25. Основные проблемы объяснительные принципы философии эпохи Просвещения
Под П. принято понимать культурно-идеологическое и философское движение об¬щественной мысли, связанное с эпохой утверждения ка¬питалистических отношений. Будучи закономерной сту¬пенью в культурном развитии любого государства, всту¬пающего на путь индустриализма, П., независимо от на-циональных особенностей его проявления в той или иной стране, отличается целым рядом общих черт, сре-ди которых: демократизм, связанный с необходимостью приобщения к культуре и знанию широких слоев обще¬ства; рационализм, означающий веру в неограниченные возможности человеческого разума (согласно Канту, П. — это "выход из состояния несовершеннолетия", которое есть "неспособность пользоваться своим рассуд¬ком без руководства с чьей-либо стороны... Имей муже¬ство пользоваться собственным умом"); исторический оптимизм, вера в прогресс науки и общества, в наличие единых целей исторического развития.
В строгом смыс¬ле слова П. впервые оформляется во Франции — стране, где его основные черты выразились с наибольшей клас¬сической четкостью и радикальностью, приобретая наи¬более яркие и последовательные формы. Зародившись в начале 18 в., оно развивалось в обстановке острого кри¬зиса абсолютизма, вплоть до начала Французской рево¬люции 1789, свержения монархии и якобинской дикта¬туры. У истоков французского Просвещения стояли Вольтер, Монтескье, Ж.Мелье. С середины 1740-х раз¬вернули свою деятельность Ламетри, Дидро, Кондильяк, Руссо, Гельвеции и Гольбах. Начиная с этого време¬ни и вплоть до начала 1780-х ими, вместе с не прекра¬щавшим свою деятельность Вольтером, были разрабо¬таны основные идеи просветительского мировоззрения: приоритет разума как высшей инстанции при решении всех проблем человеческого общества, свободомыслие и антидогматизм, антиклерикализм, политический ради¬кализм. Передовые взгляды французских философов-просветителей в значительной мере определили содер¬жание просветительской мысли в целом, оказав замет¬ное влияние на последующее развитие философии.
С середины 18 в. — на путь П. вступила Германия, где в это время сложилась целая Плеяда блестящих мыслителей: Лессинг, Гердер, Гете, Щиллер и др., оказавшие большое влияние и по сути Подготовившие почву для великих идеалистических си¬стем Канта, Фихте, Шеллинга и Гегеля. В отличие от французского, немецкое П. отличалось крайне осторож¬ным отношением к религии, что в определенной мере было связано с предшествующей П. эпохе Реформации, решившей часть крайне остро стоявших в католической Франции проблем или, по крайней мере, смягчившей их благодаря введению здесь специфически немецкой фор¬мы протестантизма — лютеранства. Другой особеннос¬тью немецкого П. явилось наличие здесь в отличие от ряда других стран объединяющей идеи, сумевши спло¬тить различных по духу его представителей — от самых радикальных до, в большинстве своем, очень умерен¬ных. Такой стала идея национального единства немец¬кого народа, его права на свободное развитие нацио¬нальной культуры, литературы и языка, что впоследст¬вии во многом содействовало складыванию единого гер¬манского государства. Можно отметить такую черту не¬мецкого П., в целом, и немецкой литературы, в особен¬ности, как их высокую степень философичности, что во многом способствовало их единству с высочайшими об¬разцами профессиональной немецкой философии. Во второй половине 18 в. и в начале 19 в. просветительские идеи развиваются в Северной Америке (Т.Пейн), в Рос¬сии (А.Радищев, И.Новиков и др.).
