Билет 2
1. Экономическая глобализация: этапы и тенденции развития
Глобализация — объективный, последовательный процесс возрастания экономической взаимозависимости стран мира вследствие всё более тесной интеграции на рынках товаров, услуг, капиталов рабочей силы и информационных потоков.
Признаки глобализации:
• Трансграничные операции становятся более активными;
• Ресурсы, товары и услуги становятся более мобильными;
• ТНК играю всё более значительную роль;
• Экономическая и финансовая неустойчивость всё шире отмечается на трансграничных рынках;
• Экспансия информационных технологий и электронной коммерции.
Индикаторы глобализации:
• Международная торговля;
• Иностранные инвестиции;
• Миграция рабочей силы;
• Научно-техническое и культурное сотрудничество.
Факторы, ускорившие процесс глобализации:
• Информационные технологии;
• Либерализация внешнеэкономических связей (политика свободной торговли);
• Новое Великое переселение народов (в Европу и Северную Америку).
2. Причины международного движения капитала, его основные формы и тенденции развития
Капитал — это стоимость, приносящая добавочную стоимость.
Инвестиция — это вложение капитала в предприятия разных отраслей, проекты и программы.
Инвестиционный климат — привлекательность вложения денег в страну.
Иностранный капитал делится на:
• По происхождению:
• Официальный;
• Частный;
• По характеру использования:
• Предпринимательский;
• Ссудный;
• По сроку:
• Краткосрочный;
• Среднесрочный;
• Долгосрочный.
Формы иностранных инвестиций:
• Прямые — ИИ, позволяющие установить контроль за предприятием (как правило, от 10%);
• Портфельные — ИИ, формирующиеся в виде портфеля ценных бумаг, не дающих права контроля за предприятием;
• Прочие:
• Торговые кредиты, полученные от международных финансовых организаций;
• Кредиты иностранных государств;
• Банковские вклады;
• Финансовый лизинг.
Динамика:
• В 2006 мировые ПИИ составили 1,306 трлн. USD (3,9% в общих инвестициях, +38% к 2005);
• В тот же период мировые ПоИИ составили 32,391 трлн. USD (+25% к 2005).
Билет 3
1. Международное разделение труда. Основные факторы, его обусловливающие
Международное разделение труда — специализация отдельных стран на наиболее выгодных и рациональных для них видах производства товаров и услуг, предназначенных для обмена на внешних рынках на товары и услуги, производство которых неэффективно или невозможно.
В основе международного разделения труда лежат как объективные материальные предпосылки, так и субъективные исторические факторы.
Объективные предпосылки:
• Природно-климатические условия;
• Обеспеченность полезными ископаемыми и природными ресурсами;
• Размер территории;
• Численность, возрастной состав населения;
• Географическое расположение страны и её близость к международным экономическим центрам и транспортным коридорам.
Субъективные факторы:
• Уровень экономического и научно-технического развития;
• Характер общественно-политической системы;
• Участие в международных экономических союзах;
• Особенности исторического развития;
• Субъективные позиции руководства страны.
Типы МРТ:
• Единичное — специализация государств на изготовлении отдельных деталей, узлов и агрегатов;
• Частное — специализация на определённых отраслях производства, видах готовой продукции;
• Общее — разделение труда по сферам производства;
• По стадиям технологических производственных процессов.
Показатели участия в МРТ:
• Группа А:
• Экспортная квота страны в её ВВП;
• Коэффициент опережения темпами роста экспорта темпов роста ВВП;
• Импортная квота страны в её ВВП;
• Коэффициент опережения темпами роста импорта темпов роста ВВП;
• Внешнеторговая квота (сумма импорта и экспорта);
• Группа Б:
• Доля экспорта страны в определённый регион в её валовом экспорте;
• Коэффициент опережения темпами роста экспорта в определённый регион темпов роста валового экспорта страны;
• Доля экспорта отдельной страны в экспорте региона;
• Коэффициент опережения темпами роста экспорта отдельной страны темпов роста экспорта региона.
