УВЭД

Объявление

Напоминаю правила форума: никакого флуда, мата и флейма!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » УВЭД » Учеба » Экзамен по философии (аспирантура)


Экзамен по философии (аспирантура)

Сообщений 41 страница 60 из 76

41

57. Методы и формы научного познания.

1) Структура научного познания.
Будучи профессиональным видом общественной деятельности, оно осуществляется по определенным научным канонам. В нем используются специальные методы исследования, а также оценивается качество получаемых знаний на основе принятых научных критериев.
В науке различают  эмпирический  и  теоретический  уровни исследования. Эмпирическое исследование предполагает выработку исследовательской программы, организацию наблюдений, эксперимента, описание  наблюдаемых  и экспериментальных данных, их классификацию, первичное обобщение. Теоретическое познание – это сущностное познание,  осуществляемое на уровне абстракции . Здесь орудием выступает понятия, категории,  законы,  гипотезы и т.д. 
Оба эти уровня связаны, предполагают друг друга, хотя исторически эмпирическое (опытное) познание предшествует теоретическому.

2) Методы научного познания:

• Философские методы. Сюда относятся: диалектика (античная, немецкая и материалистическая) и метафизика.
• Общенаучные подходы и методы исследования.
• Частно-научные методы.
• Дисциплинарные методы.
• Методы междисциплинарного исследования.

Диалектический метод исходит из того, что если в объективном мире происходит постоянное возникновение и уничтожение всего, взаимопереходы явлений, то понятия, категории и другие формы мышления должны быть гибки, подвижны, взаимосвязаны, едины в противоположностях, чтобы правильно отразить развивающуюся реальную действительность. Принцип конкретности истины требует подходить к фактам не с общими формулами и схемами,  а с учетом реальных условий, конкретной обстановки.
Так, например, научными методами эмпирического исследования являются: наблюдение, описание, измерение, эксперимент.

3) Принципы научного познания.
1. Причинность. Ни одна вещь не возникает беспричинно, но все возникает на
    каком-нибудь основании и в силу необходимости.
2. Критерий истины. Естественно-научная истина проверяется (доказывается) только практикой: наблюдениями, опытами, экспериментами, производственной деятельностью.
3. Относительность научного знания. Научное знание (понятия, идеи, концепции, модели, теории, выводы из них и т. п.) всегда относительно и ограничено.

4) Формы научного познания.

К ним относятся общие для всякого познания формы мышления: понятия, суждения, умозаключения, сформулированные наукой принципы, законы, категории. Кроме этих, в научном познании принято выделять более сложные формы. К ним относятся проблема гипотеза, теория.
Проблема – объективно возникающий в ходе развития познания вопрос или комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес.
Гипотеза – обоснованное предположение, выдвигаемое с целью выяснения закономерностей и причин исследуемых явлений.
Теория – форма организованного достоверного знания о некоторой предметной области, описывающая, объясняющая и предсказывающая функционирование и развитие относящихся к данной области объектов.

0

42

63. Периодизация человеческой истории как социально- философская проблема. Формационный и цивилизационный подходы

Задача философии истории - определить, является ли история человечества универсальной, единой в своих основах, либо расчлененной на несовместимые части, а также каковы объективные критерии и ступени поступательного развития общества, какие из них она уже прошла, а какие ей еще предстоит пройти.

Для того чтобы история человечества предстала перед нами в своем единстве,
целостности и многообразии, чрезвычайно важно правильно и обоснованно подойти к
проблеме ее периодизации. При этом необходимо избегать, с одной стороны,
смешения ступеней последовательного восхождения человеческого общества на
очередной уровень технологического, социального и культурного развития той или
иной цивилизации, с другой - абстрагирования от исторического состояния
человечества в целом, достигнутого уровня развития всемирной истории.

Формационный подход

Особенности

* Общественно-экономическая формация (ключевое понятие) представляет собой совокупность производственных отношений, уровня развития производительных сил, общественных связей, политического строя на определенном этапе исторического развития.
* Вся история рассматривается как закономерный процесс смены общественно-экономических формаций. Каждая новая формация вызревает в недрах предыдущей, отрицает ее и затем уже сама отрицается еще более новой формацией. Каждая формация является более высоким типом организации общества.
* Формационный подход широко распространен в мировой философии, особенно в социалистических и пост-социалистических странах.
* Достоинства формационного подхода - понимание истории как закономерного объективного процесса, глубокая разработка экономических механизмов развития, реалистичность, систематизация исторического процесса.
* Недостатки - неучет других факторов (культурных, национальных, спонтанных), излишняя схематичность, оторванность от специфики общества, линейность, неполное подтверждение практикой (пропуск некоторыми обществами рабовладельческой, капиталистической формаций, нарушение линейности, скачки как вверх, так и вниз, экономический крах коммунистической (социалистической) формации).

Механизм перехода от одной формации к другой

* В общественно-экономической формации есть два главных компонента - базис и надстройка. Базис - экономика общества, составляющими которой являются производительные силы и производственные отношения. Надстройка -государство, политические, общественные институты. К переходу от одной общественно-экономической формации к другой приводят изменения в экономическом базисе.
* Производительные силы постоянно развиваются, совершенствуются, а производственные отношения остаются прежними. Возникает конфликт, противоречие между новым уровнем производительных сил и устаревшими производственными отношениями. Рано или поздно, насильственным либо мирным путем происходят изменения в экономическом базисе - производственные отношения либо постепенно, либо путем коренной ломки и замены их новыми приходят в соответствие с новым уровнем производительных сил.
* Изменившийся экономический базис ведет к изменению политической надстройки (либо она приспосабливается к новому базису, либо сметается движущими силами истории) -возникает новая, находящаяся на более высоком качественном уровне общественно-экономическая формация.

Формации

* Первобытная;
* "Азиатский способ производства"- особый политико-экономический тип общества (фактически - шестая формация). Был распространен в древних обществах Востока (Египте, Китае, Месопотамии), расположенных в долинах крупных рек;
* Рабовладельческая общественно-экономическая формация;
* Феодальная общественно-экономическая формация;
* Капиталистическая общественно-экономическая формация;
* Коммунистическая (социалистическая) формация (общество будущего).

Цивилизационный подход

Цивилизация, по Тойнби, - устойчивая общность людей, объединенных духовными традициями, сходным образом жизни, географическими, историческими рамками. История - нелинейный процесс. Это процесс зарождения, жизни, гибели не связанных друг с другом цивилизаций в различных уголках Земли.

Типы цивилизаций

    * Основные цивилизации, которые оставляют яркий след в истории человечества, косвенно влияют (особенно религиозно) на другие цивилизации:
          o шумерская;
          o вавилонская;
          o минойская;
          o эллинская (греческая);
          o китайская;
          o индусская;
          o исламская;
          o христианская;
          o некоторые другие цивилизации.
    * Локальные цивилизации, замыкающиеся в национальных рамках. Локальных (национальных) цивилизаций, заслуживающих внимания, по Тойнби, в истории человечества насчитывалось около 30 (американская, германская, русская и т. д.).

Движущие силы истории

    * вызов, брошенный цивилизации извне (невыгодное географическое положение, отставание от других цивилизаций, военная агрессия);
    * ответ цивилизации в целом на вызов;
    * деятельность талантливых, богоизбранных личностей (великих людей).

Внутренняя структура цивилизации

    * Творческое меньшинство;
    * Инертное большинство.

Творческое меньшинство ведет за собой инертное большинство, чтобы дать ответ на вызовы, брошенные цивилизации. Творческое меньшинство не всегда может определять жизнь большинства. Большинство склонно "тушить" энергию меньшинства, поглощать ее. В этом случае развитие прекращается, начинается застой.

Стадии, через которые проходит каждая цивилизация

    * зарождение;
    * рост;
    * надлом;
    * дезинтеграция, завершающаяся смертью и полным исчезновением цивилизации.