27. Основоположения этики, категорический императив, проблема человека и его свободы в философии Канта
Этическое учение Канта изложено в «Критике практического разума». Этика Канта основана на принципе «как если бы». Бога и свободу невозможно доказать, но надо жить как если бы они были. Практический разум — это совесть, руководящая нашими поступками посредством максим (ситуативные мотивы) и императивов (общезначимые правила). Императивы бывают двух видов: категорические и гипотетические. Категорический императив — требует соблюдения долга. Гипотетический императив — требует, чтобы наши действия были полезны. Существует две формулировки категорического императива:
«Поступай всегда так, чтобы максима (принцип) твоего поведения могла стать всеобщим законом (поступай так, как ты бы мог пожелать, чтобы поступали все)»;
«Относись к человечеству в своем лице (так же, как и в лице всякого другого) всегда только как к цели и никогда – как к средству».
В этическом учении человек рассматривается с двух точек зрения:
Человек как явление;
Человек как вещь в себе.
Поведение первого детерминировано исключительно внешними факторами и подчиняется гипотетическому императиву. Второй — категорическому императиву — высшему априорному моральному принципу. Таким образом, поведение может определяться практическими интересами и моральными принципами. Возникает 2 тенденции: стремление к счастью (удовлетворению некоторых материальных потребностей) и стремление к добродетели. Эти стремления могут противоречить друг другу и возникает «антиномия практического разума».
Человек не свободен как явление природы, естественное существо, определяемое законами природы. Человек, говорит Кант, “ может быть сколь угодно изобретателен, но он не может навязать природе другие законы”. Он не свободен как чувственное существо, обусловленное своими восприятиями, переживаниями, страстями. Каждый поступок человека происходит в определенный момент времени, который необходимо обусловлен тем, что предшествует ему во времени. Следовательно, “в каждый момент времени, в который я действую, я никогда не бываю свободным”. Но есть лишь форма бытия явлений, Его нет в мире “вещей в себе”. Время идеально, оно - чувственное априорное созерцание, имеющее отношение лишь к чувственно воспринимающему миру. Именно идеальность времени делает возможной свободу.
28. Принципы построения и противоречия философской системы Гегеля. Предмет и метод философии. Критика рассудочной метафизики
Диалектика Гегеля (1770-1831) носит ярко выраженный рационалистический характер, задумана как наука, основанная на логике, определенной системе понятий, разуме. Альфой и омегой гегелевской философии, ее общим пафосом является провозглашение разумности мира, его рациональности: «что разумно, то действительно; и что действительно, то разумно». Абсолютное тождество бытия и мышления — главный системообразующий принцип в философии Гегеля, который последовательно развивается, конкретизируется при рассмотрении логики, природы, мышления (духа).
В мире ничего не погибает бесследно, а служит материалом, исходной ступенью для появления нового. Эта закономерность отражается категорией снятие, а также категорией отрицание, которую Гегель широко применяет в своей философской системе. Каждая категория выражает один какой-либо момент, аспект процесса развития и служит одновременно исходным пунктом для следующей категории, которая отрицает, снимает предшествующую категорию. Новое отрицает старое, но отрицает диалектически: не просто отбрасывает его в сторону и уничтожает, а сохраняет и в переработанном виде использует жизнеспособные элементы старого для созидания нового. Такое отрицание Гегель называет конкретным.
Отрицание для Гегеля не одноактный, а по сути дела бесконечный процесс. И в этом процессе он всюду находит связку из трех элементов: тезис -- антитезис -- синтез. В результате отрицания какого-либо положения, принимаемого за тезис, возникает противоположение (антитезис). Последний с необходимостью подвергается отрицанию. Возникает двойное отрицание, или отрицание отрицания, что ведет к возникновению третьего звена, синтеза. Оно на более высоком уровне воспроизводит некоторые черты первого, исходного звена. Вся эта конструкция называется триадой.