2. ТНК и их роль в мировой экономике
ТНК — крупные объединения, использующие в хозяйственной деятельности международный подход и предполагающие формирование и развитие международного производственно-сбытового, торгового и финансового комплекса с единым центром принятия решений в стране базирования и филиалами, дочерними предприятиями и представительствами в других странах.
В мире насчитывается более 70 000 ТНК и 850 000 их филиалов. Крупнейшие ТНК сосредоточены, как правило, в экономически развитых странах. Обычно ТНК расширяют свой международный бизнес путём приобретения или создания за рубежом новых компаний, организации совместных предприятий или же благодаря формированию другого рода объединений и альянсов.
Влияние ТНК на экономику отдельных государств постоянно усиливается, обычно это касается развивающихся государств: в начале 21 в. ТНК контролируют до 40% всего промышленного производства развивающихся стран и половину их внешней торговли.
Отсутствие или ослабление контроля за деятельностью ТНК со стороны принимающей страны приводит к негативным последствиям (отток капитала, перевод прибылей в экономически развитые страны).
Влияние ТНК на технологический прогресс в развивающихся странах остаётся двойственным. Воздействие ТНК на социально-экономическое развитие развивающихся стран в значительной степени зависит от способности последних изыскивать эффективные нормы и мтеоды использования результатов международного бизнеса в своих экономических интересах.
ТНБ — банк, достигший такого уровня международной концентрации и централизации капитала, что сращивание его с промышленным капиталом (ТНК) предполагает реальное участие ТНБ в экономическом разделе мирового рынка ссудных капиталов и кредитно-финансовых услуг.
В своей деятельности ТБ проявляется международный подход к формированию и развитию своей транснациональной сети филиалов, отделений и представительств с единым центром принятия решений в стране базирования головного банка.
К началу 21 в. в мире сформировались три главных региона, в которых сконцентрированы крупнейшие ТНБ мира: США, Европа и Япония. В этих регионах образовался ряд международно признанных финансовых центров: в США — Нью-Йорк и Чикаго; в Европе — Лондон, Люксембург, Париж, Цюрих и Франкфурт-на-Майне; в Японии — Токио.
В начале 21 в. насчитывается около двух десятков крупнейших финансовых центров, содержащих более 1000 филиалов и отделений ТНБ. Эти банки служат основными источниками финансирования международного бизнеса.
Современные ТНБ отличаются тем, что их внешняя деятельность стала заметным фактором расширения и развития процесса глобализации хозяйственных связей большинства стран мира.
Билет 5
1. Сущность оффшорных и свободных экономических зон, причины их создания и место в мирохозяйственных связях
Особые экономические зоны
Осо́бая экономи́ческая зо́на (ОЭЗ) — ограниченная территория с особым юридическим статусом по отношению к остальной территории и льготными экономическими условиями для национальных и иностранных предпринимателей. Главная цель создания таких зон — решение стратегических задач развития государства в целом или отдельной территории: внешнеторговых, общеэкономических, социальных, региональных и научно-технических задач.
ОЭЗ могут быть классифицированны по выполняемым функциям, степени интеграции в экономику и системам предоставляемых льгот.
По функциям
• Промышленно-производственная зона
• Технико-внедренческая зона
• Сервисная зона
• Комплексная зона
В России существуют зоны четырёх типов: технико-внедренческие, промышленно-производственные, туристско-рекреационные и портовые (в проекте).
Промышленно-производственная зона (ППЗ) — часть национальной таможенной территории, внутри которой налажено производство конкретной промышленной продукции; при этом инвесторам предоставляются различные льготы.
Технико-внедренческая зона (ТВЗ) — территория, выведенная за пределы национальной таможенной территории, внутри которой размещаются научно-исследовательские, проектные, конструкторские бюро и организации. Примеры ТВЗ: технопарки, технополисы.
Туристско-рекреационная зона — территория, на которой ведется туристско-рекреационная деятельность — создание, реконструкция, развитие объектов инфраструктуры туризма и отдыха, развитие и оказание услуг в сфере туризма.