0

43

37. Основные задачи и проблемы герменевтики: Дильтей, ГадамерГЕРМЕНЕВТИКА (греч. hermeneutike — толкование, Гермес – посредник между богами и людьми) — направление в философии и гуманитарных науках, в котором понимание рассматривается как условие (осмысления) социального бытия.  Философская Г. видит процесс понимания как бесконечный, что воплощается в принципе герменевтического круга.
Исходной для герменевтики является ситуация непонимания — неясности смысла целого текста или его фрагментов. Понимание предстает как процесс обретения или восстановления смысла текста. Античная герменевтика развивалась как искусство понимания религиозных, философских, исторических и юридических источников, смысл которых утрачен или неочевиден. Задачу понимания противоречивых и многозначных фрагментов Библии решала библейская экзегетика (от греч. exegetike — истолковываю). На основе античной герменевтики и библейской экзегетики, получивших новый импульс к развитию в эпоху Возрождения и Нового времени, возникает философская герменевтика, разрабатывающая теорию понимания.
Для философской герменевтики главным является вопрос о том, что такое понимание. В поисках ответа философская герменевтика поднимает и рассматривает ряд проблем. Является ли понимание приписыванием смысла тексту, или смысл уже заложен в тексте и задача понимания состоит в том, чтобы выявить этот смысл? Можно ли представить понимание как рациональную, воспроизводимую процедуру, или оно всегда остается интуитивным постижением смысла? Выполняет ли понимание функцию метода познания в гуманитарных науках? Что такое герменевтический круг? Является ли понимание способом человеческого бытия? Иными словами, философская герменевтика формулирует и обсуждает ряд проблем, связанных со структурой, условиями и целями понимания, с характеристикой субъекта и объекта понимания.
Основателем философской герменевтики считается Ф. Шлейермахер (1768—1834); много занимался проблемами истолкования Библии и был знаком с различными приемами интерпретации юридических, исторических, филологических, мифологических и религиозных текстов. Ш. поставил перед собой задачу объединить разнообразные герменевтические приемы одну общую методику, описать процесс понимания вообще, независимо от того, о понимании каких текстов (юридических, мифологических, религиозных) идет речь. Понимание является в концепции Ш. универсальным методом постижения смысла текста. Поэтому Ш. называл свою герменевтику универсальной (применимой для любых текстов). Всякий процесс понимания подчиняется, по его мнению, одним и тем же принципам герменевтического круга и диалога. Эти принципы, с точки зрения Ш., описывают структуру любого процесса понимания. Практически все более поздние представители герменевтики вслед за Ш. рассматривая структуру понимания, развивают принципы герменевтического круга и диалога.
Дильтей (1833—1911). Рассматривая методы гуманитарного познания, исходил из принципиального различия между естественными и гуманитарными науками, «науками о природе» и «науками о духе». Специфическим способом  познания гуманитарных  наук считал понимание — постижение смысла культурно-исторических явлений. Не рассматривая себя в качестве представителя герменевтики, разработал свою концепцию понимания и тем самым внес существенный вклад в развитие философской герменевтики. Метод понимания, применяемый в исследовании истории, противопоставляется методу объяснения, который присущ наукам о природе. Если в основе объяснения лежит опыт, продуктивно-конструкторская деятельность рассудка, то понимание сходно с интуицией и характеризуется непосредственным постижением некоторой духовной целостности. Собственный мир понимается через самонаблюдение (интроспекцию), мир другого путем «сочувствования», «сопереживания». Герменевтика же выступает как метод понимания культуры.
Историчность человеческого существования, его зависимость от прошлого, существование в настоящем и устремленность в будущее, придает исторический характер пониманию смысла бытия. Проблема историчности понимания получила развитие в герменевтике Г. Гадамера (1900—2001). Он рассматривает понимание как универсальный способ человеческого бытия. Человек сталкивается с необходимостью понимать себя, понимать другого, понимать происходящие события, понимать историю, понимать искусство и т. д. Бытие человека с этой точки зрения можно назвать пониманием. Таким образом, герменевтика Г. Гадамера становится онтологией, учением о бытии. При этом необходимо отметить, что методологические функции герменевтики Г. Гадамер не отрицает. Герменевтика как методология гуманитарных наук должна быть, с его точки зрения, дополнена герменевтикой-онтологией.
Процесс понимания чаще всего описывается как движение по герменевтическому кругу. С одной стороны, принцип герменевтического круга предписывает рассматривать текст как часть по отношению к языку эпохи, литературному жанру, творчеству автора и как целое по отношению к фрагментам текста. С другой стороны, текст является частью духовной жизни автора, а сама духовная жизнь является частью исторической эпохи, культуры. Движение по герменевтическому кругу от целого к части и наоборот представляется как процесс понимания смысла текста.
Ряд герменевтических концепций (Ф. Шлейермахер, В. Дильтей) считает понимание интуитивным постижением смысла текста, вчувствованием и сопереживанием. Согласно Ф. Шлейермахеру, процесс понимания протекает как интуитивное вживание интерпретатора в образ автора. Эта процедура требует воображения и эмоционального напряжения, сила которых зависит от личности интерпретатора и его способностей. Поэтому понять гениального автора может только конгениальный интерпретатор. Трактовка понимания как интуитивного вчувствования сводит его к процедуре мысленного преодоления исторической дистанции, разделяющей автора и интерпретатора, к перемещению интерпретатора в другую эпоху. При таком подходе подразумевается, что интерпретатор может отвлечься от своей принадлежности к определенной культуре, времени и другим историческим условиям своего существования. Эта позиция подвергается критике в герменевтике Г. Гадамера.
Г. Гадамер справедливо полагает, что ни один процесс понимания не начинается с «чистого листа». В ходе освоения языка, получения образования, накопления жизненного опыта каждый индивид невольно приобщается к определенным культурно-историческим традициям. Усвоенные традиции становятся той основой, на которой строится понимание. Процесс понимания начинается с предпонимания. Предпониманием Г. Гадамер, так же как и М. Хайдеггер, называет предварительный набросок смысла, или прообраз смысла текста - смысловое ожидание, вырастающее на почве усвоенных традиций. После прочтения текста прообраз смысла сопоставляется с тем смыслом, который образовался в результате прочтения, происходит корректировка предварительного проекта смысла» Таким образом, понимание представляется как переход от предпонимания к новому пониманию. Новое Понимание в дальнейшем может выступать как предпонимание для последующего понимания. Движение отпредпонимания к пониманию является герменевтическим кругом в концепции Г. Гадамера. говоря о существовании предпонимания, Г. Гадамер фактически утверждает, что невозможно полностью преодолеть историческую дистанцию и мысленно перенестись в другую эпоху. Вживание интерпретатора в образы чужой культуры всегда будет основано на предпонимании, связывающем интерпретатора с его эпохой и культурными традициями.

+1

44

К вопросу 56 "Проблема истины в познании" добавьте себе ещё одну концепцию истины:

Концепция конвенционализма
Истинное знание возникает, по мнению конвенционалистов, как результат взаимного согласования мнений различных субъектов познания, как коллективное (компромиссное чаще всего) решение. Критерием истины считается мнение большинства или мнение авторитета, признанного большинством.

0

45

Heinz Till
Перенёс в твой ответ выше.

0

46

55. Познание как предмет философского анализа. Структура познавательной деятельности. Агностицизм, скептицизм, гносеологический оптимизм.

Эпистемология (гносеология) – это часть философии, которая изучает то, как мы получаем знание о разных предметах, каковы границы нашего знания, насколько достоверно или недостоверно человеческое знание.
Вопросы гносеологии: Что я могу знать? Существуют ли бесспорные, абсолютно достоверные основания или источники знания? Существуют ли границы познания? Можем ли мы знать о состояниях сознания другого человека? Что такое истина и достижима ли она в человеческом познании?
Субъект познания – это тот, кто его реализует, т.е. творческая личность, формирующая новое знание.
Объект познания – это фрагмент действительности, оказавшийся в фокусе внимания исследователя.
Выделяются обыденные и научные знания. Познание различается и своим предметом. Познание различается и своим предметом: природа, человек, общество, культура, религия.

Эмпирическое познание.

1) ощущение – отражение в сознании человека отдельных сторон, свойств предметов, непосредственное воздействие на органы чувств;
2) восприятие – целостный образ предмета, непосредственно данный в живом созерцании и совокупности всех своих сторон, синтез данных отдельных ощущений;
3) представление – обобщенный чувственно-наглядный образ предмета, воздействовавшего на органы чувств в прошлом, но не воспринимаемого в данный момент.
Все эти способности объединены в одну группу, названную «способностью к чувственному отражению действительности». Вследствие многозначности слова “чувство”, правильнее разделять чувственное на чувственно-эмоциональное и чувственно-сенситивное.   
Теоретическое познание.

Теоретическое познание наиболее полно и адекватно выражено в мышлении.
Мышление – процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности, осуществляющийся в ходе практической деятельности и обеспечивающий раскрытие ее основных закономерных связей (на основе чувственных данных) и их выражение в системе абстракции.
Различают два уровня мышления:
1) рассудок – исходный уровень мышления, на котором оперирование абстракциями происходит в пределах неизменной схемы, шаблона; это способность последовательно и ясно рассуждать, правильно строить свои мысли, четко классифицировать, строго систематизировать факты;
2) разум (диалектическое мышление) – высший уровень теоретического познания, для которого, прежде всего, характерно творческое оперирование абстракциями и сознательное исследование их собственной природы.
Разум и рассудок имеют место и при живом созерцании, и при абстрактном мышлении, на эмпирическом и теоретическом уровнях научного познания.
Рассудок и разум представляют собой особое сечение познавательного процесса, когда мышление носит либо рассуждающий и ориентировочно-приспособительный, либо понимающий и творчески-конструктивный характер.

Рациональное (абстрактно-логическое) познание

Формы рационального, или абстрактно-логического познания: понятие, суждение, умозаключение.
Понятие – это абстрактно-логическое явление  в  котором выражается некий обобщенный смысл  в отношении класса (группы) объектов. Понятие в подавляющем большинстве случаев выражено в виде языковых форм – слов.
Суждение – это некоторое высказывание об объекте, в котором что-либо утверждается или отрицается.
Умозаключение – это вывод, построенный по форме суждения, но содержательно более сложного, выступающего итогом осмысления более простых первоначальных суждений. Все законы, как формы научного знания – это суждения, а теории – это уже умозаключения.
Очень многое в познании не выражается в упорядоченных рациональных и чувственных формах, т.е. знание возникает в результате активности других механизмов. Они получили название – иррациональных. Такие как интуиция, озарение, непосредственное усмотрение знания и др. Эти формы во многом результат активности бессознательных компонентов психики.
Определенную упорядоченность и согласование все познавательные способности получают в особой интегральной форме, которая называется воображением. Воображение есть способность субъекта создавать идеальные модели, в которых наиболее точно выражены его интересы по отношению к объекту.