В философии Гегеля триада выполняет не только методологическую функцию, но и функцию системосозидающую. Это не только содержательный принцип, или закон диалектики, но и способ построения системы. Вся структура гегелевской философии подчиняется тройственному ритму, строится в соответствии с требованиями триады. В целом философия Гегеля делится на три части: -- логику, философию природы и философию духа. Это триада, где каждая часть выражает закономерный этап диалектического развития. Логику он делит тоже на три части: учение о бытии, учение о сущности и учение о понятии. Каждая из указанных частей также является триадой. Учение о бытии, например, включает в себя определенность (качество), величина (количество), мера. Качество состоит из трех частей: a) бытие, b) наличное бытие, c) для-себя-бытие.
Гегелевская философия проникнута глубоким противоречием. Метод, разработанный Г., направлен на бесконечность познания. Поскольку же объективной основой его является абсолютный дух, а целью - самопознание этого абс. духа, постольку познание конечно, ограничено. То есть система познания, пройдя цикл познавательных ступеней, завершится последней ступенью - самопознание, реализацией которого является сама философия Гегеля. Т.о., противоречие между методом и системой Г. есть противоречие между конечным и бесконечным. Данное противоречие у Г. отнюдь не диалектично, ибо не явл. источником дальнейшего развития. Фил Г оказалось обращенной в прошлое - отражение пути, пройденного человечеством, при этом настоящее есть вершина, конечная ступень. К тому же нет диалектики материи - нет ее развития во времени, так как это просто результат материализации идеи или ее отчуждения.
Выступая против метафизиков, рассматривавших понятия вне связи друг с другом, абсолютизировавших анализ, Гегель выдвинул диалектическое положение о том, что понятия взаимосвязаны между собой. Таким образом, Гегель обогатил философию разработкой диалектического метода. В его идеалистической диалектике заключалось глубокое рациональное отражение. Рассматривая основные понятия философии и естествознания, он в известной мере диалектически подходил к истолкованию природы, хотя в своей системе он и отрицал развитие природы во времени.
29. Идеалистическая диалектика Гегеля
Гегелевская система объективного идеализма состоит из трех основных частей. В первой части своей системы - в "Науке логики" - Гегель изображает мировой дух (называемый им здесь "абсолютной идеей") таким, каким он был до возникновения природы, т.е. признает дух первичным. Идеалистическое учение о природе изложено им во второй части системы - в "Философии природы". Природу Гегель как идеалист считает вторичной, производной от абсолютной идеи. Гегелевская идеалистическая теория общественной жизни составляет третью часть его системы - "Философию духа". Здесь абсолютная идея становится по Гегелю "абсолютным духом". Таким образом, система взглядов Гегеля носила ярко выраженный идеалистический характер.
Существенная позитивная особенность идеалистической философии Гегеля состоит в том, что абсолютная идея, абсолютный дух рассматривается им в движении, в развитии. Учение Гегеля о развитии составляет ядро гегелевской идеалистической диалектики и целиком направлено против метафизики. Особенное значение в диалектическом методе Гегеля имели три принципа развития, понимаемые им как движение понятий, а именно: переход количества в качество, противоречие как источник развития и отрицание отрицания. В этих трех принципах, хотя и в идеалистической форме, Гегель вскрыл всеобщие законы развития. Впервые в истории философии Гегель учил, что источником развития являются противоречия, присущие явлениям. Мысль Гегеля о внутренней противоречивости развития была драгоценным приобретением философии.
Категории качества и количества. Качество это то, без чего объект существовать не может. Количество безразлично к объекту, но до определенного предела. Количество плюс качество есть мера.
Три закона диалектики (суть истории развития).
1. Закон перехода количественных отношений в качественные (при изменении количественных отношений после определенной стадии происходит изменение качества из-за неразрушения меры).
2. Закон направления развития (отрицание отрицания). Голое отрицание - нечто идущее после данного объекта, полностью его уничтожающее. Диалектическое отрицание: сохраняется нечто от первого объекта - воспроизведение этого объекта, но в другом качестве. Вода - лед. Смолотить зерно - голое отрицание, посадить зерно - диалектическое отрицание. Развитие происходит по спирали.