По степени интеграции в экономику
• Зоны, интегрированные в национальную экономику
• Анклавные (изолированные) зоны
По системам льгот
• Налоговые: налоговые «каникулы» — частичное или полное освобождение инвесторов от уплаты налогов на собственность и имущество, НДС и т. п.
• Таможенные (импорт) — частично или полное освобождение от импортных пошлин на полуфабрикаты, сырье и т. п., ввозимых для использования внутри зоны;
• Таможенные (экспорт) — частично или полное освобождение от экспортных пошлин на изготовленную внутри зоны продукцию.
• Финансовые — инвестиционные субсидии, государственные льготные кредиты, сниженные ставки на оплату коммунальных услуг и аренду производственных помещений.
• Административные — упрощенный порядок регистрации предприятий, упрощенный порядок въезда-выезда иностранных граждан, беспрепятственный вывоз правомерно полученной прибыли иностранными гражданами за рубеж.
Офшорные зоны
Офшорная зона — государство или его часть, в пределах которой для компаний-нерезидентов определяется особый режим регистрации и деятельности.
В офшорной зоне:
• упрощен и ускорен процесс регистрации нерезидентов, при которой уплачивается чисто символическая сумма (например, в Панаме необязательно указывать учредителей компании, незначительный сбор уплачивается и при ежегодной перерегистрации);
• по заниженным ставкам уплачиваются нерезидентами налоги с прибыли и подоходный налог с физических лиц;
• гарантируется конфиденциальность деятельности офшорных компаний, они освобождены от государственного валютного контроля.
В целях защиты национального бизнеса офшорным компаниям запрещено заниматься любой предпринимательской деятельностью внутри офшорной зоны. Основные доходы офшорной зоны складываются от сборов за регистрацию и перерегистрацию, налоговых поступлений, расходов офшорных компаний на содержание в зоне их постоянных представительств (секретарских бюро). Они включают следующие статьи: аренда помещения, связь, электроэнергия, оплата проживания и питания, транспорт, досуг, лечение работников бюро.
Во многих офшорах требуется обязательное трудоустройство местных жителей в секретарское бюро, тем самым решается проблема занятости. Импортируемые для нужд компаний оборудование, автомобили, материалы не облагаются таможенными пошлинами. Число зарегистрированных нерезидентских фирм в одном офшоре может достигать нескольких десятков тысяч.
В декабре 2003 г. Совет Федерации РФ отменил с 1 января 2004 г. инвестиционную льготу по налогу на прибыль, которую до этого имели право устанавливать местные власти. Тем самым упразднены в России внутренние офшоры (Калмыкия, Чукотка и др.).
Типы офшорных зон
На сегодняшний день в мире насчитывается несколько десятков стран, где практикуются налоговые льготы для оффшорных компаний.
Неофициальная классификация
• К первому типу относятся страны с отсутствием налогов, не требующие отчетности.
В основном это небольшие государства третьего мира. Наиболее известные оффшорные зоны этого типа: Багамские острова, Британские Виргинские острова, Каймановы острова. Такие оффшорные зоны, характеризуются высокой степенью конфиденциальности для владельцев оффшорных компаний и почти полным отсутствием контроля со стороны властей за деятельностью таких компаний. Именно поэтому солидные компании и банки не хотят иметь с ними финансовых отношений. Указанные государства, имеют невысокий уровень развития экономики, но отличаются достаточно высокой политической стабильностью.
• Оффшорные зоны повышенной респектабельности.
В таких зонах от оффшорных компаний требуют финансовую отчетность и предоставляют им ощутимые налоговые льготы. Со стороны правительства этих государств контроль более жесткий, чем в странах первого типа, ведется реестр директоров и акционеров, но и престиж компаний гораздо выше. Это - Ирландия, Гибралтар, остров Мэн.
• К третьей группе можно отнести страны, которые нельзя считать стандартными оффшорными зонами, но которые, предоставляют зарегистрированным в них нерезидентским и не извлекающим доходов с их территории компаниям некоторые налоговые льготы.