Интуиция.
Интуиция – cпособность постижения истины путем прямого ее усмотрения,  без логического обоснования.
Различные толкования интуиции подчеркивают в ее  феномене общий момент непосредственности в процессе познания,  в отличие или в противоположность от опосредствованного характера логического мышления.
Одним из важнейших свойств интуиции является ее непосредственность (отсутствие опоры на логику), внезапность и неосознанность.

Агностицизм – философское учение, согласно которому не может быть окончательно решен вопрос об истинности познания, получена объективная характеристика окружающей человека действительности.
Скептици́зм – философское направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления, особенно сомнение в надёжности истины. Умеренный скептицизм ограничивается познанием фактов, проявляя сдержанность по отношению ко всем гипотезам и теориям.
Гносеологический оптимизм – направление в гносеологии, настаивающее на безграничных возможностях познавательных способностей человека, полагающее, что нет принципиальных препятствий на пути познания человеком окружающего мира, сущности объектов и самого себя. Сторонники данного направления настаивают на существовании объективной истины и способности человека достичь ее.

0

47

58. Ценности и их роль в познании.

1) Процесс познания всегда сопряжен с оценками.
Ценность — понятие, обозначающее положительную или отрицательную значимость какого-либо объекта, в отличие от его экзистенциальных и качественных характеристик (предметные ценности), а также нормативную, предписательно-оценочную сторону явлений общественного сознания (субъективные ценности).

2) Состав ценностей:
К предметным ценностям относятся: благо и зло, содержащиеся в природных и социальных явлениях; потребительная стоимость (полезность вообще) продуктов труда; прогрессивное или реакционное значение исторических событий; культурное наследие прошлого, выступающее в виде предметов; моральные добро и зло, заключенные в действиях людей; эстетические характеристики произведений искусства.
Субъективные ценности: общественные установки, императивы и запреты, цели и проекты, выраженные в форме нормативных представлений о добре и зле, справедливости, прекрасном и безобразном, о смысле истории назначении человека и прочее.
Ценности, каков бы ни был их характер — это и то, на что ориентируется субъект в своей познавательной и практической деятельности, и то, что достигается в ходе такой деятельности.

3) Роль ценностей в познании.
При познавательном подходе объект выявляется сам по себе, в абстракции от познающего субъекта, в своих собственных измерениях. При ценностно-оценочном подходе выявляется отношение предмета или процесса к субъекту, отношение к ним субъекта. Здесь субъект не отвлекается от своих переживаний, эмоций, а наоборот, стремиться их учесть.
Дифференцированность оценок может проявиться у одного и того же субъекта в связи с переоценкой явлений либо в связи с изменением обстоятельств, либо под влиянием накопленного личного опыта. Во всех случаях познание и переоценка взаимосвязаны: познание может выявить ценность предмета, а иногда, при недостатке информации, приходится оценивать явление приблизительно (на первый взгляд), а затем более полно изучать его, чтобы подтвердить или опровергнуть первичную оценку.

Роль ценностей и оценок в естественнонаучном познании. Для ученых непосредственным внутринаучными ценностями являются: информация, имеющаяся в соответствующей области знания, истинность её содержания, научная картина мира или господствующая научная парадигма, стиль научного мышления, методы проведения экспериментов и прочее. Но для ученого важны и ценности вне научного плана, так как он является частью человеческого сообщества, цивилизации. Поэтому ему свойственна система социальных ценностей: этических (добро, справедливость), эстетических, политических, и проч. В ХХ веке особенно понятной стала огромная роль социально-этического и гуманистического аспектов развития науки (проблема клонирования, экологические аспекты). Поэтому особенно важно, чтобы в познании субъект ощущал себя не противопоставленным объекту (миру), а частью его.
Ценностная позиция может совпадать с научностью и содействовать раскрытию истины, но может и противодействовать этому. Возможны ситуации, когда система ценностей просто обязана предотвратить какие-либо научные открытия, с которыми человечество пока еще не в состоянии справиться. Философское осмысление мира и его ценностей должно предшествовать поиску частных научных истин.

0

48

59. Рационализм и эмпиризм как гносеологические позиции

1) Рационализм — направление в философии, согласно которому основой как бытия, так и познания является разум.
Рационализм имеет два основных направления — онтологическое и гносеологическое.

Согласно онтологическому рационализму в основе бытия лежит разумное начало (то есть бытие разумно). В этом смысле рационализм близок к идеализму (например, учению Платона о "чистых идеях", которые предшествуют материальному миру и воплощением которых данный материальный мир ("мир вещей") является). Однако рационализм не тождественен идеализму, так как смысл рационализма не в первичности идей по отношению к материи (бытию), а именно в разумности бытия. Например, материалисты, убежденные в божественной либо иной разумности, внутренней логичности бытия, являются рационалистами (Демокрит, Эпикур и др.).
Основная идея гносеологического рационализма заключается в том, что в основе познания также лежит разум. Соответственно, гносеологические рационалисты выступали против средневековой теологии и схоластики, представители которых видели в основе познания божественное откровение и отвергали разум. Наряду с этим рационалисты были оппонентами эмпиристов — сторонников философского направления, распространенного в новое время, тоже выступавших против схоластов и видевших в основе познания не откровение, а знание и опыт (девиз эмпиристов — "Знание — сила").

Главными аргументами рационалистов в споре с эмпириками были следующие:
• сам по себе опыт, не переработанный разумом, не может лежать в основе познания;
• разум способен самостоятельно делать открытия, которые первоначально не были основаны на опыте и лишь впоследствии подтверждены опытным путем.
Также в качестве направления рационализма выделяется этический рационализм, суть которого в том, что разум лежит в основе этики, поведения.
К рационалистам можно отнести множество философов, начиная с античных времен вплоть до нынешней эпохи (Платон, Демокрит, Эпикур, Сократ, Кант и др.), но наибольший вклад в разработку рационализма, превращение его в официально признанное философское направление внесли философы Рене Декарт, Барух Спиноза, Готфрид Лейбниц.
2) Эмпиризм — направление в философии, сторонники которого считают, что в основе познаний лежит опыт: "нет ничего в разуме, чего бы до этого не было в опыте (в чувствах)", "знание — сила". Получил широкое распространение в Англии XVII в. и в последующем в США.
Основателем эмпиризма считается Фрэнсис Бэкон.
Видными представителями являлись Томас Гоббс, Джон Локк, Джон Дьюи (США).

Также полезная инфа о рациональном и эмпирическом познании есть в вопросе 55.

Отредактировано Heinz Till (2008-10-12 20:07:30)