3. Закон единства и борьбы противоположностей. Противоречие между формой и содержанием, возможностью и реальностью. Причина развития - единство и борьба противоположностей. Это присуще духу. Изначально тождество, но потенциально таит различие. Тождество - различие - противоположность. Противоположности взаимодействуют, то есть борются. Борьба ведет к трем исходам: взаимное уничтожение, иллюминация одной из сторон или компромисс.
30. Основные принципы антропологического материализма Фейербаха. Антропология как универсальная наука.
Философия Ф. – учение, в котором выдвигается и обосновывается идеал жизни по принципу «человек человеку Бог». Человек и религия – ведущая тема. Ф. ставит задачу создания «новой философии», «единственный. Универсальный и высший предмет» которой – человек. «Новая философия» соединяет в себе философию и религию. Как философия, она есть философская антропология – теория человека, опирающаяся на разум, науку, практику, чувственный опыт. Как религия, она культивируетпоклонение человеку, освящает любовь между людьми, единение в отношениях Я-Ты. Этика новой философии – эвдемонизм, т.е. этика индивидуального счастья, каковым считается самореализация отдельного человека в соответствии с природой и обществом. Главное препятствие к счастью – отчуждение человеческой сущности. Человек обесценивает себя, когда приписывает воображаемым сверхъестественным существам свои силы. Необходимо преодолеть отчуждение, отказаться от религии, ядром которой является потустороннее божество, изменить сознание и людей, руководствуясь убеждением «Ничто человеческое мне не чуждо».
Принцип антропологизма: философские проблемы человека и общества трактуются, исходя из понимания природы человека. Носителем которой является индивид. Человек – высшее творение природы, существо телесно-психическое, единство жизни тела, ума и сердца. Человек обладает изначальной неизменной природой, не зависящей от национальности, социального статуса, эпохи. Характерными чертами этого человека выступают любовь к жизни, стремление к счастью, инстинкт самосохранения, эгоизм, которые и определяют его поведение в культуре. Фейербах исходил из того, что человек изначально естествен и к нему неприменимы оценочные характеристики (добрый, злой и т.д.) и только условия человеческой жизни делают его тем, кем он становится.
Идеалистические воззрения на общественные явления вытекают из стремления Фейербаха применить антропологию как универсальную науку к изучению общественной жизни. Идеализм Фейербаха особенно ярко проявляется в исследовании религии и морали. Религия рассматривается им как отчуждение человеческих свойств: религия выступает как «бессознательное самосознание» человека. Причины такого удвоения Фейербах видит в чувстве зависимости человека от стихийных сил природы и общества.
С точки зрения Фейербаха, идеализм есть не что иное, как рационализированная религия, а философия и религия по самому их существу, считал Фейербах, противоположны друг другу. В основе религии лежит вера в догматы, тогда как в основе философии - знание, стремление раскрыть действительную природу вещей. Поэтому первейшую задачу философии Фейербах видел в критике религии, в разоблачении тех иллюзий, которые составляют сущность религиозного сознания. Религия и близкая к ней по духу идеалистическая философия возникают, по мнению Фейербаха, из отчуждения человеческой сущности, посредством приписывания богу тех атрибутов, которые в действительности принадлежат самому человеку.
Антропологический принцип Фейербаха в теории познания выражается в том, что он по-новому интерпретирует само понятие ”объект”. По Фейербаху, понятие объекта первоначально формируется в опыте человеческого общения, и поэтому первый объект для всякого человека - это другой человек, ”Ты”. Именно любовь к другому человеку есть путь к признанию его объективного существования, а тем самым к признанию существования вообще внешних вещей.
Из внутренней связи людей, основанной на чувстве любви, возникает альтруистическая мораль, которая, по убеждению Фейербаха, должна встать на место иллюзорной связи с богом. Любовь к богу, согласно немецкому философу, есть лишь отчужденная, ложная форма подлинной любви - любви к другим людям.