Среди этих стран и Россия (Калмыкия, Ингушетия, Алтай). Требование к отчетности повышает степень доверия к таким фирмам со стороны деловых партнеров. Среди этой группы наибольшей популярностью пользуется Кипр. Это единственная страна, где для компаний международного бизнеса действуют межправительственные соглашения об избежании двойного налогообложения.
Билет 8
1. ВТО и её роль
ВТО играет решающую роль в регулировании мировой торговли товарами, услугами, интеллектуальной собственностью, а также в формировании торговой политики стран-членов и в урегулировании торговых споров между ними.
Главными задачами ВТО являются:
• Либерализация международной торговли;
• Обеспечение её предсказуемости и справедливости;
• Способствование экономическому росту;
• Повышение экономического благосостояния людей.
Основные принципы ВТО:
• Недискриминация;
• РНБ;
• Национальный режим;
• Прозрачность:
• Доступность информации о мерах госрегулирования;
• Применение любых мер регулирования только после опубликования;
• Единообразное применение мер регулирования;
• Возможность обжалования действий властей;
• Нотификация;
• Прозрачность в рамках системы разрешения споров:
• Консультации;
• Предоставление информации заинтересованным сторонам;
• Прозрачность процедур принятия решений.
Билет 9
1. Международные валютные системы и институты
Элементы МВС Тип МВС
Парижская
(до 1914) Генуэзская
(1922-1929) Бреттон-Вудская
(1944-1972) Ямайская
(1976 — н. вр.)
Резервная валюта Золото Девизы и золото USD (обмениваемый на золото) и GBP (де-юре) СДР
Условия взаимной конвертируемости Валюты свободно обмениваются между собой и на золото Конвертируемость валют на основе золотого содержания Обмен валют на основе паритетов, выраженных в USD, и золотого содержания Обмен на основе паритетов, выраженных в СДР
Унифицированный режим валютных паритетов Конвертируемость валют на основе золотого содержания Конвертируемость валют на основе золотого содержания Обмен валют на основе паритетов, выраженных в USD, и золотого содержания Обмен на основе паритетов, выраженных в СДР
Регламентация режима валютных курсов Свободно плавающий валютный курс в пределах «золотых» точек Свободно колеблющийся валютный курс Фиксированный к USD валютный курс Возможность выбора режима валютного курса
Межгосударственное регулирование международной валютной ликвидности Национальные золотые запасы Специальные стабфонды ЗВР государств, резервная квота в МВФ ЗВР государств, резервная квота в МВФ
Унификация основных форм международного кредитования Обычаи Обычаи, решения Женевской конвенции от 1930-31 гг. по вексельному закону Обычаи, решения Женевской конвенции от 1930-31 гг. по вексельному закону Обычаи, решения Женевской конвенции от 1930-31 гг. по вексельному закону, решения ГАТТ, ВТО
Унификация основных форм международных расчётов Обычаи Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов
Унифицированные правила по инкассо
Чековый закон Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов
Унифицированные правила по инкассо
Чековый закон Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов
Унифицированные правила по инкассо
Чековый закон
Режим мировых валютных рынков и рынков золота Мировые рынки валюты и золота взаимосвязаны США, Великобритания, Франция фиксируют цену золота Существуют рынки золота с фиксированной и плавающей ценой Децентрализованный рынок золота, аукционы по продаже золота
Международные организации, осуществляющие валютное регулирование Периодические конференции Периодические конференции МВФ МВФ, совещания «большой восьмерки», экономические и финансовые организации ООН, Банк международных расчётов (Базельский комитет)
Билет 13
1. Основные международные экономические организации, их задачи и функции
Финансовые институты ООН относятся к категории глобальных. Глобальные МФО осуществляют регулирование валютно-кредитных отношений в рамках всей мировой экономики. Они вносят существенный вклад в глобализацию МХС.
К финансовым институтам ООН относятся: МВФ, Всемирный банк, МБРР, МАР, МФК и МАИГ.
МВФ — см. вопрос 37-1.
Всемирный банк — см. вопрос 35-1.