0

49

38. Истоки и философские основания «первого позитивизма». Основные идеи, проблемы и представителиПозитивизм (лат. positivus — положительный) в качестве главной проблемы рассматривает вопрос о взаимоотношении философии и науки. Главный тезис позитивизма состоит в том, что подлинное (положительное) знание о действительности может быть получено только лишь конкретными, специальными науками.
Теоретические предпосылки были сформулированы Сен-Симоном, а непосредственная разработка и пропаганда принадлежат Конту (1798-1857). Философия Конта была реакцией на неприязнь к разуму и науке во Франции в 19 в., поэтому отправным пунктом является отвержение метафизики (спекулятивной философии) и отождествление познания с научно-исследовательской деятельностью.
Феноменалистская позиция в гносеологии, занятая Контом, означала ориентацию познания на описание явлений, установление связей между ними, а не на проникновение в их сущность. Наука отвечает на вопрос «как», а не «почему». Важно методологическое единство знания, из чего вытекала необходимость распространения методов физики и астрономии на сферу общественной жизни и морали. Источником знания является опыт. Позитивная философия у Конта совпадала с совокупностью позитивных наук, которые высиупали ее отраслями. В силу этого все науки выстраиваются в иерархию: изучение простых наук необходимо для понимания высших и более сложных. 7 наук: математика, астрономия, физика, химия, биология, социология, этика. Классификация наук - разделение их на абстрактные и конкретные, где последние призваны применять к частным областям общие законы, изучаемые первыми (например, биология - медицина).
Центральное место в учении Конта занимает закон 3 стадий, согласно которому  умственное созревание человечества проходит в три этапа. На теологической стадии человек объясняет все явления антропоморфно, населяя мир богами, духами. На метафизической стадии - за счет вымышленных абстрактных сущностей, якобы скрывающихся за явлениями. Последняя стадия – позитивная, характеризующаяся отказом от поисков сущностей, попыток проникнуть в природу вещей и переходу к научному познанию на основе опыта, к наблюдению и описанию явлений.
Социология Конта (создание термина — его заслуга) есть также теоретическая наука, включающая в себя и политэкономию, и часть психологии. Она подразделяется на социальную статику (изучение постоянных условий существования общества) и социальную динамику(изучение законов прогрессивного развития).
Герберт Спенсер (1820-1903, Англия) был одним из главных представителей эволюционизма в 19 в. Он считал эволюцию всеобщим процессом в области мира явлений, описал всеобщие законы эволюции. Эволюцию же понимал как процесс медленных постепенных изменений, главное содержание которых - переход от неопределенной бессвязной однородности к определенной связной разнородности. Эволюция обусловлена законами сохранения материи и энергии, а в конечном счете универсальным законом постоянства количества силы. Этот закон имеет «неопытное происхождение и коренится в природе нашего мышления. Непознаваемость данного закона подводит нас к пониманию того важного обстоятельства, что в мире существует Непознанное, что сокровенная сущность мира не открываете нам в сфере опыта. Опытным путем, рациональным познанием (научным и философским) мы узнаем лишь проявления Непознанного. Рациональное познание и не должно претендовать на постижение его, это дело религии. Между религией и наукой нет противоречий, ибо дело религии как раз и есть познавать недоступную для науки сущность, тайну мира. Наука и религия, таким образом, рассматривают одно и то же, но с разных сторон.
Соотношение философии и науки: они близки. Из философии должны быть изгнаны метафизические вопросы (о сущности, природе вещей, предельных основаниях бытия), т.к. философия тоже ограничена опытом. Методы исследования науки и философии схожи, но Н и Ф различаются степенью общности: истины философии есть объединение частных истин науки.
39. Социальные основания, теоретические и естественно-научные предпосылки возникновения неопозитивизмаВторой позитивизм = эмпириокритицизм (критика опыта, рубеж 19-20 вв.): Мах, Авенариус, Пирсон, Пуанкаре. Так же как и основатели позитивизма, эмпириокритики полагали, что наука призвана отвечать на вопрос, как происходит то или иное событие, а не на вопрос, почему оно происходит. Задача научного познания, сформулированная таким образом, вытекала из понимания науки как описания опытных данных. Взявшись отвечать на вопрос «почему», наука, с точки зрения позитивистов, непременно покинет твердую почву опыта, займется метафизическим словоблудием и тем самым перестанет быть наукой. Э. Мах поднял проблему специфики науки, ее отличия от других форм духовной деятельности, сопоставляя научное и обыденное мышление. Слова обыденного языка можно соотнести с окружающими предметами, как, например, слово «дерево» с каким-либо деревом, увиденным из окна. Поступить подобным образом с научными терминами невозможно. Понятия силы, массы, скорости, ускорения нельзя сопоставить с каким-либо из окружающих нас предметов. Теоретические понятия не отображают действительности, они соотносятся только с опытом субъекта. При этом опыт понимался предельно узко, в конечном счете он  сводился  к  совокупности,   или   комплексу ощущений. Э. Мах и его последователи утверждали, что ощущения не являются образами объективного мира.  Опыт мыслился как «нейтральное», не объективное и не субъективное. Научные термины — это знаки, значениями которых являются комплексы ощущений. Знак не похож на то, что он обозначает, он лишь условно связан со своим значением. Исходя из изложенного понимания теоретических терминов, Э. Мах выдвигает программу пересмотра научной терминологии с целью определения, какие из научных понятий имеют значение. Если понятие можно сопоставить с комплексом ощущений, оно имеет значение, в противном случае это понятие — пустая фикция, которую следует удалить из арсенала научной терминологии. Поскольку «второй» позитивизм отрицал связь научного знания с объективной действительностью, с его точки зрения невозможно выделить какую-либо научную концепцию на основании того,  насколько точно она отображает реальность. В связи с этим был выдвинут принцип экономии мышления, согласно которому выбирать следует ту теорию, которая наиболее просто описывает ощущения — исходный материал научного познания. Таким образом, если «первый», классический, позитивизм объявлял позитивным научное знание, опирающееся на опыт, и устранял внеопытное, метафизическое знание, то «второй» позитивизм уже внутри научного знания находит позитивные, имеющие значения термины и пустые, фиктивные понятия, которые подлежат удалению из сферы науки.
Разработка  проблем  научного  знания  была продолжена «третьим» позитивизмом — неопозитивизмом. Его основы закладывались в 30-х годах XX в. так называемым Венским кружком, сложившимся на кафедре философии Венского университета вокруг преемника Э. Маха М. Шлика. Видными представителями неопозитивизма были О. Нейрат, Р. Карнап, К. Гедель. Философия Венского кружка часто называется логическим позитивизмом, поскольку анализ научного знания, с точки зрения неопозитивистов, должен проводиться с помощью логических средств. Позитивисты третьей волны продолжили линию классического и «второго» позитивизма: они также рассматривали науку как описание эмпирических данных. Задачи философии они сводили к логическому анализу языка науки. На основании этого анализа предполагалось в рамках научных теорий выявить протокольные предложения, описывающие чувственный опыт. Эти предложения рассматривались в качестве фундамента, на котором путем индуктивного обобщения строились общие положения научной теории. Обострив классическую для позитивизма проблему разграничения науки и ненаучного знания, неопозитивисты вплотную подошли к разработке критериев научности.   В   качестве   такого   критерия   в неопозитивистской философии выступал принцип верифицируемости, согласно которому научное знание обязательно характеризуется эмпирической подтверждаемостью. Занимаясь почти исключительно проблемами науки, 2 и 3 позитивизм, наряду с неокантианством, способствовали выделению философии науки в особую отрасль философского знания.
Противоречия позитивизма – в отношении к религии. 3 основные точки зрения:
1. религиозный критицизм содержался в законе 3 стадий Конта. Этим трем стадиям соответствуют три вида мировоззрения, три метода познания, три формы общественного устройства. Религия – выражение первой стадии – теологической, суть которой в наделении жизнью фиктивных существ, богов в процессе стремления в абсолютному знанию.
2. Богостроительство: поклонение Человечеству (Великому Существу) как новая религия. Новая Троица: В. Существо+В.Окружающая Среда (космос)+В.Фетиш (Земля). Новые служители – философы-энциклопедисты, поэты и врачи.
3. теория «двойственности истины» (Спенсер) возникла, чтобы примирить религию и разум., служила для оправданя существования веры за пределами науки. Спор между верой и наукой прекратится, когда четко будут установлены границы познания.

Отредактировано Guzel (2008-10-12 20:54:30)

0

50

60. Наука, её особенности и социальные функции.

Наука — это деятельность человека по выработке, систематизации и проверке знаний. Научным может считаться только хорошо проверенное и обоснованное знание. Знание становится научным когда оно достигает некоторого, достаточно высокого развития, порога научности.
Наука начинается с наблюдения событий, фактов, их фиксирования высказываниями, которые возможно проверить. Для науки важным фактом является обнаружение регулярности, так как она позволяет объяснять и предсказывать явления.
Преемственность между обыденным знанием и наукой, здравым смыслом и критическим, рациональным мышлением состоит в том, что научное мышление возникает на основе предположений здравого смысла, которые в дальнейшем подвергаются уточнению, исправлению или замене другими положениями. Так, обыденное представление о движении Солнца вокруг Земли, вошедшее в систему мира Птолемея, и многие другие предположения были подвергнуты критике и заменены научными положениями. В свою очередь, здравый смысл также не остается неизменным, ибо со временем включает в свой состав утвердившиеся в науке истины.
Наука хотя и начинает с анализа предположений здравого смысла, не отличающихся особой обоснованностью и надежностью, в процессе своего развития подвергает их рациональной критике, используя для этого специфические эмпирические и теоретические методы исследования, и тем самым достигает прогресса в понимании и объяснении изучаемых явлений.
Поскольку наука вообще и научное исследование в частности представляют собой особую целенаправленную деятельность по производству новых, надежно обоснованных знаний, постольку они должны располагать своими специфическими методами, средствами и критериями познания. Именно эти особенности отличают науку как от повседневного знания, так и от ненаучных его форм.
Социальные функции науки исторически изменяются и развиваются, как и сама наука. Развитие социальных функций представляет собой важную сторону самой науки. Современная наука кардинально отличается от той науки, которая существовала полстолетия назад. Изменился ее характер взаимодействия с обществом.
В современной науке и ее взаимодействии с различными сферами жизни общества выделяют следующие выполняемые ею социальные функции:
• культурно-мировоззренческие (период кризиса феодализма, зарождения буржуазных общественных отношений и формирование капитализма). Влияние на данном этапе обнаруживалось в сфере мировоззрения, во время борьбы теологии и науки;
• как непосредственно производительной силы (эпоха Средневековья). Теология завоевала место верховной инстанции. В сфере зарождавшейся науки остались проблемы частного «земного» характера;
• как социальной силы — научные знания и методы все шире используются при решении разных проблем, возникающих в ходе развития общества. Коперниковским переворотом наука оспорила у теологии право монопольно определять формирование мировоззрения. Это стало первым актом в процессе проникновения научного знания и научного мышления в структуру деятельности человека и общества; именно здесь обнаружились первые признаки выхода науки в социальную проблематику. В этом историческом порядке функции возникали и расширялись.
Что касается функций науки, как непосредственно производительной силы, то сегодня они представляются не только наиболее очевидными, но и первейшими, изначальными, с учетом беспрецедентных масштабов и темпов современного НТП.

0

51

62. Общество как предмет философского исследования. Источники и детерминанты общественного развития

Общество — система деятельности и жизни людей, объединённых территорией проживания, эпохой, традициями и культурой. Общество — объективная реальность, форма существования бытия, обладающая внутренней структурой, целостностью, законами, направленностью развития.