31. Фейербах о социальных функциях религии и причинах ее возникновения и существования
Фейербах задаётся целью показать, каким путём в человечестве и в человеке постепенно складывается известное религиозное миросозерцание. Истинно и реально лишь чувственное; сверхчувственного, как некоторой сущности, лежащей вне природы и человеческая сознания, нет. Наклонность к религиозному творчеству коренится в природе человека, проистекая из присущего человеческому духу стремления к антропоморфизму, т.е. люди обнаруживают стремление проектировать свои черты вовне. Религия есть важнейший вид такого антропоморфизма. Лучшие стороны своего «я» — своих помыслов, чувств и желаний — люди издревле ипостасировали в божественные реальности. Импульсом к этому одухотворению и обоготворению собственных идеалов в человечестве была всегдашняя резкая противоположность между тем, что есть, и тем, что должно быть. Религиозное творчество стремится устранить противоположность между желанием и достижением, которая всегда так мучительно ощущалась человеком. Боги — дети желания, продукты фантазии. Не Бог сотворил человека «по образу и подобию своему», а наоборот, человек сотворил богов. Человек в области религиозного творчества в воображении удовлетворяет стремлению к счастью. Он познает им же самим созданных богов, как сверхчеловеческие сущности; но это противоположение божеского и человеческого основано на иллюзии. Тем не менее историческое значение религии было огромное, так как она воплощала в себе лучшие идеи и чувства человечества, объединяя в древнейший период все сферы знания, искусства и практической деятельности.
Эмоциональная её основа также теряет своё значение. Религиозная потребность проистекала из невозможности удовлетворить желаниям и идеалам; но по мере прогресса наук, искусств и социальных форм жизни эти идеалы мало-помалу осуществляются, и религия утрачивает то положительное значение, какое она имела в прошлом. В религиозных воззрениях Фейербаха важна по своему историческому значению не метафизическая, а психологическая сторона. Атеистическая основа его религии человечества не представляла ничего нового, но нова и оригинальна психологическая попытка выяснить процесс естественного происхождения религиозных миросозерцаний, вовсе не связанная необходимо с выводами в духе догматического атеизма, к которым приходит Фейербах.
32. Основные идеи и объяснительные принципы философии К. Маркса
Карл Маркс (1818-1883) — создатель и творец диалектико-материалистической философии.
Переустройство мира к лучшему происходит не в результате одного лишь распространения идей разума и человечности (Просвещение), а в результате соединения человеческой активности и стихийных условий, сознательной деятельности и материальной необходимости на основе практики.
Философия – наука, направленная не только на объяснение мира, но и на его практическое изменение. Практика подразумевает всю совокупную деятельность человечества по преобразованию природы и общества, в процессе практики происходит познание мира.
В своей философской концепции Маркс с самого начала продолжал решать традиционную для европейской мысли проблему отчуждения человека в обществе, где господствует частная собственность на средства производства, и искал пути преодоления этого отчуждения. Эта проблема обсуждается в «Экономическо-философских рукописях 1844 года». Поскольку базисом любого вида отчуждения выступает экономическое отчуждение или отчужденный труд, то Маркс в дальнейшем много занимается концептуальным анализом природы и особенностей функционирования капиталистической системы экономики. При этом проблемы конкретного человека отходят на второй план, заменяются социальными. Движущей силой выступает материя. Маркс специально подчеркивает, что для него идеальное — «материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней».
Движущей, материальной силой в обществе является деятельное отношение человека к окружающему миру, главным звеном которого выступает материальное производство. Материя при подобной интерпретации не сводится к некой неизменной субстанции, она исторична и динамична. На этом построена и соответствующая теоретико-познавательная концепция. В ней Маркс реинтерпретирует традиционную онтологию материализма, где только познающий субъект активен, а познаваемый объект всегда пассивен.