Международный банк реконструкции и развития (МБРР):
• Создан в 1944 на Бреттон-вудской конференции;
• Основные цели:
• Содействие реконструкции и развитию стран-участниц путём поощрения капиталовложений для производственных целей (в т. ч. иностранных);
• Содействие поддержанию равновесия платёжных балансов и сбалансированному росту международной торговли;
• Главные направления деятельности:
• Долгосрочные займы и кредиты на производственные цели;
• Долгосрочные займы на развитие инфраструктуры и охрану окружающей среды;
• Консультации и исследования по экономической и научно-технической тематике;
• Оказание технической помощи.
Международная ассоциация развития (МАР):
• Создана в 1960;
• Фактически представляет собой фонд ресурсов для МБРР;
• Основные цели:
• Предоставление долгосрочных кредитов наименее развитым странам (НРС);
• Содействие экономическому развитию, повышению уровня жизни и производительности труда в наименее развитых странах;
• Главные направления деятельности:
• Кредитование проектов в НРС и проведение их экспертизы;
• Содействие проведению экономических, экологических и социальных реформ в НРС.
Международная финансовая корпорация (МФК):
• Создана в 1956;
• Де-факто является филиалом МБРР;
• Основные цели:
• Содействие развитию частного предпринимательства, преимущественно в развивающихся странах;
• Содействие повышению рентабельности и инвестиционной привлекательности частного сектора;
• Главные направления деятельности:
• Предоставление займов непосредственно частным предприятиям и инвестирование собственных средств МФК без требования гарантий со стороны правительств;
• Осуществление инвестиций, содействие созданию СП между предприятиями разных стран;
• Техническая и консультационная помощь предприятиям, передача современного управленческого опыта;
• Осуществление информационной деятельности.
Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям (МАИГ):
• Создано в 1988;
• Де-факто является филиалом МБРР;
• Основные цели:
• Гарантирование инвестиций на производственные цели, преимущественно в развивающихся странах;
• Страхование и перестрахование от некоммерческих рисков;
• Содействие разработке проектов на основе их обоснованности для конкретной страны;
• Главные направление деятельности:
• Предоставление гарантий для защиты от потерь, вызванных неконвертируемостью местной валюты, экспроприацией собственности в стране пребывания, войной и гражданскими беспорядками, нарушением контракта со стороны контрагента;
• Осуществление сострахования и перестрахования;
• Техническая, консультационная и информационная помощь.
Европейский инвестиционный банк
ЕИБ был учреждён в 1958 г. в соответствии с Римским договором. Его устав является составной частью Договора о Европейском союзе. Задачи банка определяются на основе решений Европейского Совета. ЕИБ представляет собой финансово автономную и юридически самостоятельную организацию. Членами банка являются все страны Европейского Союза. Штаб-квартира в Люксембурге.
ЕИБ осуществляет финансирование инвестиций в странах европейского союза, совершая операции на рынке капталов и использую свои собственные средства. Он не ставит целью получение прибыли. Его задачей является предоставление займов и гарантий, облегчающих финансирование проектов для менее развитых регионов, для модернизации или конверсии предприятий, развития предпринимательской деятельности в в новых областях, а также осуществления проектов, представляющих общий интерес для нескольких стран-членов. ЕИБ представляет также займы некоторым развивающимся странам и странам Центральной и Восточной Европы.
Главными направлениями деятельности явл:
1. предоставление кредитов как государственным, так и частным заёмщикам в промышленности, сельском хозяйстве, экологической и энергической инфраструктуре, услугах, коммуникациях;
2. финансирование инвестиционных программ, осуществляемое в сочетании с операциями структурных фондов, действующих под руководством Европейской Комиссии.
3. предоставление долгосрочных займов для промышленных проектов и проектов по развитию инфраструктуры;
4. оказание содействия в разработке и оценке проектов путём проведения анализа их технико-экономического обоснования;
5. предоставление займов на финансирование проектов. Осуществляемых в странах, не являющихся членами Европейского Союза.