Вопросы общественного развития находились в поле зрения философов с древнейших времен. По мере накопления знаний выделилась специальная философская дисциплина – социальная философия.

Становление знаний об обществе представлено различными школами и направлениями. Главными из них являются:
* социологический идеализм;
* географизм;
* исторический материализм;
* биологизм;
* психологизм;
* техницизм.

Идеализм в социологии исходит из признания первичности духовной стороны общественного развития (логос, Бог, идея, сознание). Материалистические тенденции в обществоведении проявляются в поиске материальных оснований исторического процесса (географические условия, орудия труда, экономические отношения и др.). Наиболее полно и последовательно эти тенденции воплотились в историческом материализме, теоретическая основа которого – материалистическое понимание истории.

Важными проблемами социальной философии являются:
* деятельность человека;
* соотношение объективных закономерностей общественного развития и субъективной деятельности людей.

Различные подходы к проблеме общества и человека обогащают социальную философию, являются условием ее дальнейшего развития.

Источники развития — см. вопрос 63.

0

52

67. Структура морали и формы нравственного отношения к миру

1. Моральное сознание – одна из форм общественного сознания, являющаяся, как и другие его формы, отражением общественного бытия людей. Моральное сознание включает в себя ценности, нормы, идеалы. Здесь мораль проявляет себя как стремление к совершенству.

Моральное сознание — духовная сторона морали: нормы и принципы поведения, целевые установки, эмоции, чувства, переживания, убеждения, волевые акты и другие идеальные факторы. Оно является отражением жизненно-практического и исторического опыта людей в форме индивидуальных и коллективных представлений, выполняет функции механизма социальной преемственности, регулирования и организации жизнедеятельности, обеспечивает оценку результатов поведения личности.

Моральное сознание функционирует на двух уровнях регуляции в отношениях между людьми: эмоционально-чувственном (обыденное сознание) и рационально-теоретическом (этика).

Нравственное самосознание. Это осознание человеком себя к личности и своего места в общественной деятельности людей.

Самосознание является важнейшим компонентом структуры морали. Самосознание в основе своей несет нравственное начало, так как, во-первых, пронизано присутствием (значимостью) другого или других. А во-вторых, образ "Я" изначально содержит в себе "идеал-Я" или стремление к совершенству

2. Моральное поведение, опирающееся на нравственное сознание личности, реализующее ее нравственные отношения, являются результатом становления личности и ее свободного выбора.

Нравственная практика. Включает в себя реальные нравы, поступки, нравственные отношения. Поступки и действия отражает моральную сторону человеческой деятельности. Обладают положительной или отрицательной направленностью и предполагают моральную ответственность.

Поступок — центральный момент нравственного поведения, характеризующий способность человека к сознательной постановке целей, выбору соответствующих средств и самостоятельному внутренне свободному, морально ответственному действию. Кроме поступка в нравственном поведении личности важное место занимают мотивация и оценка (самооценка).

3. Моральные отношения — центральный элемент структуры морали, в котором фиксируются свойства любой человеческой деятельности с точки зрения ее моральной оценки. Наиболее значимыми в нравственном смысле являются такие виды отношений, как отношение человека к обществу в целом, к другим людям, к самому себе.

0

53

40. Постмодернизм: основные положения и представители
1980-е гг. Деррида П.- Ж.,  Лиотар Ж.-Ф., Фуко М., Бодрийар Ж. и др.
Постмодернизм характеризуется двумя основными чертами - распадом характерного для модерна единства и ростом плюрализма. По мнению Лиотара, до последнего времени единство знания, мировосприятия обеспечивалось влиянием "великих базовых идей" - "метарассказов". Это - религия и история, наука и искусство, марксизм и либерализм и т.п. целостные идейные системы, обеспечивавшие целостное восприятие мира. Постмодернизм - это "недоверие к метарассказам", великим "объяснительным системам", это "конец метарассказов". Что означает освобождение мира от унифицирующей монокультуры и выход к культуре многообразия. Признание многообразия и равноценности любых культурных форм, отказ от установления какого бы то ни было иерархического порядка - главный лозунг постмодернизма.
Информационная культура явилась важнейшим фактором становления постмодерна, обусловившим переход от производства вещей (модерн) к производству знаков, символов, информации.
Основными ценностями выступают свобода (freedom), разнообразие, толерантность и взгляд на общество, где «все авторы и актеры» (Луман). Ключевыми понятиями постмодерна являются плюрализм и деконструктивизм, предполагающие решительный отказ от идей целого, универсального и абсолютного, от «гранд-нарративов» («больших повествований» и научных описаний), равно как и от аналитических процедур поиска смысла. Однако постмодерн не отказывается от возможности новых «нарративов», таких как перфоманс (performanse) — текущая событийность, ситуативность; симулакр (творческий монтаж имитированной реальности); эффективность (а не истина); язык и коммуникация как источник легитимации знаний; актуальность задач, относящихся к «здесь и теперь».
Постмодерн много сделал для того, чтобы освободить мышление от упрощающих схем, застывших стереотипов, отживших мифологем, ограниченности позитивистской картины мира, противопоставив им творческое воображение, историко-философскую эрудицию, литературный талант, метафоричность.
Основными средствами реализации замысла выступают текст/контест (новый язык философии) и принцип деконструкции. Автор «деконструкции» — Ж. Деррида начинает ревизию философского рационализма с разрушения устоявшейся типологии и иерархии философских проблем, размывая грани между философией, литературой и критикой, уравнивая философскую и поэтическую рефлексию. С философской точки зрения постмодерна писатели, логики, физики, моралисты занимаются одним и тем же — создают и пересоздают системы описания объектов. Результатом этой деятельности являются бесконечные разговоры внутри локального сообщества в соответствии с его традициями. Деконструкция — наиболее радикальный метод философской критики, для которой предшествующая философия — это письменность. «Только то, что написано, дает мне существование, ибо оно называет меня».
Результатом взгляда на философию-как-на-литературу является глубокая деконструкция истории философии, проступающая в виде дезорганизации, рекомпозиции. Постмодерн критикует разум (рационализм) за инструментальность и малую коммуникативность. «Новый» философский разум в отличие от рационального утверждает парадигму лингвистического поведения (Р. Рорти), для которого характерна общая установка на «размывание контуров», «переломы, просветы, вырезы, края, трещины, обрывы». Новая рациональность — это сформированный на основе информационной культуры иррационализм, выросший из признания символических и виртуальных реальностей третьим, наряду с материальной и идеальной, типом реальности. Для постмодерна тайна (суть) вещей в том, что у них нет сущности.
Черты постмодернистского текста — интертекстуальность, ирония, метаречевая игра. «Страна дискурсов» Дерриды и Лиотара — это сплошная метафоризация и интерпретация текста, приводящая к потере той грани, которая отделяет серьезную теоретическую работу от эстетически экстравагантных языковых игр. Главное —не что сказал автор, а чего не сказал и почему (Деррида).
Деонтологизация мира знаний и знаний о мире приводит постмодернистов к деконструкции истины и объективности. Каждое общество в соответствии с его культурой и историей вырабатывает свое понимание истины и ее критериев. Отсюда неограниченный плюрализм, тотальный либерализм в производстве и выборе дискурсов с установкой на оригинальность, свободу, новизну.
В человеке интересно только неповторимо индивидуальное, неставшее, неоформленное, более человечное, нежели структура. «Нет ничего более бесчеловечного, чем прямая линия». «Забудьте все, чему вас учили — начинайте с мечты». Человек в постмодерне бесконечно плюрален; отсутствие единой системы ценностей ведет к такому множеству позиций, которое не способно стать единством.
Отказ от «внутреннего» — главное в философии сознания постмодерна. Картина сознания предстает в виде интегрированной системы психологических состояний индивида, каждый элемент которой соотносится с другими элементами, а ввод новой информации — с информацией, полученной в прошлом.
История - это процесс закономерной смены эпох. Новая эпоха ничем не обязана предыдущей и ничего не передаст последующей, посколь ку основана на «радикальной прерывности».
Социальная доктрина постмодернизма основана на следующих тезисах:
а) общество являет собой не кинофильм, а «моментальный снимок»;
б) отсутствует, по сути, целеполагание; общество теряет интерес не только к высоким, но и к скромным целям, наступает «гипертрофия средств и атрофия целей» (П. Рикер);
в) общество утратило системность и целостность;
г) в информационном обществе изменилась сущность социализации: девиации (отклонения) важнее, чем классическая «спокойная» социальность.