В концепции Маркса исследователь в процессе познания имеет дело не с природой самой по себе, а с природой, данной «субъективно», как «человеческая чувственная деятельность, практика». Тем самым познание — сложный процесс взаимодействия субъекта и объекта. «Вопрос о том, обладает ли человеческое мышление предметной истинностью, — вовсе не вопрос теории, а практический вопрос».
При решении социально-философских проблем Маркс продолжал традиции эпохи Просвещения и Гегеля, верил в науку и прогресс, рассматривая развитие общества как естественно-исторический процесс смены общественно-экономических формаций. В трактовке этих проблем сказалось влияние господствовавшей классической научной парадигмы.
33. Материалистическое понимание истории. Диалектика общественного сознания и общественного бытия.
История - процесс взаимодействия человека и природы. Субстанцией исторических изменений - способ производства материальных благ, а в качестве ведущей тенденции истории выступает поступательное развитие – общественный прогресс – это движение к свободе, которое предполагает нарастание духовного и материального богатства жизни, ее многообразия и в то же время целостности, гармоничности, увеличение возможностей выбора различных способов жизни. Основа этого прогресса – развитие материального производства: осваивая силы природы, человек освобождает время и средства для духовного развития, для более творческого характера труда. Развитие потребностей человека идет в соответствии с производительными силами общества, в т.ч. и развитие их духовных запросов. Т.о. материальный фактор оказывается определяющим в развитии социальной системы.
Истрия развивается закономерно: есть объективные законы общественного развития. Специфика общественных законов проявляется в том, что: 1. В них с наибольшей силой выражена статистическая природа. Они прослеживаются на больших количествах людей и в больших временных интервалах. 2. Они складываются на основе сознательной деятельности людей, которая включена в механизм действия этих законов. Условия удовлетворения потребностей определяют мотивы деятельности людей, типизируя их. Столкновение воль порождает независимый от воли результат как равнодействующую всех воль. Необходимость возникает из самой деятельности людей и господствует над ними. Поэтому социальные законы выступают как законы-тенденции.
Марксова идея о смене общественно-исторических формаций как естественно-историческом процессе возникает на пересечении идеи закономерного характера исторического процесса Гегеля и позитивизма Конта, обосновавшего необходимость построения такой науки об обществе, которая исследовала бы регулярности общества по образцу естественно-научного знания – изучая эмпирические факты и их соотношения.
Материалистическое понимание истории устанавливает детерминационную зависимость между различными типами человеческой деятельности и различными типами общественных отношений. К основным идеям исторического материализма относятся: утверждение примата обществ бытия над обществ сознанием, закона об определяющей роли материального производства в развитии общества, зависимости всех систем общества от конкретно-исторической совокупности производственных отношений (базиса), в единстве с которым они образуют органическую целостность (общественно-экономическую формацию). Вследствие действия закона соответствия производственных отношений (собственность на ср-ва производства, распределение продукта) уровню и характеру развития производительных сил (ср-ва производства и производители) происходит смена оного способа производства другим.
Принцип практики Маркса требовал учесть активность больших социальных групп, связанных со старым и идущим ему на смену новым способами производства, поэтому важное место отводится учению о классах и классовой борьбе: существование классов исторически преходяще; их уничтожене лежит через установление диктатуры пролетариата. Пролетариат из пассивного объекта эксплуатации (класс-в-себе) должен превратиться в социальную силу, объединенную общей идеологией, политическую партию (класс-для-себя).
34. Философия жизни (Дильтей, Бергсон)
Философия жизни говорит о сомнительности исторического прогресса, релятивности истины, иррациональности истории и самой души человека. Выдвигается идея изучения жизни отдельного человека и важности ее анализа для философии. Подсознание и интуиция становятся центрами философской антропологии.
ФЖ возникает преимущественно в Германии в конце 19 в. Основные представители: Ницше, Дильтей, Бергсон и др. Смысловой центр – понятие «жизнь» как первичная, фундаментальная реальность, органическая целостность, предшествующая разделению на объект и субъект, материю и дух, бытие и сознание.