Межамериканский банк развития
МаБР создан в 1959 году по инициативе Организации американских государств. Членами МаБР являются 46 стран, в том числе 28 стран Латинской Америки и Карибского бассейна и 18 промышленно развитых стран из других регионов мира (США, Канада, Япония, Израиль и ведущие страны Западной Европы). Наибольшим числом голосов располагают США (31%), Аргентина и Бразилия (по 11% каждая). Штаб-квартира в Вашингтоне (США).
Основными целями МаБР явл.:
1. оказание помощи в ускорении экономического и социального развития стран Латинской Америки и Карибского бассейна;
2. содействие частным и государственным инвестициям в экономику этих стран;
3. сотрудничество со странами-членами, нацеленное на ориентацию их политики на более эффективное использование ресурсов на основе взаимодополняемости экономик и развития внешней торговли.
Главными направлениями деятельности МаБР явл.:
- финансирование экономических и социальных проектов в регионе, прежде всего связанных с промышленностью, энергетикой, сельским хозяйством и рыболовством, транспортом, туризмом, малыми и средними предприятиями, инфраструктурой;
-оказание технической помощи в целях содействия подготовке, финансированию и реализации национальных и региональных планов и проектов развития;
- оказание содействия в определении приоритетных проектов;
-оценка проектов на протяжении всего проектного цикла.
Азиатский банк развития
АзБР создан в 1966 году по инициативе Экономической и социальной Комиссии ООН для стран Азии и Тихого океана в целях оказания содействия экономическому развитию и сотрудничеству стран региона. Членами АзБР являются 56 стран, в том числе 40 стран азиатско-тихоокеанского региона и 16 промышленно развитых стран из других регионов мира (США, Канада и ведущие Западные страны). Штаб-квартира в Маниле (Филиппины).
Главными направлениями деятельности являются:
1. финансирование региональных, субрегиональных и национальных проектов и программ, содействующих экономическому росту развивающихся стран региона;
2. содействие развитию сельского хозяйства, энергетики транспорта и связи, инфраструктуры;
3. предоставление займов малым и средним предприятиям;
4. содействие инвестициям государственного и частного капитала в странах региона;
5. координация экономических планов стран региона для более рационального использования ресурсов этих стран и расширения региональной торговли;
6. предоставление технической помощи при подготовке и реализации проектов и программ развития;
7. осуществление совместного финансирования проектов с официальными коммерческими и экспортно-импортными организациями на многосторонней или двусторонней основе.
Африканский банк развития
АфБР основан в 1964 году по инициативе Экономической комиссии ООН для Африки с целью предоставления кредитов африканским странам для реализации проектов национального и регионального развития по субсидируемым процентным ставкам. Членами АфБР являются 77 стран, в том числе 53 страны Африки и 24 страны из лругих регионов мира (США, Канада, Аргентина, Бразилия, Япония, Китай, Индия, Южная Корея, Кувейт, Саудовская Аравия, ведущие страны Западной Европы). Благодаря членству в АфБР нерегиональные страны имеют право преимущественного участия в торгах на поставку товаров и услуг по объектам, сооружаемым с помощью займов Банка. Штаб-квартира в Абиджане (Кот-д’Ивуар).
Основными целями АфБР являются:
1. содействие экономическому и социальному развитию региональных стран-членов;
2. финансирование инвестиционных программ и проектов;
3. содействие государственным и частным инвестициям;
4. организация финансирования, осуществляемого банком совместно с двусторонними и многосторонними институтами;
5. оказание технической помощи региональным странам-членам в подготовке проектов развития;
Главными направлениями деятельности АфБР являются:
1. финансирование региональных трансграничных проектов развития, прежде всего в области транспорта, энергетики и водоснабжения;
2. разработка стратегии развития экономики африканских стран;
3. оказание финансовой и технической помощи при выборе объектов для финансирования, при подготовке по ним проектно-сметной документации, предоставление на льготных условиях ноу-хау;
4. осуществление операций по снижению долговых обязательств африканских стран;
5. финансирование малоприбыльных проектов в социальной сфере.