41. Характерные особенности и место в мировой философии русской философии 19-20 вв. Специфика русской религиозной философии
Отечественные мыслители выделяют ряд особенностей исторического развития русской философии, таких как связь с православной теологией и литературой, антропологическая ориентация, космизм мысли, постоянное внимание к проблемам смысла истории. Эти особенности концентрируются в следующих концептуальных признаках русской философской классики. Онтологизм проявляет себя в придании бытийного статуса гносеологическим и этическим понятиям (онтология «Добра» В. С. Соловьева, «Непостижимого» С. Л.# Франка) в противоположность западной философии; в утверждении реальности как динамического единства Бога, человека и космоса, в мессианской роли человека в деле спасения мира. Метафизичность тесно связана с онтологизмом и выражается в характерном рассуждении о связи мира тварного с миром нетварным, о Боге, о человеческой душе. Отсутствие схоластики как этапа в развитии русской культуры предопределило интуитивизм и связанный с ним гносеологический реализм русской философии, заключающийся в признании высшей формой познания интуицию как опыт непосредственного, живого Чувства реальности. Интуиция стоит выше рационального, интеллектуального познания (отсюда критика западного рационализма); она синтетична по своей сути, ее предмет — целостность мира во всей его сложности и трагичности. Признак антропологизма указывает на то, что в центре философских рассуждений неизменно оказывается человек, его творческие и нравственные силы. По этой причине русские философы уделили исключительное внимание соборным качествам человека, его духу и жизни. Историософичность раскрывается в поиске глубинных духовно-культурных и религиозных архетипов истории, ее софийности (Вл. С. Соловьев, С. Н. Булгаков, П. Флоренский); обсуждение истории направлено на выявление смысла истории. Система ценностей русской философии на разных этапах ее развития в целом сохраняла антиутилитарный, антисциентистский, нравственно-гуманистический характер.
В. Зеньковский, Н. О. Лосский, Н. А. Бердяев и другие авторы, русские религиозные философы, исходили из той мысли, что православие означает иное восприятие и понимание христианства, не-жели католичество и протестантизм, а потому на основе его, в свете его, может быть найден новый подход к основным вопросам куль-туры и жизни, построено новое мировоззрение.
Речь шла о построении действенного и целостного мировоззрения, в котором все его планы - религиозный, философский, культурный, политический, социальный и даже экономический (как у С. Н. Булгакова, П. Б. Струве) - взаимно перекрывались. В результате, русская религиозная философия охватывала не только основные вопросы духовной культуры, но и главные вопросы социально-политической жизни.
В основе истории и духовного развития русского народа лежало христианское православие. Поэтому философия приобретает религиозный характер, что проявляется в русской философии в целом и ее религиозно-идеалистическом направлении в частности. Важнейшие философско-мировоззренческие проблемы по поводу понимания и толкования духовного и материального, веры и разума, смысла жизни, свободы, человека, смерти и бессмертия и другие были в поле зрения как философии, так и религии.
Особенностью русской религиозно-философской мысли является то, что ее носителями были не церковные иерархи, а свободные светские мыслители - А. Хомяков, И. Киреевский, Ф. Достоевский, Л. Толстой, Н. Федоров, В. Соловьев, Н. Бердяев, И. Ильин и др. Светская мысль формировала христианскую философию, не оглядываясь на авторитет иерархов официальной церкви и официального богословия.
Стремление осознать и осмыслить сущность православия, основой которого является свобода духа, вызвало потребность создать православную, христианскую философию. Ее фундамент закладывает Киреевский, определив задачи русской религиозной философии. Хомяков и последующие мыслители возводят на этом фундаменте "философское здание".
На русскую религиозную философию оказала влияние классическая немецкая идеалистическая философия.
Среди основных проблем русской религиозной философии конца XIX - начала XX в. можно выделить следующие. Проблема христианской свободы: свобода трактуется не как борьба за право индивида, а как свобода, реализуемая в соборной жизни, как ответственность во имя высшего достоинства и богоподобия человека. Проблема соборности как духовного коллективизма, противостоящего авторитарности и индивидуализму и сохраняющего свободу личности, коллективизма, не знающего принуждения и внешнего авторитета. Проблема смысла жизни, смерти и воскрешения, соотношения тела и души, веры и разума человека, его активности и призвания. Мессианское предназначение России в мире, призыв к общему делу христианизации мира, к активности человека в сохранении преемственности поколений и устройстве мировой жизни, социальной и космической. Гуманизм как христианская человечность, диалектика человеческого и божественного в человеке, богочеловечество. Сущность христианства и признание возможности религиозного обновления, отношения христианства к миру, культуре, современности. Религиозная космология, рассматривающая человека как вершину и центр космической жизни, как микрокосм.

0

54

42. Метафизика всеединства В.С. Соловьева
B.C. Соловьев (1853 – 1900), один из наиболее ярких представителей религиозной философии конца XIX в., выделялся своим духовным универсализмом. Он был философом, поэтом, историком, публицистом, критиком. "Кризис западной философии", "Критика отвлеченных начал", "Философские начала цельного знания", "Чтения о Богочеловечестве", "Теоретическая философия", "Оправдание добра", "Три разговора" и др.
Важнейшим вкладом в русскую философскую мысль стала заложенная B.C. Соловьевым традиция русской метафизики всеединства, воплощаюшая внутреннюю интенцию русской культуры к синтезу философии и богословия, западной и вос¬точной, рациональной и мистической мысли.
В разработке философии всеединства Соловьев исходит из славянофильской идеи соборности, трансформируя ее в онто¬логический, всеохватывающий, космический принцип. Ядро метафизической схемы всеединства составляет учение о сущем. Значения сущего: а) сущее как абсолютное начало безусловно¬го единства (а не суммы частей) —'Бог; б) сущее как бытие, как начало множественности форм. Бытие необходимо сущему, в противном случае сущее обратилось бы в ничто. Бытие Со¬ловьев называет также сущностью, обозначая сущее как един-ство в бытии. Концепция сущего как начала и как бытия по¬лучила название «положительного всеединства».
Всеединство в философии Соловьева выступает в нескольких аспектах:
— онтологическом — как единство Бога, человека и космоса — «Все едино в Боге»;
— аксиологическом — как единство Истины, Красоты и Добра;
— гносеологическом — как единство трех видов знания: эмпирического (науки), рационального (философия) и мистического (религия). Философия всеединства в этом свете сохраняет единство конкретного («жизненного»), религиозного и отвлеченного (умозрительного); — практическом — как единство общества, государства и церкви. Духовнай основой такого объединения является слияние православия, католицизма и протестантизма. По принципу всеединства существуют все жизнеспособные целостности, в том числе и общество.
Мир, согласно Соловьеву, не может рассматриваться как совершенное создание, непосредственно исходящее из воли одного божественного создателя. Необходимо принять его внутреннюю противоречивость. В этом плане Соловьев демонстрировал диалектический подход в действительности: непрерывная динамика бытия предполагала активное начало мира. Таким началом выступает мировая Душа. Ее основной признак — особая энергия, одухотворяющая все сущее. Но мировая Душа сама нуждается в божественном импульсе: Бог дает мировой душе идею всеединства как определяющую форму ее деятельности. Эта вечная, божественная идея в системе Соловьева получила название Софии-Мудрости. Фундаментальность понятия Софии для философии Соловьева такова, что саму его философскую систему нередко называют софиологией.
Понятие Софии заимствовано из неоплатонизма, но его интерпретация носит оригинальный характер. София — это «душа мира», основа и сущность этого мира, связующее звено между творцом и творением, придающее общность Богу, миру и человечеству. Значения, придаваемые\ Соловьевым софийно-сти, многообразны: это и абсолютное, и богочеловеческое, и антропологическое, и эстетическое, и эсхатологическое. Принципиальным для системы всеединства является представление о возможном конкретном единстве Логоса и Софии: «Осуществляющий в себе и нрсящий это единство Христос, как цельный божественный организм и индивидуальный вместе—есть и Логос и София»,
Механизм сближения Бога, мира и человечества раскрывается в философском учении Соловьева через концепцию Богочеловечества. Реальным и совершенным воплощением Богочеловечества, по Соловьеву, является Христос. Но это не только идеал человеческого образа, но и высшая цель исторического процесса. Человечество придет к торжеству мира и справедливости не ранее того, когда его объединяющим началом станет воплощенный в человеке Бог, переместившийся из центра вечности в центр исторического процесса.
В. С. Соловьев ставит проблему цельного знания, в котором совмещаются принцип автономности разума, на котором основан рационализм, с принципом богооткровенности христианского вероучения, являющимся основой богословия. Тем самым мыслитель ставит более широкую задачу интеграции христианской теологии с естественно-научным и философским Эволюционизмом.

0

55

72. Философское знание и проблемы управления

Сфера управления обществом как активно функционирующей и развивающейся системой (включая управление взаимодействием всего общества с окружающей его внешней средой) является еще одной всеобщей сферой жизнедеятельности людей. Исследованием этой сферы занимается такая отрасль философии, как социология.

Элементы процесса управления системой:
* Власть как субъект управления. Власть принимает решения, связанные с постановкой конкретных задач и целей для всего общества;
* Организации - Управление предполагает, что люди, занятые различными видами деятельности (объекты управления), в основном объединены в организации, так что можно говорить об управлении организованной деятельностью;
* Механизм оценки полученных результатов, чтобы можно было внести изменения в ранее принятые властью решения.

Власть

Центральным звеном всей системы управления общественными процессами и
человеческой деятельностью выступает субъект управления - власть. За исключением
первобытного общества на всех последующих ступенях развития общества субъектом
управления является государство, государственная власть.

Государство:
* Отдельный социальный организм, отделённый границей;
* Устройство властных структур в стране или форма государственного устройства.

На стадии разложения первобытного общества и становления раннеклассового общества в обществе начинает существовать политика. Политика связана с борьбой в обществе различных групп и слоев населения, имеющих разные интересы, за реальное участие в выработке и принятии государственных, властных решений.