Не «жизнь для культуры» (классика), а «культура для жизни» - формула философии жизни, подчеркивающаябезоценочность жизни, присущее жизни стремление продлить свое бытие. Наука, разум опираются на естественно-научные критерии научности. Но успехи естественных наук как познания вещей резко контрастируют с их бессилием перед человеческими проблемами. Наиболее адекватным средством познания жизни выступают интуитивные основы творчества, художественный образ, миф, метафора. Диалектика человека – это не диалектика логического разума, а диалектика исторического разума, который всегда находится в развитии и движении.
Дильтей (1833-1911) попытался обосновать идею жизни как парадигму нового мировоззрения Запада и исследовательскую программу гуманитарного знания. Жизнь – это поток культурно-истрически обусловленных переживаний человека. Каждое состояние жизни – это собтие или свершение, коррелятором которого является, с одной стороны, самотождественность жизни, а с другой – объективный мир. В структуре состояния жизни Д. выделяет 3 момента:
• репрезентативный момент внешнего или внутреннего мира приводит к возникновению у индивида и в обществе объективного образа мира
• момент аффиктивного стимула – к проверке жизненных ценностей, связанных с этой картиной мира
• волевой момент высвечивает принципы действия, управляющие жизнью.
Жизнь – загадка для человеческого разума. 3 способа ее разрешения, соответствующие трем типам мировоззрения: религиозный, художественный, философский. Трем типами философского мировоззрения являютсянатурализм (материализм, позитивизм), объективный идеализм (стоицизм, Спиноза, Гегель), идеализм свободы (Платон, Кант). Все они – порождение самой жизни, ее трех тенденций. Философия понимается исходя из структуры жизни – герменевтика, в основании которой - многогранность жизни (отдельные явления – это моменты целостной духовной жизни эпохи). Поэтому философия должна основываться на совокупности знаний жизненных проявлений – психологии, истории, филологии, религии и др.
Бергсон(1859-1941): в определенный момент времени в некоторых местах пространства возник поток жизни, который через сформированные организмы переходит от одного зародыша к другому. Жизненный поток стремится преодолеть препятствия, создаваемые материей. Совокупность препятствий представляет вещественность организма. Жизнь идет вперед нелогично, но общее устремление жизни сохраняется. Для того чтобы иметь возможность развернуться, жизненный порыв (elan vital) разделяется на разные направления. Так, сначала возникло великое разделение на царство растений и царство животных: растения накапливают энергию с тем, чтобы животные могли черпать ее у них и использовать ее как взрывчатое вещество для свободного действия. Соответственно, растения привязаны к земле, а сознание у них еще спит, пробуждаясь лишь в мире животных.
В царстве животных жизненный порыв снова разделяется на два разных направления: в одном он завершается в социальных насекомых, в другом - в человеке. В первом жизнь ищет подвижности и приспособленности через инстинкт, то есть способность употреблять или даже создавать органические орудия. Инстинкт познает свои объекты путем симпатии, изнутри, и действует безошибочно, но всегда однообразно. Зато на линии развития позвоночных животных образуется интеллект (intelligence), то есть способность изготовлять и использовать неорганические орудия. По своей внутренней сущности интеллект направляется не на вещи, а на отношения, формы; поэтому он познает свой предмет лишь по внешнему виду. Но зато его пустые формы могут заполняться любыми и неограниченно многими предметами. Совершенный интеллект выходит за свои первоначальные границы и может найти применение вне практической сферы, для которой он, собственно, создан.
У человека появляется интуиция, в которой инстинкт становится незаинтересованным и способным к саморефлексии. Кроме того, человек свободен. Таким образом, весь этот процесс развития ведет к освобождению сознания у человека и человек выступает как конечная цель жизненной организации на нашей планете.