глобальные проблемы: предотвращение мировой термоядерной войны,  процесс ресурсного истощения планеты, демография (3-ий мир).
Глобальные проблемы, с которыми столкнулось человечество в конце XX века, порождены во многом техногенной западной цивилизацией, западными ориентирами деятельности и представлениями о ценностях бытия, и это формулирует еще одну важную глобальную проблему: своевременное предвидение и предотвращение отрицательных последствий самой научно-технической революции.
Человечество вступило в третье тысячелетие не только со значительными достижениями, но и с проблемами, которые не имеют аналога в прошлом. В обоих случаях их источником выступает человек, который обладает несомненно большим знанием о мире, но, как показало время, не стал мудрее от увеличивающегося объема знания и новейших технологий. Возрастает разрыв между знаниями и мудростью, о чем свидетельствует возникновение, увеличение числа и углубление особого рода проблем, получивших название глобальных, - явный признак кризиса современной цивилизации.
"Экономический" человек подходит к миру и другим людям с точки зрения полезности, выгоды, возможности удовлетворить его интересы, которые формируются в основном экономическими мотивами.
Трудно считать подлинно культурными многие процессы, которые происходят в современных индустриально развитых странах, где техника и индустрия становятся орудием покорения природы, дающим возможность использовать природные и интеллектуальные богатства других народов исключительно в своих целях.
Масштабность современного кризиса выражается в том, что он касается основных параметров бытия цивилизации - экономического, политического и нравственного, способа бытия человека как такового. Это кризис Человека, человека производящего, потребляющего, экономического, а потому кризис прежних и функционирующих форм жизнедеятельности, рациональности, осмысления им своего места в мире. Проблема в том, что в состоянии кризиса оказались не отдельный человек, не отдельное общество и даже не отдельный континент. Кризис касается и не отдельных форм культуры и цивилизаций, а человека как социального существа, воспроизводящего свое бытие определенным экономическим и культурным образом. Экологическая несостоятельность прежних способов жизнедеятельности, в которых наука занимает не последнее место, невозможность решения вставших перед человечеством проблем частичными мерами говорят о фундаментальности вопросов, вставших перед человеком как таковым.
Общество не разрешает принципиального вопроса о взаимоотношении с природой, а обходит его. Сложность решения экологической проблемы путем частичной корректировки поведения человека XX в. основана на том, что цивилизация не может функционировать, если не будет пользоваться достижениями науки и техники и основанной на них экономики. Для решения экологической проблемы необходимо изменить структуру потребностей и ценностных установок экономически ориентированного Я, чтобы можно было гармонизировать взаимоотношения человека и природы и тем самым человека и общества. Это предполагает уменьшение роли прагматически-ориентированной науки, стремящейся к познанию ради сегодняшней пользы, частной выгоды, но забывающей, игнорирующей будущее, а также более экологичные формы деятельности.
Чтобы решить современные глобальные, особенно экологические проблемы, необходимо осознание единства человеческого рода. Все народы независимо от различий в области социально-экономических, духовных, религиозных отношений должны соблюдать один принцип - "не навреди".

+1

71

Именно оно! Молодчинка!
Обновил файл: http://files.cerebrate.ru/studies/2008/ … y.exam.pdf

0

72

я рада)

0

73

а кто-нибудь завтра ин. яз. сдает?

0

74

http://www.kolobok.us/smiles/standart/yahoo.gif http://www.kolobok.us/smiles/standart/dance3.gif Мы сдали философию! Урааа! http://www.kolobok.us/smiles/standart/dance2.gif http://www.kolobok.us/smiles/standart/party.gif

Ярик, расскажи потом, как проходил инглиш!

0

75

По-видимому все празднуют поступление, так как философия позади...
По инглишу не напрягают. дают выбрать статью, предлагают кусочек текста, буквально 3-4 несложных предложения. можно пользоваться словарем. потом пара вопросов по статье и пара о том, почему собственно пошел в аспирантуру. и все. спрашивают достаточно либерально. народу было от силы 10 человек. знакомый только один, из ИСУ. вроде как большинство пятерок. в Комиссии никто не знаком, кроме такого лысыватого учителя, вредного такого. но он не напрягал особо. в целом, господа, ХАЛЯВА!

0

76

Ребята, огромное Вам спасибо. Вот-вот сдавать экзамен по философии, нашала у вас все недостающие вопросы, которые так мучили))) Расскажите пожалуйста, как сдавалось. Заранее спасибо.

0


Вы здесь » УВЭД » Учеба » Экзамен по философии (аспирантура)