Полноценная политическая система западноевропейских стран складывалась на протяжении столетий в ходе отделения общества как свободной деятельности людей от государства. Следствием такого отделения и явилось возникновение и устойчивое существование различных организаций, которые выступают основным звеном связи между государственными органами власти и основной массой населения.

Механизм обратной связи

В государствах, далеких от демократических принципов управления и власти, обратная связь от объекта управления к субъекту управления бывает весьма затрудненной, а порою вообще может отсутствовать.

Проблема обратной связи состоит в том, что информация о процессах, реально происходящих в толще народа, должна идти по другим каналам связи, чем властные распоряжения, идущие сверху вниз, от высших органов власти до рядового
исполнителя. Если нет обратной связи, то власть фактически оказывается без достоверной информации о результатах своей деятельности. Это обстоятельство приводит к резкому снижению эффективности управления.

В связи с усложнением современного общества, ростом численности населения, разнообразных форм объединения людей и отношений между ними во всем мире наблюдается рост самоуправленческих тенденций.

Общественное мнение

Общественное мнение оказывается на пересечении государственных и партийно-политических интересов и целей. Решающую роль здесь призваны играть средства массовой информации. В ходе становления информационного общества сталкиваются и борются две тенденции в использовании информационной техники и информационных возможностей для более эффективного управления обществом.

С одной стороны, многое делается для того, чтобы современное западное общество превращалось не просто в массовое общество, а в общество массового информационного манипулирования человеческим сознанием.

Другая тенденция, также пробивающая себе дорогу в современном мире, представлена в виде первых ростков возникающего коммуникативного общества, то есть общества, основанного на различных формах свободного общения людей между собой.

0

56

66. Индустриальное, постиндустриальное и информационное общество: сущность и тенденции развития

Выделяются следующие основные, важнейшие технологические эпохи развития человечества, разделенные между собой технологическими революциями:

    * архаическая эпоха, когда повсеместно господствовали охота, рыболовство и собирательство, то есть так называемое непосредственное присвоение готовых продуктов, или "даров", природы;
    * аграрная эпоха, последовавшая после неолитической революции в VII-III тысячелетиях до нашей эры, когда на смену охоте и собирательству пришли скотоводство и земледелие, что сразу же в несколько раз увеличило численность населения, привело к накоплению продовольствия и созданию первых государств;
    * индустриальная эпоха, возникшая в XVII-XVIII веках нашей эры в результате промышленной революции;
    * постиндустриальное общество, являющееся логическим продолжением индустриального общества, когда преобладающую роль в производстве начинают играть способности и возможности человеческого интеллекта.

Индустриальное общество

Индустриальное общество - это общество, в котором завершён процесс создания крупной, технически развитой промышленности (как основы и ведущего сектора экономики) и соответствующих ей социальных и политических структур. Вырастает из традиционного общества.

Сам термин принадлежит Сен-Симону, использовался Контом О. для противопоставления нового, формирующегося экономического и общественного уклада прежнему, доиндустриальному (патриархальному). Современные теории индустриального общества представляют собой разновидность технологического детерминизма.

Отличительные особенности индустриального общества:

    * Утверждение индустриального технологического уклада как доминирующего во всех общественных сферах (от экономической до культурной)
    * Изменение пропорций занятости по отраслям: значительное сокращение доли занятых в сельском хозяйстве (до 3-5%) и рост доли занятых в промышленности (до 50-60%) и сфере услуг (до 40-45%)
    * Интенсивная урбанизация
    * Возникновение нации-государства, организованной на основе общего языка и культуры
    * Образовательная (культурная) революция. Переход ко всеобщей грамотности и формирование национальных систем образования
    * Политическая революция, ведущая к установлению политических прав и свобод (пр. всего избирательного права)
    * Рост уровня потребления ("революция потребления", формирование "государства всеобщего благосостояния")
    * Изменение структуры рабочего и свободного времени (формирование "общества потребления")
    * Изменение демографического типа развития (низкий уровень рождаемости, смертности, рост продолжительности жизни, постарение населения, т.е. рост доли старших возрастных групп).

Постиндустриальное общество

Для обозначения постиндустриального общества различные авторы предлагают
и другие определения: "новое индустриальное общество" (Дж. Гэлбрейт),
"технотронное общество" (3. Бжезинский), "информационное общество" (Е. Масуда) и
т.д.

Согласно Дэниэлу Беллу (автору концепции), смысл концепции постиндустриального общества может быть лучше понят, если указать на пять его исходных специфических измерений и компонентов:

   1. сфера экономики: переход от производства товаров к производству услуг;
   2. сфера занятости: преобладание класса профессиональных специалистов и техников;
   3. осевой принцип: ведущая роль теоретического знания как источника нововведений и определения политики в обществе;
   4. предстоящая ориентация: контроль над технологией и технологическими оценками деятельности;
   5. процесс принятия решений: создание новой "интеллектуальной технологии".

В ПИО изменяется сама система материальных и нравственных ценностей. На смену теории трудовой стоимости А. Смита, упрощенной К. Марксом, приходит "информационная теория стоимости" (Е. Масуда) [1]. В производстве товаров и услуг резко умаляется доля физического труда, а также перенос на них стоимости с орудий производства, и увеличивается роль интеллектуального труда, знаний, информации.

0

57

65. Культура и цивилизация: многообразие их форм, особенности взаимодействия

В современном философском языке понятия «культура» и «цивилизация» — одни из самых распространенных и многозначных. Термин «культура» подразумевает на ранних этапах его употребления целенаправленное воздействие человека на природу, а также воспитание и обучение самого человека. Понятие «цивилизация» появилось во французском языке в рамках теории прогресса в XVIII в.
С точки зрения наиболее распространенного и выражающего сущность самого человека деятельного подхода культура рассматривается как:
1. Специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе;
2. качественное своеобразие исторически-конкретных форм этой жизнедеятельности на различных этапах общественного развития, в рамках определенных эпох, формаций, этнических и национальных общностей (античная, феодальная, латиноамериканская, русская культура и т.д.);
3. особенность сознания, поведения и деятельности людей в конкретных сферах общественной жизни (культура труда, быта, художественная, экологическая, политическая культура).
Цивилизация может быть определена как собственно социальная организация жизни, характеризующаяся всеобщей связью индивидов на основе воспроизводства, обеспечивающего ее бытие и развитие общественного богатства.
Современная цивилизация выступает как общество, основанное на идеалах «разума», «справедливости», «уважения прав человека», использования достижений науки и техники, обеспечивающих безопасность и комфорт в жизни человека.
Цивилизация ограничивает врожденный эгоизм людей. Цивилизованный человек — тот, кто не чинит неприятностей другому, принимает его в расчет, при этом вежлив, обходителен, тактичен, внимателен, уважает человека в другом. Культура же есть деятельность, в которой человек реализует свою сущность и субъективность, суть условие его свободы. Культура состоит в общественной ценности человека, а также в обретении им способности целеполагания. Высшая ступень развития культуры заключается в развитии способностей и моральном совершенстве человека, которое проистекает единственно из уважения к нравственному закону, а не только из эмпирической склонности к его выполнению.
Для философии культуры XX в. в еще большей степени характерно разведение понятий культуры и цивилизации. Культура продолжает оставаться символом позитивного в развитии человечества, цивилизация в большинстве случаев получает нейтральную оценку, а нередко и резко отрицательную.
Тем не менее культура и цивилизация органично связаны, их нельзя мыслить как два параллельных рядоположенных процесса. Генетически цивилизация «произрастает» из культуры, она есть в некотором роде культура, но не сама по себе, а с болью и трудами воплотившая себя в эмпирических и подвижных этносоциальных, экономических и политических структурах. Другими словами, цивилизация выступает как отчужденная в институциональных, общезначимых процессах культура. Цивилизация есть совокупность условий, избавляющая людей от затрат невосполнимого времени индивидуальной жизни на заурядное природное выживание. Именно цивилизация вырабатывает средства, постоянно сокращающие вмешательство человека в мир природный — необходимый признак культуры. Материальные ресурсы современной цивилизации позволяют обеспечить бытие индивида, неделимость человека, благодаря чему дух получает куда больше возможностей заняться тем, что соответствует его сути — от воздействия на природу в ее физическом виде обратиться к человеку, его нефизическому бытию. Поэтому
цивилизация, являясь результатом культуры, не противостоит ей.

0

58

49. Глобальный эволюционизм и его выражение в науке и философии 20 века

Сегодня под глобальным эволюционизмом понимают универсальный процесс необратимого изменения от простейших до наиболее сложных форм, который характеризуется генетической преемственностью четырех типов эволюции космической, химической, биологической и социальной. Это рассмотрение неживой, живой и социальной материи как единого универсального эволюционного процесса. Глобальный эволюционизм обеспечивает единство всей совокупности эволюционных процессов во Вселенной, в частности, преемственность процессов прогрессивной эволюции.

Наряду со стремлением к объединению представлений о живой и неживой природе, социальной жизни и технике, одна из его целей - потребность интегрировать естественнонаучное, обществоведческое и гуманитарное знание. В этом своем качестве концепция глобального эволюционизма претендует на создание нового типа целостного знания, сочетающего в себе научные, методологические и философские положения.

В качестве оформившейся концепции и значимого элемента современной картины мира глобальный эволюционизм дал о себе знать в последней трети XX в. в трудах специалистов по космологии (Н.Н. Моисеев, А.Д. Урсул).

В основе схемы глобального эволюционизма, согласно Н. Н. Моисееву, лежат следующие исходные принципы:

* Вселенная - это единая саморазвивающаяся система;
* эволюция систем носит направленный характер: развитие идет по пути усложнения систем, роста их разнообразия и уменьшения их стабильности;
* во всех ее процессах неизбежно присутствуют случайные факторы, влияющие на их развитие;
* во Вселенной господствует наследственность: настоящее и будущее зависят от прошлого, но не определяются им однозначно;
* динамику мира можно представить как постоянный отбор, когда из множества виртуальных состояний система избирает наиболее реальные;
* принцип отбора допускает существование бифуркационных состояний, в результате последующая эволюция оказывается принципиально непредсказуемой, ибо вступают в силу случайные факторы, действующие в период перехода.

Разработка идеи глобального эволюционизма имеет своей первоочередной задачей ликвидацию разрывов между разными областями бытия. Поэтому внимание сторонников идеи глобального эволюционизма обращено на те области знания, которые могли бы быть экстраполированы на весь универсум и были бы способны связать в некое единство разные фрагменты бытия. Такими дисциплинами оказываются термодинамика, эволюционная биология и в последнее время – синергетика. Но глобальный эволюционизм вскрывает также и противоречия между положениями эволюционной теории Дарвина и вторым началом термодинамики. Первая провозглашает отбор и усиление упорядоченности форм и состояний живого, вторая — рост энтропии — меры хаотизации.

Важным в теории глобального эволюционизма является понятие «коэволюция», обозначающее новый этап согласованного существования природы и человека. Концепция коэволюции базируется на принципах, согласно которым человечество, изменяя биосферу в целях приспособления ее к своим потребностям, должно изменяться и само с учетом объективных требований природы. В концентрированном виде она выражает исторический опыт человечества, содержащий в себе определенные регламентации и императивы социоприродного взаимодействия. Разработка идей коэволюции требует четкой формулировки системы экологических императивов, способных снизить опасность угрозы уничтожения естественных ландшафтов природы, ее разнообразных живых организмов, самого человека и всей жизни на планете.

В настоящее время идея глобального эволюционизма — это не только констатирующее положение, но и регулятивный принцип. С одной стороны, он дает представление о мире как о целостности, позволяет осмыслить общие законы бытия в их единстве, а с другой — ориентирует современное естествознание на выявление конкретных закономерностей глобальной эволюции материи на всех ее структурных уровнях, на всех этапах ее самоорганизации.

http://bsuir.unibel.by/m/12_100229_1_57617.doc

0

59

69. Искусство как предмет философского исследования

Искусство — процесс и итог значимого выражения чувств в образе. Также высокая степень умения, мастерства в любой сфере деятельности. Искусство, одна из форм общественного сознания, составная часть культуры человечества.

Соотношение искусства и философии исторически менялось.
Для первобытной культуры характерен синкретизм общественного сознания и деятельности - первобытное искусство тесно слито с моралью и религией, представлявшей собой сложный синтез тотемизма, анимизма, фетишизма и магии. Искусство являлось отражением природы, окружающей человека, его трудовой деятельности - охоты, земледелия, собирательства.
В античности представление об искусстве наиболее ярко выразил Аристотель в своем знаменитом трактате - "Об искусстве поэзии", определивший искусство как "мимезис" - подражание. С точки зрения античного мыслителя всякое искусство основано на подражании, которое представляет собой познавательный процесс. Кроме того, Аристотель считает, что подражание способно доставлять людям удовольствие. Выдающийся вклад Аристотеля в философию искусства заключается также в том, что он впервые попытался дать классификацию искусства.
Все виды и роды искусства отличаются друг от друга по предмету, способу и средствам подражания. Например, музыка и пение использует гармонию и ритм, живопись и скульптура - краски и формы. Искусство танца использует ритм без гармонии, поэтическое искусство пользуется метром и ритмом.
Для эпохи Возрождения не было ничего эпатирующего в том, что Леонардо да Винчи называл живопись истинной философией, поскольку живопись по его словам самостоятельно обнимает первую истину. Аналогичная миссия признавалась и за поэзией и за архитектурой. Искусство в эту эпоху вмещало в себя весь состав фундаментальных мыслей о мире, и потому оно шло рука об руку с философией. Для 19 в. на первый план выдвинулось проблема иерархического строения здания гуманитарных наук. Так, Романтизм, ставя искусство выше науки, провозглашали его главенство над философией, а Гегель, наоборот, при всей признаваемой им значимости эстет венчал здание самопознания абсолютной идеи его высшей формой - философией.
Вопрос о соотношении искусства и философии действительно очень сложен, Между этими видами чел деятельности очень много общего, но нет полного внутреннего тождества. Эти формы духовной деятельности все же противопоставимы с точки зрения своих познавательных средств, своей конечной цели и языка. Философия в этом отношении ближе к науке - она тяготеет к логико-понятийному аппарату, систематичности. Искусство же ориентировано на образно-символические формы познания и выражения, кот не предполагают своей рассудочной воспроизводимости.  Искусство и философия, т.о., - это взаимозависимые, но различные формы общего сознания, которые, несмотря на близость своих содержательных областей, свою направленность на предельно общие вопросы духа и бытия, отличаются методом познания и выражения. Философия, в сущности, может быть растворена в понятиях и подана в безличной форме. Искусство же не поддается такому растворению и обезличиванию.

0

60

64. Проблема типологии исторического процесса (М. Вебер, К. Маркс, А. Тойнби.)

Маркс и Тойнби — см. вопрос 63.

Если для Маркса главным является материальная производственная деятельность, то для Вебера — социально ориентированное поведение людей. По его мнению, все виды человеческой деятельности внутри общества подразделяются на четыре типа социальных отношений [3]:

    * традиционный, основанный на обычаях и привычных образцах поведения;
    * целерациональный, который характеризуется использованием разнообразных средств для достижения цели;
    * рациональный с точки зрения используемых средств, но нерациональный с точки зрения цели. Вебер называет его ценностно-рациональным. Такие отношения всегда подчинены определенным требованиям, в выполнении которых индивид видит свой долг;
    * аффективный, продиктованный эмоциональными побуждениями.

Указанная схема послужила Веберу основой для описания общества как единого целого. Вебер, таким образом, выступал за общество, которое он рассматривал не как общину, а как обусловленную социальными закономерностями совокупность социальных отношений. «Общество — это конгломерат социальных групп, причем частичные расхождения во взглядах и интересах обусловлены различным статусом, а частичное совпадение во взглядах и интересах требует исследования имевших место в прошлом конфликтов и причин их возможного разрешения, ведущего к формированию модели господства и согласия». Социальная структура общества рассматривается здесь как многомерная система, в которой важное место приобретают статус и власть. Тенденцию самого исторического процесса Вебер видел в движении в сторону целерационального действия, где рационализация выступает как систематическое вытеснение иррациональных, ценностных, аффективных и традиционных компонентов действия.

Типы обществ Вебер различает по следующим параметрам: форме собственности, преобладающей технологии, рынку рабочей силы, способам экономического распределения, природе законов, распространенным мотивациям.

Традиционными Вебер называет все прежде существующие типы обществ. Важнейший признак традиционных обществ — отсутствие в них господства формально-рационального хозяйства. Хозяйство руководствуется не только экономическими, но и внеэкономическими критериями — традицией, ценностями. При таком функционировании экономики удовлетворяются потребности общества в целом и вместе с тем не нарушаются некие общепризнанные этические нормы.

Формально-рациональное хозяйство, в свою очередь, ориентируется только на рентабельность и не признает внеэкономических регуляторов. Формально-рациональный характер капиталистической экономики означает ее автономию по отношению к человеческим потребностям, удовлетворение которых составляет цель хозяйственной деятельности в традиционных обществах.

Формальная рациональность хозяйства, или рыночные отношения, по Веберу, определяется мерой технически для него возможного и действительно применяемого им расчета. Она осуществляется в соответствии с принципами свободного рынка, независимой от вмешательства государства экономики. Организующим принципом распределения и потребления в формально-рациональном хозяйстве, таким образом, выступает рынок. В условиях рынка, по Веберу, формируется новый тип человека — человек экономический (Homo economicus), поведение которого ориентировано на достижение экономического интереса. Понятие формальной рациональности — это идеальный тип, но движение в направлении формальной рациональности есть, по Веберу, движение самого исторического процесса с последовательным вытеснением традиционного и ценностно-рационального типов социального поведения целерациональным.

Наивысшей стадией развития современного общества Вебер считал капитализм, как рациональность в наиболее конкретизированном виде. Здесь капитализм выступает как «идея капиталистической культуры», то есть культуры, где господствуют только интересы реализации частных капиталов. Основными факторами генезиса капитализма, по Веберу, являются не материальные, а духовные явления, из которых главное — протестантская религия, проповедующая неустанный труд, аскетическое поведение, благоразумие.

0


Вы здесь » УВЭД » Учеба » Экзамен по философии (аспирантура)